8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
Начиная занятия по плаванию, занимающиеся должны знать правила поведения в воде и сознательно соблюдать строжайшую дисциплину.
Несчастных случаев и травм не случится, если занимающиеся будут знать и выполнять требования безопасности.
1. Каждый занимающийся допускается к занятиям по плава нию с разрешения врача.
С занимающимися постоянно проводится разъяснительная ра бота о правилах поведения на воде и соблюдении мер безопасности.
Занятия с не умеющими плавать проводятся на мелком месте.
Все упражнения, а также первые попытки самостоятельного плавания выполняются в направлении берега или мелкого места. На первых занятиях для большей безопасности занимающихся же лательно распределить по парам.
Первые попытки плавать на глубоком месте разрешаются не более чем двум занимающимся одновременно, под непосредст венным наблюдением преподавателя.
Заплывать за границу места проведения занятий категориче ски запрещается.
240
К изучению прыжков в воду допускаются только занимаю щиеся, умеющие плавать.
До и после занятий обязательно проводится поименная про верка-перекличка занимающихся. Опоздавшие допускаются к за нятиям только с разрешения преподавателя.
Преподаватель должен постоянно наблюдать за находящи мися в воде и быть готовым (в случае необходимости) немедленно прийти на помощь.
Преподаватель должен хорошо владеть приемами спасения пострадавших на воде и оказания доврачебной помощи.
На занятиях должна соблюдаться дисциплина. Ложные кри ки «Тону!», «Помогите!», окунание в воду товарища и другие шало сти должны наказываться отстранением от занятий.
Об ухудшении самочувствия, появлении озноба или голово кружения занимающийся должен немедленно сообщить препода вателю и прекратить занятия.
Нельзя приступать к занятиям раньше чем через 2 ч после приема пищи.
На занятиях по плаванию должен присутствовать врач (ме дицинская сестра).
Место для занятий по плаванию, оборудование и инвентарь необходимо проверять до начала занятий.
Каждое занятие должно быть тщательно подготовлено. Со держание урока, последовательность выполнения упражнений и их дозировка, продолжительность и количество игр, проводимых на воде, должны определяться в соответствии с уровнем подготов ленности занимающихся.
Допустимый количественный состав учебных групп на одного преподавателя не должен превышать 15 человек.
Нельзя проводить занятия по плаванию на водоеме при плохих метеорологических условиях (сильный и порывистый ветер,низкая температура воды и воздуха, крутые волны, плохая прозрачность воды и т.п.).
Наиболее благоприятной при обучении плаванию в крытых плавательных бассейнах считается температура воды +25—26°С, температура воздуха — примерно на том же уровне.
Занятия по плаванию в открытых водоемах можно проводить при температуре воды не ниже +18°С.
Продолжительность занятий в воде зависит от задач урока, температуры воды и воздуха. В случае появления дрожи, «гусиной кожи», посинения губ занимающимся необходимо выйти из воды, вытереться досуха и одеться.
241
Для профилактики простудных заболеваний и соблюдения личной гигиены важно выполнять следующие гигиенические правила:
в период, предшествующий плаванию (1-2 месяца), проводить с занимающимися закаливающие мероприятия;
при пониженной температуре воздуха и воды проводить более интенсивную разминку на суше перед входом в воду;
нельзя начинать занятия в воде после длительного пребывания на солнце;
следить, чтобы занимающиеся долго не оставались в воде бездвижений;
после выхода из воды нужно вытереться полотенцем, проделать несколько согревающих упражнений и сразу одеться (обратить внимание на содержание в тепле ног и головы);
перед началом и после занятия в воде следует вымыться поддушем (без купальных костюмов) с мылом и губкой;
купальный костюм не должен стеснять движений при плавании;
8) не допускать, чтобы занимающиеся пользовались чужими купальными костюмами, полотенцами или предметами туалета.
При нахождении на открытых водоемах (без наблюдения преподавателя) купающимся категорически запрещается:
заплывать за знаки ограждения мест, отведенных для купа ния;
купаться у набережных, пристаней, причалов;
прыгать в воду с мостов, лодок, судов;
подплывать к моторным, парусным судам, баржам и весель ным лодкам;
плавать на фарватере и переплывать реку;
прыгать в воду вниз головой и нырять в местах с неизвестны ми глубиной и состоянием дна;
подплывать под предупредительные знаки (буйки, бакены и т.п.) или залезать на них;
далеко заплывать с плавательными досками, автомобильными камерами, надувными матрацами и т.п.;
загрязнять воду и берег (бросать в водоем бутылки, банки и другой мусор).
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.