logo
Булгакова Н

7.3.1. Выносливость

Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективно­сти (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «вы­носливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельно­сти.

Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде фи­зических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специ­фичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дис­танции.

В спортивном плавании видов специальной выносливости прак­тически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Сле­дует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В свя­зи с введением в программу соревнований по плаванию на откры­той воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверх­длинные дистанции.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспо­собности пловца на дистанциях различной длины. Морфологиче­ский фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприят­ным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодоле­вать неприятные ощущения.

Методы оценки выносливости. При оценке выносливости важно на количественном уровне определить как энергетический потен­циал, так и степень его реализации в плавании. Полную картину биоэнергетических возможностей пловца получить довольно за­труднительно, поэтому чаще всего для оценки выносливости ис­пользуются показатели работоспособности.

Степень реализации потенциальных возможностей пловца оп­ределяется с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям выносливости относятся результаты на дистанциях различной длины и в специальных тестах. В таблице 3 представлены типичные примеры упражнений для оценки вынос­ливости на различных дистанциях.

192

Упражнения для оценки выносливости пловцов, специализирующихся на различных дистанциях

Таблица 3

Дистанция, м

Тесты

50

4x10-15м; 2x25 м

100

4-6x25; 2-3x50 м; 50 м + 25 м + 25 м; 75 м

200

8-12x25 м; 4-6x50 м; 100 м + 50 м + 50 м

400

8-12x25 м; 6-10x100 м; 200 м + 100 м + 50 м + 50 м

800 и 1500

20-30x50 м; 10-16x100 м; 5-10x200 м;

1000 м + 300 м + 200 м

Упражнения, представленные в таблице 3, выполняются в пол­ную силу с небольшими интервалами отдыха - от 5 до 20 с, в зави­симости от длины проплываемых отрезков и квалификации плов­цов. Скорость плавания в тестах обычно довольно тесно взаимо­связана с результатами на соревнованиях, однако на это соотно­шение влияет довольно большое количество факторов (мотивация в момент проведения теста, психологические качества спортсме­на, дистанционная специализация и др.).

Приближенно результат на соревнованиях может быть спрог­нозирован по скорости плавания в тестах:

tl00= 2 X t4x50 — A tl, (1)

t200 = 4 X t4x50 + At2, (2)

t400 = 4 X tlOxlOO + A h, (3)

где two, t2oo, t-wo — расчетные результаты на соревновательных ди­станциях 100, 200 и 400 м; t4X5o — среднее время проплывания 4 от­резков по 50 м с интервалами отдыха 10 с, tioxioo — среднее время проплывания 10 отрезков по 100 м с интервалами отдыха 15 с; A ti, At2 и A t.i — поправочные коэффициенты, которые устанавливают­ся отдельно для каждого спортсмена. Скорость плавания на дис­танции 100 м больше, чем в тесте 4x50 м, поэтому из удвоенного среднего времени проплывания теста нужно вычесть 1—2 с. Дис­танцию 200 м пловцы преодолевают медленнее, чем в тесте 4x50 м, поэтому к сумме времени проплывания теста нужно прибавить 5—8 с. А Ь варьирует обычно от 0 до 4 с.

Для получения относительных показателей выносливости сопо­ставляются спортивные результаты на дистанциях различной дли­ны. В плавании применяются коэффициенты Kt . Чтобы их полу­чить, результаты пловца на различных дистанциях переводятся в

193

секунды. Kt1= t100/t50; Kt2 = t200/t100; Kt3 := t400/t200; Kt4 = t1500/t4oo (для мужчин) и Кt4 = t800/t400 (для женщин).

Коэффициенты Kt1 и Kt2: характеризуют спринтерскую вынос­ливость; Kt3 - выносливость на средних дистанциях; Kt4 - стай­ерскую выносливость. Чем меньше величина Kt, тем выше отно­сительная выносливость пловца при работе данного характера. Значения коэффициентов для пловцов различного пола, квалифи­кации и специализации представлены в таблице 4.

Таблица 4

Коэффициенты Kt для пловцов-кролистов с различной спортивной квалификацией, специализирующихся на дистанциях от 50 до 400 м

Квалифи-

Kt1

Kt2

Kt3,

Kt4

Kt1

Kt2

Kt3, Kt4

кация

Женщины

Мужчины

Диcтанция 50 м

II разряд

2,2162

2,2052

2,1196

2,1036

2,2324

2,2289

2,1510

4,0318

I разряд

2,2190

2,2076

2,1234

2,1072

2,2311

2,2400

2,1516

4,0839

кмс

2,2214

2,2123

2,1362

2,1148

2,2408

2,2369

2,1784

4,0996

Дистанция 100 м

II разряд

2,1802

2,1722

2,1024

2,0783

2,1888

2,2127

2,1365

4,0241

1 разряд

2,1753

2,1818

2,1052

2,0855

2,1802

2,2139

2,1488

4,0391

кмс

2,1771

2,1736

2,1093

2,0762

2,1748

2,2239

2,1612

4,0512

Дистанция 200 м

II разряд

2,1840

2,1483

2,0965

2,0726

2,1760

2,1581

2,1326

4,0044

I разряд

2,1736

2,1282

2,1113

2,0688

2,1714

2,1608

2,1383

4,0151

кмс

2,1681

2,1355

2,0958

2,0668

2,1684

2,1549

2,1425

4,0399

Дистанция 400 м

II разряд

2,1588

2,1420

2,0849

2,0640

2,1679

2,1571

2,0899

3,9711

I разряд

2,1506

2,1415

2,0781

2,0610

2,1665

2,1571

2,0836

4,0046

кмс

2,1481

2,1300

2,0734

2,0596

2,1663

2,1522

2,0841

4,0078

С помощью значений коэффициентов Kt из таблицы 4 рассчи­тываются должные результаты на дополнительных дистанциях. В таблице 5 представлен пример расчета для спринтера, специализи­рующегося на дистанции 50 м и имеющего результат 31,0 с.

194

Если пловец показывает результаты, близкие к расчетным, то его выносливость в соответствующих зонах дистанций находится на достаточном уровне. Существенное отставание от должных ре­зультатов свидетельствует о необходимости внесения корректив в направленность тренировочного процесса. Значительное превы­шение расчетных результатов, как правило, связано с недостаточ­ной специализированной подготовкой к основной дистанции и может впоследствии послужить сигналом к возможному измене­нию дистанционной специализации.

Таблица 5 Расчет должных результатов на дополнительных дистанциях у пловца,

специализирующегося на дистанции 50 м ...

Дистанция,

Формула

Вычисления

Результат, с

Результат,

м

мин, с

50

_

31,0

31,0

100

t100 = t50 x Kt1

31x2,2324

69,2

1:09,2

200

t200 = tloo x Kt2

69,2 x 2,2289

154,2

2:34,2

400

t4oo = t200 x Kt3

154,2 x 2,151

331., 8

5:31,8

1500

t1500 =t400 x Kt4

331,8x4,0318

1337,7

22:17,7

Развитие работоспособности в зоне стайерских дистанций. Эффек­тивное повышение работоспособности в зоне стайерских дистан­ций возможно при частоте пульса во время плавания 130—150 уд/мин для начинающих пловцов (145-175 уд/мин для спортсменов выше I разряда). Тренировку с частотой пульса 120-130 уд/мин (135-145 уд/мин для пловцов выше 1 разряда) обычно называют «зоной поддержания» уровня работоспособности в зоне стайер­ских дистанций. Тренировка с частотой пульса 120 уд/мин и менее (135 уд/мин и менее для пловцов выше I разряда) не приводит к увеличению работоспособности.

У спринтеров работа, направленная на повышение работоспо­собности в зоне стайерских дистанций, должна выполняться лишь в объеме, достаточном для создания «базы», которая необходима для эффективного выполнения специфической работы и ускоре­ния восстановительных процессов. Слишком большие объемы ра­боты в зоне стайерских дистанций могут негативно влиять на раз­витие скоростно-силовых качеств.

195

Для повышения работоспособности в зоне стайерских дистан­ций используют, как правило, интервальный и дистанционный ме­тоды. Интервальный метод направлен главным образом на повы­шение функциональных возможностей сердца (систолический и минутный объемы крови). Дистанционный метод способствует в большей степени капилляризации мышц, совершенствованию транспорта и утилизации кислорода непосредственно в работаю­щих мышцах. Дистанционный метод развивает также способность к длительному сохранению функциональных возможностей на ма­ксимально доступном уровне и экономному режиму работы. Он приводит к более устойчивому повышению работоспособности в зоне стайерских дистанций, чем интервальный, и является базой для применения других методов тренировки.

Интервальный и переменный методы совершенствуют способ­ность к максимально быстрому развертыванию деятельности сис­тем кровообращения и дыхания, укорачивая тем самым период врабатывания. При использовании дистанционного переменного метода чередуются отрезки с частотой сердечных сокращений 170—180 уд/мин и 135—145 уд/мин. «Быстрый» отрезок стимулирует ак­тивность энергетических процессов, обеспечивающих работоспособ­ность в зоне стайерских дистанций, во время медленного плавания.

Развитие работоспособности в зоне спринтерских дистанций. Для развития работоспособности на дистанциях 25—50 м необходимо, чтобы, несмотря на кратковременность выполнения упражнений, интервалы отдыха были достаточными для восстановления. В дан­ном случае одним из основных может быть серийный метод: 2-3 серии по 3—4 повторения в каждой; длина отрезков — 25 м; интер­валы отдыха между отрезками — 1,5—2 мин; интервалы отдыха ме­жду сериями — 3—4 мин. Между отрезками отдых может быть пас­сивным, между сериями лучше выполнять медленное плавание дополнительным способом. С точки зрения спортивной педагоги­ки, эти упражнения направлены на развитие скоростных качеств.

Развитию работоспособности в зоне спринтерских дистанций 100—200 м способствуют в наибольшей степени интервальные уп­ражнения с длиной отрезков 50 м и с постоянными (5—20 с) либо сокращающимися (от 40 до 10 с) интервалами отдыха. Количество отрезков в одном упражнении составляет 4—6. Квалифицирован­ные пловцы могут проплыть и большее число отрезков (свыше 10), но тогда направленность упражнения смещается в зону дистанций 200—400 м. Применение серийного метода с достаточными для восстановления интервалами отдыха между сериями позволяет увеличить общее количество отрезков до 20 и даже до 30. Высоко-

196

квалифицированные пловцы могут выполнять такие упражнения при длине отрезков 100 м.

Пшоксическая тренировка. Для возникновения изменений в ор­ганизме спортсмена, характерных для работы в зоне спринтерских дистанций, тренировочные упражнения можно выполнять в усло­виях недостатка кислорода. Это достигается уменьшением коли­чества вдохов по сравнению с обычным ритмом дыхания и про-плыванием отрезков дистанции на задержке дыхания.

Тренировка в условиях гипоксии совершенствует работоспособ­ность пловца в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций.

При плавании с околопредельной скоростью уменьшение часто­ты дыхания ведет к заметному росту частоты сердечных сокращений. Особенно это становится заметным при выполнении одного вдоха на 3 цикла движений. Так, в упражнении 10x50 м рекомендуется де­лать один вдох на 3—4 цикла, в серии 4x500 м — на 2—3 цикла. В ги-поксическом режиме желательно выполнять упражнения при помо­щи движений руками; плавание с предельной скоростью включает­ся в занятия лишь в небольшом объеме. В целом гипоксическая тре­нировка может занимать до 1/3 общего времени занятия в воде.