logo
Булгакова Н

11.3. Обучение плаванию

в общеобразовательной школе

Учебный материал раздела «Плавание» программы физическо­го воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе является обязательным для каждого учащегося и способствует ре­шению следующих взаимосвязанных задач:

339

Распределение учебного времени на изучение различных разде­лов программного материала предусматривает выделение в IV классе 26 ч на раздел «Плавание». В школах, имеющих соответ­ствующие условия (школьный бассейн или близко расположен­ную водную базу), приступать к изучению программного материа­ла можно, начиная с I класса. В дальнейшем (V—XI кл.) на изуче­ние раздела «Плавание» рекомендуется планировать по 14 ч в каж­дом классе — за счет равномерного сокращения времени на изуче­ние других разделов («Лыжная подготовка», «Спортивные игры» и др.). Предусматривается проведение как теоретических, так и пра­ктических занятий.

В процессе обучения плаванию в общеобразовательной школе осуществляется последовательное (от класса к классу) освоение техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов (IV—XI кл.). В результате освоения данного раздела программы школьники приобретают основы знаний и умений по оказанию помощи тонущим (VII—VIII кл.), использованию навы­ка плавания в игровой и соревновательной деятельности (IX—XI кл.); по выполнению функций судьи на соревнованиях по плаванию и помощника учителя физической культуры (IX—XI кл.).

Изучение программного содержания раздела «Плавание» со­действует повышению уровня физической подготовленности школьников (показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей, представленных в таблицах программ начальной, неполной и полной средней шко­лы); побуждает к самостоятельному выполнению физических уп­ражнений, закаливающих процедур и др.; совершенствует сорев­новательную деятельность; позитивно влияет на поведение уча­щихся в процессе занятий (соблюдение дисциплины, правил без­опасности и гигиенических норм; оказание помощи товарищам и учителю и др.).

Поскольку упражнения в плавании отличаются большой вари­ативностью выполнения, систематические занятия оказывают су­щественное влияние на развитие координационных (равновесие, ориентирование в пространстве, дифференцирование временных, пространственных и силовых параметров движений) и кондици­онных (выносливость, силовые возможности) способностей.

340

Обучение плаванию проводится в течение учебного года в кры­тых плавательных бассейнах и на открытых водоемах (в зависимо­сти от климатических условий).

Для учащихся I смены занятия плаванием желательно планиро­вать на последних уроках. Для школьников II смены занятия пла­ванием выносятся за сетку часов, чтобы учащиеся могли после бассейна подготовиться к урокам в школе. При организации заня­тий по плаванию вне сетки часов целесообразно планировать их 3 раза в неделю — это позволит повысить эффективность учебного процесса. Учебные группы для обучения плаванию комплектуют­ся по уровню подготовленности школьников; численность группы — 10—15 человек. В неполной средней школе мальчики и девочки могут заниматься плаванием в одной группе.

До начала занятий в бассейне необходимо провести подготови­тельную работу с учащимися (см. главу 8, раздел 8.4).

Не менее чем за 1 — 1,5 месяца до начала занятий в бассейне учи­тель физкультуры должен составить специальные комплексы уп­ражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Мож­но рекомендовать ребятам повторять эти упражнения дома, во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению упражнений, подводящих к овладению техникой плава­ния. Перед изучением обязательного материала программы для IV класса выполняются комплексы, основой которых являются упражнения для изучения техники кроля и упражнения для освое­ния с водой.

Одной из задач учителя физкультуры является подготовка акти­ва из числа учащихся, умеющих хорошо плавать, в качестве по­мощников. Помощники должны уметь показать правильное вы­полнение упражнений, исправить ошибки занимающихся, сле­дить за дисциплиной и поддерживать порядок на занятиях, систе­матически повышая уровень своей плавательной подготовленно­сти и овладевая приемами спасения тонущих. Тренировка физ­культурного актива должна проводиться до или после уроков по плаванию (желательно провести ее за месяц до начала занятий в школе). Помощники учителя физкультуры должны уметь про­плыть без остановки не менее 200 м, нырять в глубину и длину, транспортировать пострадавшего, освобождаться от захвата тону­щего и знать приемы оказания доврачебной помощи.

Как правило, занятия по обучению плаванию в бассейнах про­водят опытные тренеры и инструкторы. Учитель физической куль­туры в этом случае становится непосредственным помощником тренера, выполняя различные организационные функции (встре-

341

чает учащихся в холле бассейна, оформляет им пропуска, организу­ет их на занятие и т.д.)- и участвует в самом процессе обучения (сле­дит за выполнением учащимися общеразвивающих и специальных упражнений в зале «сухого плавания», в том числе разученных на уроках физической культуры в школе; проводит занятия с отстаю­щими или плохо умеющими плавать в мелкой части бассейна или в «лягушатнике»). В обязанности учителя входит также учет посеща­емости занятий плаванием, о чем он информирует классного руко­водителя и вносит соответствующие записи в классный журнал.

Планирование занятий. Продолжительность занятий по разделу «Плавание» в IV классе составляет 13 недель. В соответствии с учебной программой за основу планирования принимается 26-урочная программа. На ее основе разрабатывается график по­урочного распределения учебного материала (табл. 10).

Учебный процесс по плаванию условно можно разделить на три этапа.

1-й этап (уроки 1-6). Его основу составляют упражнения для освоения с водной средой и элементарные гребковые движения руками и ногами, выполняемые в методической последовательно­сти, принятой в процессе массового обучения плаванию детей и подростков (имитационные упражнения в зале, гребковые движе­ния в положении стоя на дне, у неподвижной опоры, в ходьбе по дну, с подвижной опорой), общеразвивающие упражнения, учеб­ные прыжки в воду, игры в воде.

2-й этап (уроки 7—21). Основные задачи — изучение техники плавания способами кроль на груди и на спине; выполнение уп­ражнений, направленных на освоение стартовых прыжков и про­стых поворотов.

3-й этап (уроки 22—26). Его основу составляют подготовка к ито­говым внутришкольным соревнованиям (очным или заочным), выполнение контрольных нормативов, подготовка класса к уча­стию в водном празднике, проведение игр и развлечений на воде.

Такое распределение учебного материала соответствует задачам обучения плаванию школьников, уровню подготовленности боль­шинства учащихся и методической последовательности изучения программного материала.

В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с классом о продолжении занятий плаванием. Если для это­го нет условий, нужно продолжать выполнять комплекс упражне­ний, разученных в бассейне, обращая внимание на упражнения «мельница», «скольжение» в положении стоя у стенки, движения ногами и руками способом кроль. Эти упражнения пригодятся,

342

Таблица JO

График поурочного распределения учебного материала

ц/h

Учебный материал

Номера уроков

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 12 13 14 15 16 17

IS

19

2(1

21

22

23

24

25

26

4. 5. 6.

9.

Теоретические сведения

Общеразвивающие

и специальные упражнения

Упражнения для освоения

с водной средой:

передвижения по дну

изучение дыхания

погружение и открывание

глаз в воде

всллывание и лежание на воде

скольжение

Учебные прыжки в воду

Игры в воде

Упражнения для изучения

техники способа кроль

на груди

Упражнения для изучения

техники способа кроль

на спине

Упражнения для изучения

техники выполнения поворотов

и стартов

Учебные соревнования

к

к

к

к

к

СО

*=^ со

К — выполнение контрольных упражнений

как только представится возможность плавания в естественных водоемах.

Необходимо напомнить ребятам о правилах поведения на воде:

На последнем занятии, подводящем итоги обучения плаванию, провести соревнования, программа которых должна соответство­вать уровню подготовленности школьников.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите задачи обучения плаванию в общеобразовательной школе.

  2. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в IVклассе.

  3. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в VIX классах.

  4. Дайте характеристику содержания программного материала по плаванию в XXI классах.

  5. Как лучше организовать учебный процесс по плаванию для уча­ щихся III смены?

Рекомендуемая литература

  1. Физическая культура: В кн. «Примерные программы основного общего образования»/ Сост. A.M. Воданский, Н.Н. lapa. — 3-е изд. — М.: Дрофа, 2000, с. 271-309.

  2. Физическое восп итание учащихся 5— 7 классов: Пособие для учи­ теля/ Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. — М.:Просвещение, 1997.

  3. Физическое воспитание учащихся 8—9 классов: Пособие для учи­ теля/ Под ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 1998.

  4. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя/ Под ред. В.И. Ляха. — М.: Просвещение, 1997.

  5. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать: Книга для учите­ ля. М.: Просвещение, 1988.

344