8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
Успех праздника зависит от предварительной подготовки. Для организации праздника на воде создается оргкомитет, который знакомится с местом проведения праздника, соответствием его санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; затем составляется сценарий праздника, определяется необходимый инвентарь, продумывается его художественное оформление.
План проведения праздника должен составляться заблаговременно, чтобы можно было провести репетиции и внести необходимые коррективы. Сценарий праздника окончательно утверждается только после проведения генеральной репетиции. Каждый участник праздника на воде должен быть ознакомлен с планом его проведения заранее.
Для обеспечения безопасности проведения водного праздника привлекаются работники ближайшей спасательной службы, а также, спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов старших отрядов.
Чтобы праздник получился более зрелищным, надо продумать художественное оформление места его проведения, а также оригинальные костюмы участников. Важное значение для более успешного проведения праздника имеют дикторский текст и музыкальное сопровождение.
Для привлечения зрителей и болельщиков желательно заранее вывесить красочные объявления о празднике.
Программа праздника на воде может быть весьма разнообразной - важно, чтобы он получился зрелищным, имел пропагандистское значение, а главное, соответствовал возрасту и уровню подготовленности участников. В нее могут включаться следующие мероприятия:
264
Соревнования по плаванию на короткие дистанции (дети до 12 лет — 25 м, 12—13 лет — 50 м, старше 13 лет — 100 м).
Ныряние в ластах в длину.
Прыжки в воду.
Водное поло.
Эстафетное плавание — 10x25 м и 8x50 м.
Участники плывут разными способами или по элементам - в зависимости от уровня плавательной подготовленности.
Каждый участник команды (отряда) при условии проплывания своей дистанции получает 1 наградное очко.
По итогам соревнований выявляется лучший пловец лагеря в каждой возрастной группе, лучший отряд в лагере. Затем центральный штаб клуба «Нептун» определяет 15 лагерей-победителей. Лучшему из них вручается переходящий приз — «Золотой трезубец».
Показательные выступления лучших пловцов. Демонстрация техники различных способов плавания.
Выполнение упражнений подводного спорта (ныряние в мо ноласте; плавание в ластах и маске с трубкой и т.д.).
Групповые и сольные выступления представительниц син хронного плавания.
Шуточные эстафеты, аттракционы, комические прыжки в воду.
Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Во время церемонии закрытия награждаются победители соревнований.
После спортивной части можно провести интересный праздник на воде — праздник Нептуна — как итог всей работы по массовому обучению плаванию в лагере.
Разработка сценария такого праздника должна проводиться со вместно с ребятами; придумываются стихи или песни для «руса лок», «дельфинов», самого »Нептуна» и т.д. ,. , . , >и.
Примерный план подготовки и проведения праздника Нептуна
В начале лагерной смены подготовить и подбросить на пляж запечатанную бутылку с запиской о прибытии в лагерь морского бога Нептуна. В бутылке должен находиться также приказ Непту на: всем детям научиться плавать. Оповестить об этом весь лагерь.
Написать сценарий праздника и разучить его со свитой Неп туна, состоящей из лучших пловцов лагеря.
Дать задание вожатым, ведущим работу в различных круж ках, подготовить костюмы, маски и «оружие» для свиты Нептуна.
265
4. Провести репетицию праздника со свитой и Нептуном (во время «тихого часа»).
Примерный сценарий праздника Нептуна
1. Торжественная линейка, посвященная
началу праздника . — . 17.00
Прибытие Нептуна со свитой — 17.30
Сдача рапорта Нептуну ответственными за спортивную работу в лагере (о количестве научившихся плавать, грести на лодке;
о ребятах, ставших инструкторами по плаванию) - 17.45
4. Наказание для тех, кто не выполнил приказ
Нептуна и не научился плавать (окунание в воду) — 18.00
Финальные соревнования лучших пловцов : . (чемпионов отрядов) и награждение победителей грамотами Нептуна - 18.15-19.00
Ознакомление Нептуна с лагерем
и лагерными делами —19.00-19.30
7. Морской ужин на лужайке (меню из рыбных блюд; на траве расстелены скатерти,
блюда раздают русалки) —19.30—20.00
8. Концерт у костра подвластных Нептуну народов (танцы морских коньков,
дельфинов и т.п.) -20.00-21.00
9. Прощание с Нептуном, уплывающим
в свои владения ■ — 21.30
10. Завершение праздника песнями у костра — до 22.00
Контрольные вопросы и задания ,
Расскажите о требованиях, предъявляемых к выбору места для проведения занятий по плаванию на открытых водоемах.
Расскажите, как можно соорудить простейший бассейн на от крытом водоеме. . ''■•.-■< -■•-■..
Какие требования необходимо соблюдать, чтобы обеспечить безопасность на занятиях по плаванию?
Какие правила нужно выполнять при купании в естественных водоемах?
Каковы обязанности администрации образовательного учреж дения в организации процесса обучения плаванию ?
266 ,
Расскажите о подготовке преподавателя (инструктора) к уро ку плавания.
Дайте характеристику основных частей конспекта урока пла вания.
В чем заключаются особенности построения урока плавания ?
Какие методы организации занимающихся могут быть исполь зованы на уроке плавания?
Перечислите мероприятия, предшествующие началу соревно ваний по плаванию.
Назовите основные документы, которые готовятся до сорев нований.
Расскажите о Положении о соревнованиях.
Как составляется именная заявка на участие в соревнованиях и кем она должна быть подписана?
Как составляется техническая заявка на участие в соревнова ниях по плаванию и кем она должна быть подписана ?
Как оформляется карточка участника соревнований ?
Что должно быть отражено в отчете судейской коллегии о проведении соревнований ?
Как организовать и провести школьные соревнования по пла ванию ? :,
Перечислите основные обязанности членов судейской коллегии.
Как организовать проведение водного праздника (на примере праздника Нептуна) ? ■ , • -.••.>. ;i •!.■■■ , .• -:
Рекомендуемая литература •.:.-, г: ? >
Плавание: Учебник для педагогических факультетов ИФК/ Под ред. проф. И.Ж. Булгаковой. - М.: ФиС, 1984.
Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекции для студентов ЩОЛИФКа. — М.: ЩОЛИФК, 1989. '■ - :>.-■ .-. ,-..•. ■<■■ - •. .•..-. .
Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. — 3-е изд., пере- раб.-М.:ФиС, 1989.
Горлов О., Борисов Е. Плавание: Организация и судейство сорев нований. - С-П., 1996.
Кислое А.А. Нептун собирает друзей. — М.: ФиС, 1983. . ■>-,■■■
Плавание: Правила соревнований. — М., 1999. ■ ..
Чеботарева И.В. Организация и судейство соревнований по пла ванию: Методические разработки для студентов и слушателей ФУС ЩОЛИФКа. - М.: ЩОЛИФК, 1985. ., . ... ,-, .::.
267
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.