1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
Пропаганде плавания, его массовому развитию способствует проведение массовых водных праздников, открытых стартов для всех желающих («Мама, папа и я — спортивная семья»), показательных выступлений лучших пловцов, массовых заплывов. Большой популярностью пользуются водно-спортивные праздники в летних оздоровительных лагерях, организуемые клубом «Нептун». К подготовке таких праздников, имеющих в основном сюжетный характер, привлекается большое количество детей.
Действенным средством пропаганды плавания являются водные праздники, организуемые в молодежных лагерях, на городских и сельских пляжах, в домах отдыха и в бассейнах. Водные праздники являются своеобразным итогом спортивной работы сезона или лагерной смены, а также проводятся по случаю юбилейной даты или другого знаменательного события (день Нептуна; открытие бассейна; юбилей спортшколы; рождественская елка; новогодние представления).
Праздники на воде могут быть разнообразными по форме, но они должны быть зрелищными, пропагандировать физическую культуру и спорт. В программе праздника обычно выделяют спортивную, показательную и развлекательную части.
Спортивная часть включает наиболее зрелищные виды соревнований: плавание на короткие дистанции, эстафеты, прыжки в воду, финальную игру в водное поло, ныряние в ластах в длину, массовые старты и выполнение нормативов по плаванию; командное выполнение различных плавательных упражнений (для слабо плавающих участников).
Для показательных выступлений приглашают известных спортсменов. Показательная часть обычно включает проплывание спортсменами отдельных коротких дистанций; демонстрацию техники различных способов плавания; выполнение упражнений подводного спорта; выступления представительниц синхронного плавания; демонстрацию приемов спасения тонущих; проведение тренером показательного урока по обучению плаванию.
В развлекательную часть праздника обычно включают шуточные эстафеты, аттракционы, комические и синхронные прыжки, театрализованные представления. Темы инсценировок берутся из
29
жизни участников праздника, с использованием элементов профессионально-прикладного плавания.
Немаловажное значение для более полного освещения праздника и руководства ходом выступлений участников имеют комментарии ведущего и музыкальное сопровождение.
Открытие и закрытие праздников на воде проводится в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу крупных соревнований. В число почетных гостей входят руководители и спонсоры данного праздника, знаменитые спортсмены.
На водном празднике обязательно должны дежурить спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов, или сотрудники ближайшей спасательной службы и ВОСВОДа. Оборудование и инвентарь (в том числе и спасательный), используемые на празднике, должны быть заранее опробованы.
Для того чтобы данные мероприятия оказывали агитационное и воспитательное воздействие на детей и подростков, от организаторов праздников на воде требуются компетентность в вопросах физической культуры и спорта, хороший художественный вкус и высокое педагогическое мастерство.
Контрольные вопросы и задания
/. Расскажите о возникновении плавания и его отражении в изобразительном искусстве народов мира.
Расскажите о становлении плавания в России.
Массовое обучение плаванию как основное направление разви тия плавания.
Чем определяется спортивное значение плавания ?
Дайте характеристику профессионально-прикладному плава нию.
Дайте характеристику основных специфических особенностей оздоровительно-реабилитационного плавания.
Основные характеристики и формы кондиционной тренировки в плавании.
Проведение зрелищно-театрализованных мероприятий и празд ников на воде.
30
Рекомендуемая литература
Булгакова Н.Ж. Шавание. — М.: ФиС, 1999. — (Азбука спорта).
Максимова М. Н., Максимов В.Н. Развитие синхронного плавания как вида спорта: Лекция для студентов РГАФК. — М.: РИО РГАФК, 1998.
Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. — М.: Высшая школа, 1990.
Распопова Е.А. История прыжков в воду: Учебное пособие. — М.: РИО РГАФК, 1999.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.