3.1.1. Общая характеристика способа
Кроль на груди — наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многобо-рий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.).
Кроль на груди имеет прикладное значение. Хорошо подготовленные спасатели используют несколько видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (с целью лучшей ориентировки на воде) при подплывании к пострадавшим. Прикладное значение способа кроль возрастает при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основу способа передвижения под водой подводника-аквалангиста составляют движения ногами кролем.
При плавании кролем на груди спортсмен лежит на поверхности воды в горизонтальном положении (лицо опушено в воду) и выполняет поочередные гребки руками. В то время, как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди-назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду.
Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными движениями почти прямыми ногами вверх-вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец успевает выполнить несколько дви-
43
жений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех- и шестиударный варианты кроля. Все варианты рациональны; выбор зависит от задач обучения, индивидуальных особенностей пловца, условий плавания. В основу большинства методик начального обучения положено освоение техники шести-ударного кроля.
Общее представление о технике плавания шестиударным кролем на груди дает рис. J 2:
Правая рука после движения по воздуху входит в воду и вытя гивается вперед, левая переходит ко второй половине гребка; тело пловца вытянуто, голова на продольной оси, лицо опушено в воду (пловец смотрит под водой вперед-вниз): ноги выполняют попе ременные движения.
Правая рука начинает первую половину гребка; левая выхо дит из воды локтем вверх, кисть и предплечье расслаблены; пловец смотрит под водой вперед-вниз; ноги выполняют попеременные движения.
Правая рука продолжает первую половину гребка, левая на чинает движение над водой; пловец смотрит под водой вперед- вниз; ноги выполняют попеременные движения.
Правая рука переходит к наиболее энергичной второй поло вине гребка; левая кистью касается воды впереди головы, напро тив одноименного плеча (локоть удерживается выше кисти), и на чинает входить в воду; пловец смотрит вперед-вниз; ноги выпол няют попеременные движения.
Правая рука завершает гребок и готова выйти из воды локтем вверх; голова поворачивается лицом в сторону для вдоха; левая ру ка вытягивается вперед, опираясь о воду; ноги выполняют попере менные движения.
Левая рука начинает первую половину гребка, правая поки дает воду (кисть и предплечье расслаблены); пловец выполняет вдох; ноги выполняют попеременные движения (пловец смотрит в сторону; сразу по окончании вдоха он поворачивает голову лицом вниз).
Левая рука продолжает гребок; правая движется над водой и расслаблена; лицо вновь опущено в воду (пловец смотрит вперед- вниз); ноги выполняют попеременные движения.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.