11.7. Плавание в системе физической реабилитации
Одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовленности является двигательная активность в условиях водной среды.
Оздоровительно-лечебное плавание — незаменимый вид физических упражнений для людей, имеющих существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.)- В связи с этим плавание применяется в лечебных учреждениях как форма физической реабилитации.
Физическая реабилитация — лечебно-педагогический процесс восстановления здоровья и трудоспособности с помощью физических факторов (физическая культура, массаж, физиотерапия, природные факторы). Основное средство физической реабилитации — лечебная физическая культура, одной из форм которой является оздоровительное плавание. Оздоровительное плавание (по возможности) применяется во всех лечебно-профилактических, реабилитационных учреждениях (больницах, поликлиниках, диспансерах, специализированных центрах, санатория?: и т.д.) практически на всех этапах лечения (особенно — в восстановительном периоде).
Формируются также специальные группы оздоровительного плавания для детей с ослабленным здоровьем. Такие группы создаются и в бассейнах — для самостоятельных занятий под наблюдением инструктора или реабилитолога.
Двигательная активность в водной среде способствует активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению работы кардиореспираторной системы, повышению умственной работоспособности, закаливанию организма.
376
В воде, благодаря ее физическим свойствам, движения выполняются плавно, с большей амплитудой, без давления массы тела на опорно-двигательный аппарат, что снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма.
В физической реабилитации применяют следующие физические упражнения в воде: специальные комплексы упражнений; плавание (имитация спортивных способов в свободном темпе, с элементами облегчения — ласты, плавательные доски); игры и купание.
Занятия по оздоровительному плаванию проводятся по назначению врача специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, и регламентируются четкими рамками индивидуализированного подбора упражнений и очень осторожного дозирования физической нагрузки — с учетом возраста, уровня подготовленности и диагноза занимающихся. При этом ведутся наблюдения за температурой воды и воздуха; динамикой параметров, отражающих объективное и субъективное состояние каждого занимающегося. Обязательно используется чередование упражнений, выполняемых на месте и в движении, по элементам и в полной координации, на разной глубине погружения, в свободном и ускоренном темпе, а также активного и пассивного отдыха.
Следует отметить, что, несмотря на всестороннее оздоровительное воздействие плавания на организм, для наибольшей эффективности лечения его рекомендуется применять в комплексе с другими средствами физической реабилитации.
Занятия оздоровительным плаванием, в частности, показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушениях обмена веществ, при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Физиологическая нагрузка и степень сдвигов в системе кровообращения зависят от скорости плавания. Равномерное преодоление в воде различных дистанций в свободном темпе является одним из видов циклических упражнений, наиболее благотворно воздействующих на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Горизонтальное положение тела и давление воды облегчают работу сердца, так как гидростатическое давление крови практически отсутствует; продвижению крови к сердцу способствуют давление воды на поверхность тела, работа больших групп мышц, присасывающее действие диафрагмы (вследствие глубокого дыхания), правильный ритм движений и дыхания. В результате сердце работает энергичнее (по сравнению с состоянием покоя перекачивает в 3—4 раза больше крови в 1 мин).
377
Гидростатическое давление способствует компрессии периферических кровеносных сосудов, улучшая их эластичность и способствуя лучшему оттоку крови по венозной системе. Большое значение для изменения кровообращения имеет расширение кожных сосудов, которые могут вместить до 1 л крови, поэтому кожа играет большую роль и как депо крови, функции которой систематически улучшаются под воздействием низких температур воды. В этих условиях сердечной мышце работать значительно легче. -
Воздействие низких температур воды и воздуха, гидромассаж кожи, вызывая сокращение, а затем расслабление мельчайших сосудов, являются лучшей гимнастикой для сосудистой сети, что особенно важно при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
При занятиях плаванием существенно повышается циркуляция крови и лимфы, уменьшаются застойные явления в организме. Ритмические чередования напряжения и расслабления мышц пловца, активные движения во всех суставах улучшают венозную гемодинамику, активизируют резервные механизмы, облегчающие работу сердца, совершенствуют тканевый обмен.
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса (60 уд/мин и менее); при этом сердечная мышца работает мощно и экономно. Это свидетельствует о значительном увеличении силы сердечной мышцы и увеличении объема крови, выталкиваемого сердцем в сосудистое русло.
Таким образом, при занятиях плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные сдвиги (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые приводят к более быстрой транспортировке крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ. В данном случае плавание выступает как профилактическое средство, создающее более высокую функциональную устойчивость сердечно-сосудистой системы в целом.
Водные процедуры стимулируют и деятельность кроветворных органов, повышая количество лейкоцитов в крови. Защитная функция крови в отношении различных болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ увеличивается (повышаются ее иммунные свойства).
Для профилактики и лечения недостаточности кровообращения I степени, дистрофии миокарда, хронических миокардитов, гипертонической (I стадии) и гипотонической болезней, атеро-
378
склероза, пороков сердца широко используются упражнения для освоения с водой, изучение основ техники плавания, дозированное плавание в свободном и умеренном темпе (с акцентом на ритмичное и глубокое дыхание), произвольное купание. Противопоказаны прыжки и ныряния, скоростное плавание, эмоциональные игры. Физическая и эмоциональная нагрузка должны распределяться равномерно в течение всего занятия, с постепенным увеличением двигательной активности занимающихся и продолжительности занятий (от 30 до 60 мин и более).
При гипертонической болезни II и Ш-А стадий допустимо лишь малоинтенсивное передвижение в теплой воде; исключаются всякие натуживания, ныряние, прыжки и прочие упражнения, требующие силового компонента.
Механизм положительного воздействия упражнений в воде на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры и увеличении подвижности грудной клетки, усилении легочной вентиляции и газообмена. Все средства плавания (включая и спортивные способы) полезны при многих заболеваниях органов дыхания, но только вне периодов их обострения: в частности, при хроническом бронхите, бронхиальной астме, для ликвидации последствий перенесенной пневмонии (воспаления легких), плеврита (воспаления плевры) и даже туберкулеза.
Интенсивная мышечная работа при плавании требует активизации дыхания. Кроме того, в отличие от обычного двухфазного дыхания, в зависимости от способа и скорости плавания могут возникать фазы задержки дыхания на вдохе и выдохе. Частота дыхания при классических способах — не более 30—40 в минуту (вдох и выдох связаны со строго определенным количеством движений руками и ногами). Такая дыхательная гимнастика способствует увеличению объема вдоха, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. В дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, что исключает застойные явления в них.
Для людей с ослабленной системой дыхания наиболее целесообразен способ брасс, в котором при вдохе происходит максимальное потребление кислорода. Кроме того, ритм движений в брассе хорошо согласуется с вдохом и выдохом.
Оздоровительное плавание показано при заболеваниях и повреждениях нервной системы (повреждения головного или спинного мозга, периферических нервов с болевыми синдромами и нарушением двигательных функций, неврозы, атеросклеротический це-ребросклероз и т.д.).
379
Вследствие интенсивного охлаждения и гидростатического давления кожная чувствительность (тактильная и болевая) понижается. Вода является прекрасным массажистом: мягко обтекая тело и массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, она благотворно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит; у него улучшаются внимание и память.
Занятия плаванием, как правило, вызывают у людей положительные эмоции (особенно при музыкальном сопровождении). Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.
Регулярные занятия плаванием (в том числе и спортивным) являются мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность человека и могут использоваться как для профилактики, так и для лечения всех видов неврозов. При неврастении (повышенной раздражительности) изучение техники спортивных способов плавания, преодоление длинных дистанций в спокойном темпе, произвольное купание (вместе с соблюдением режима дня и питания) по-настоящему незаменимы. При истерии занятия плаванием, в том числе и спортивным, помогают больному отвлечься от терзающих его переживаний. При психастении (снижении эмоционального тонуса) используются групповые занятия плаванием: обучение технике спортивных способов, чередующееся с произвольным купанием (активным отдыхом), с постепенным наращиванием общего объема и интенсивности выполнения упражнений.
Упражнения в воде помогают ликвидировать остаточные явления после воспалительных процессов, которыми сопровождаются всевозможные заболевания пищеварительной системы; они налаживают и улучшают регулярные отправления кишечника.
При хронических формах таких заболеваний, как гастрит, колит, холецистит и другие, механизм положительного воздействия плавания сводится к повышению общего тонуса организма, усилению обмена веществ, активизации секреторных и моторных функций органов пищеварения. Поэтому в программу занятий можно включать не только обучение технике передвижения в воде, но и элементарную тренировку, умеренную по объему и интенсивности выполнения упражнений. Аналогичная программа занятий может быть рекомендована и для страдающих нарушениями обмена веществ — в частности, ожирением, подагрой, диабетом и др.
Плавание положительно влияет также на обмен веществ в организме.
380
Чтобы успешно плыть, пловец должен сохранять горизонталь ное положение тела и прикладывать большие мышечные усилия. В отличие от других способов передвижения человека, при плавании наблюдаются самые высокие энергозатраты при более низкой аб солютной скорости передвижения (КПД—0,5—7,8%). Активная ра бота мышц повышает расход энергии, i :'■■ V..-J:.-.
Более низкая температура воды увеличивает потери тепла: так, за 15 мин пребывания в воде при температуре 30°С теряется 30 Ккал, а при температуре 24°С — 100 Ккал. Многократные повторные воздействия низких температур воды вызывают сложные изме нения биохимических реакций, происходящих в клетках и тка нях, а также способствуют изменению деятельности различных органов и систем: активизируются биохимические процессы, а мышечная деятельность и интенсивное дыхание еще более уси ливают их. . ;
Таким образом, плавание нормализует процессы обмена веществ в организме.
Следующая группа заболеваний, при которых показано оздоровительное плавание, - травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата.
При ограниченной подвижности опорно-двигательного аппарата в результате перенесенных травм или заболеваний (переломов костей, вывихов, полиартритов и т.п.) существенную роль играет уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создается чувство стабильности в суставах конечностей. При этом каждый занимающийся, плавая даже в высоком темпе и активно тренируя все здоровые органы и системы своего организма, не повредит больную конечность или сустав.
Условия плавательного бассейна позволяют выполнять и лечебную гимнастику в воде. Для этого больную конечность или сустав сначала прогревают в воде при температуре 38-40°С в течение 3 мин, а затем 15—20 мин отводят для выполнения специальных упражнений - как пассивных, так и активных. Каждое движение начинается в спокойном темпе и с небольшой амплитудой, которые затем постепенно увеличиваются. Упражнения для больных мышц и суставов следует чередовать с движениями здоровых звеньев опорно-двигательного аппарата.
Плавание способствует значительному развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, и создаются благоприятные условия для их
381
работы (при усиленном снабжении мышечных волокон кислородом). Это связано с цикличностью плавания — ритмичностью чередования напряжения и расслабления мышечных групп.
Физическая нагрузка (поддержание рабочей «позы пловца», приложение мышечных усилий для преодоления сопротивления вязкой и плотной водной среды) в совокупности с действием температурных факторов (низкая температура воды способствует увеличению тонуса мышц) повышает мышечную силу и работоспособность организма.
В комплексной программе физической реабилитации детей и подростков с нарушениями осанки плавание — максимально эффективное средство. В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от силы тяжести (веса тела). Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц (в этом отношении у плавания нет конкурентов среди других видов спорта) и «рабочая поза пловца» способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки.
Среди детей школьного возраста различные нарушения осанки наблюдаются (по разным данным) более чем в 50% случаев. Поскольку обучение плаванию входит в школьную программу по физической культуре, существует возможность в определенной мере содействовать профилактике и коррекции нарушений осанки с помощью оздоровительного плавания. С этой целью в школах создаются специальные группы; в программу урока добавляются некоторые специальные упражнения или занимающимся даются индивидуальные задания (примерный комплекс упражнений для коррекции осанки приводится ниже).
Плавание как средство оздоровления можно применять и при многих других заболеваниях и патологиях. Оно способствует более энергичному течению процессов регенерации тканей и рубцеванию ран после различных оперативных вмешательств, восстановлению после длительной гипокинезии, отличной тренировке вестибулярного аппарата и системы анализаторов (улучшается согласованность и взаимозаменяемость их работы) и т.д.
Воздействие воды на организм человека во время плавания начинается с кожи, площадь поверхности которой составляет 1,5-2 м2. Рецепторы кожи передают импульсы по нервным путям в головной мозг, откуда обратно поступают «ответы». Так может осуществляться перестройка функций всех органов и систем и как следствие этого — приспособление организма к условиям водной среды. Если воздействия повторяются систематически, организм вырабатывает
382
стойкие приспособительные реакции (совершенствование аппарата терморегуляции). В этом и состоит процесс закаливания. Самое эффективное закаливание - купание в естественных водоемах в теплое время года и в открытых бассейнах круглогодично.
Таким образом, плавательная нагрузка оказывает всестороннее положительное воздействие на организм: облегчает течение различных заболеваний, поднимает настроение, вызывает прилив энергии, улучшает процессы пищеварения и обмена веществ. Систематические занятия плаванием содействуют закаливанию, формированию правильной осанки, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Занятия плаванием в оздоровительных целях доступны и полезны людям всех возрастов.
Плавание применяется и в реабилитации инвалидов, где основная направленность физической культуры — коррекционно-ком-пенсаторная. Занимаясь в бассейне, человек с ограниченными умственными или физическими возможностями получает возможность самореализации, самосовершенствования. Кроме психологических аспектов, занятия оздоровительным плаванием способствуют активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию необходимых двигательных компенсаций, закаливанию, создают условия для правильного физического развития.
Противопоказания к занятиям плаванием:
все заболевания в острой форме и хронические заболевания в период обострения;
желчно- и мочекаменная болезни; легочная и сердечная не достаточность II и III степени; хронические неспецифические бо лезни легких III стадии; эпилепсия; внезапные потери сознания;
заболевания кожи; глазные болезни; лор-заболевания;
недержание мочи и кала; обильные выделения мокроты; от крытые раны; гельминтозы (глистные заболевания); венерические болезни; бациллоносительство после инфекционных заболеваний.
Примерный комплекс упражнений, применяемых на занятиях оздоровительным плаванием для коррекции осанки
Задачи: корригирующие и стабилизирующие воздействия на позвоночник (при необходимости — на стопы), укрепление мышечного корсета (особенно — мышц спины), закрепление навыков правильной осанки, повышение функциональных возможностей организма (в том числе — тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем), закаливание, обеспечение хорошего эмоционального состояния.
383
Вводная часть занятия
Исходное положение (и.п.) — стоя по плечи в воде, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладонями кнаружи). Быстро описать круг рука ми назад с максимальной амплитудой, голову отвести назад — вдох. Присев, опустить голову и, делая выдох в воду, медленно вернуть руки в и.п. Повто рить 5—6 раз.
И.п. — лежа на воде на спине, держась руками за поручень (бортик) за головой; между стопами зажат резиновый мяч (круг, пенопластовая доска). «Утопить» мяч ногами и несколько секунд удерживать в этом положении. Повторить 3—4 раза.
И.п. — стоя по плечи в воде (спиной к бортику) и держась разведенны ми в стороны руками за поручень (бортик). Сделать шаг вперед правой ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи и про гнуться; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 3—4 раза каждой ногой.
Основная часть занятия
Скольжения на груди с задержкой дыхания, с опорой и без опоры (50—100 м) или при отталкивании от бортика (8—10 раз). В конце упражне ния — выдохи в воду.
Плавание на спине при помощи движений ногами брассом: с опорой и без опоры, руки вдоль туловища или вытянуты вперед (50—100 м).
Проплывание скоростных участков (4—6 раз по 10—15 или 25 м — в за висимости от подготовки) кролем на груди при помощи движений ногами в согласовании с дыханием (соревновательный метод). По возможности ис пользовать ласты (при плоскостопии). В конце упражнения — выдохи в воду.
Плавание в медленном темпе баттерфляем без выноса рук из воды (при плоской спине); брассом на спине с гребком одновременно обеими руками (при кифотической осанке); обоими способами поочередно и на спине при по мощи движений ногами кролем и гребком одновременно обеими руками (при асимметричной осанке и других ее нарушениях). 100—200 м. По возможности ис пользовать лопаточки.
Одна из игр на воде, отвечающая задачам занятия: например, «Водола зы», «Охотники и утки», «Торпеды» (описание игр см. в главе 5).
Ныряние в длину (2—3 раза).
10. Скольжения на спине с опорой и без опоры (50—100 м) или при оттал кивании от бортика (8—10 раз).
Заключительная часть занятия
Плавание брассом на груди в полной координации с удлиненной пау зой скольжения (предложить занимающимся проплыть бассейн, выполнив наименьшее количество циклов). 100-200 м.
И.п. — стоя по шею в воде, руки сцеплены в «замок» за спиной. Распра вить плечи и отвести руки назад—вверх — вдох; медленно вернуться в и.п. -
384
выдох (для детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра «Ледоколы»). Повторить 5—6 раз.
13. «Звездочка» — лежание на воде на груди или спине (особенно при кифо-тической осанке). Сделав вдох, лечь на воду и развести руки и ноги в стороны. Повторить 2-3 раза в каждом положении.
Контрольные вопросы и задания
Какое влияние оказывает плавание на организм человека ?
Особенности организации и проведения занятий по оздорови тельному плаванию.
При каких заболеваниях и патологиях применяют оздорови тельное плавание?
Почему именно в юном возрасте проявляется максимальный оз доровительный эффект занятий плаванием ? (Вспомните его воздей ствие на различные системы организма.)
Противопоказания к занятиям оздоровительным плаванием.
Рекомендуемая литература ..(
1. Лечебная физическая культура: Справочник/ Под ред. В.А. Епифанова. — М.: Медицина, 1987, с. 21—25.
Меньшуткина Т. Г. и др. Плавание в массовой физкультурно- оздоровительной работе с населением: Учебное пособие. — СПб.: СПбГАФК, 1996.
Федченко И.А., Федченко П.П. Значение плавания как вида физических упражнений: Методическая разработка для студентов и слушателейФПКРГАФК.-М,:РГАФК,1994. ■ ■
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.