logo
Булгакова Н

4.1. Основные принципы обучения

Обучение и тренировка в плавании органически связаны в еди­ном учебно-тренировочном процессе. Как в обучении, так и в тре­нировке ставятся задачи изучения и совершенствования техники плавания и постепенного повышения уровня тренированности. Начальное обучение плаванию является первым этапом учебно-тренировочного процесса, где изучение техники и освоение навы­ка плавания составляют главную определяющую задачу — наряду с повышением тренированности и совершенствованием таких фи­зических качеств, как сила/координация движений, гибкость, вы­носливость, быстрота, ловкость.

Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основными принципами физического воспитания: воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздорови­тельной и прикладной направленности.

Воспитывающее обучение. На занятиях плаванием не только укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, но и закладываются основы гуманистического воспитания. Про­цесс воспитывающего обучения происходит под непосредствен­ным руководством педагога, который в значительной степени определяет формирование личности ребенка. Помимо высокой профессиональной подготовленности педагог должен: быть все­сторонне развитым, культурным; служить примером честного от­ношения к своему делу, дисциплинированности, аккуратности, объективности и последовательности в своих требованиях и по­ступках.

Степень выраженности этих качеств в личности педагога опре­деляет эффективность процесса воспитывающего обучения.

Всестороннее развитие. Физическое воспитание в процессе обу­чения плаванию тесно связано с другими сторонами всесторонне­го воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетиче­ским. Это ориентирует педагога на формирование всесторонне развитой личности, предостерегая от увлечения физкультурно-

74

I

,\ ■; ■

спортивной подготовкой в ущерб интеллектуальному и нравствен­ному развитию.

Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием во всех звеньях государственной системы физического воспита­ ния. Гигиенические факторы и закаливающее влияние природных факторов при занятиях плаванием в естественных водоемах повы­ шают сопротивляемость организма неблагоприятным воздейст­ виям внешней среды (см. главу 1). - - -1

Прикладная направленность. В программах по плаванию, поми­мо освоения жизненно необходимого для каждого человека навы­ка плавания, предусматриваются также ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности, а также изучение элементов прикладного плавания: умение применять спасатель­ные средства, владеть приемами оказания помощи пострадавшему на воде, приемами реанимации (см. главу 9).

Для успешного обучения плаванию необходимо соблюдать ос­новные педагогические принципы, отражающие методические за^ кономерности обучения и воспитания: сознательности и активно­сти, систематичности, доступности, наглядности и индивидуали­зации.

Принцип сознательности и активности. Эффективность обуче­ния плаванию во многом определяется сознательным и активным отношением занимающихся к занятиям. Конечно, степень созна­тельности зависит от возрастных возможностей, особенностей восприятия и мышления.

Цель, которую ставит перед собой педагог, часто не совпадает с целью занимающихся — особенно на начальном этапе обучения плаванию. Часто дети приходят на занятия плаванием, чтобы по­ прыгать в воду, поиграть в салки с мячом, понырять и поплескать­ ся в воде. Педагог должен с пониманием относиться к этим моти­ вам и использовать их для постепенного увлечения ребят занятия­ ми плаванием. Необходимо учитывать, что характерная для плава­ ния монотонная работа должна включать подвижные игры, прыж­ ки в воду, соревнования, отсутствие которых может привести к по­ тере интереса к занятиям (особенно у детей младших возрастов), формированию негативного отношения к плаванию. -; iji

Принцип сознательности требует осмысленного отношения за­нимающихся к изучаемому учебному материалу. Поэтому, предла­гая группе то или иное упражнение, следует рассказать о направ­ленности его воздействия, а также показать, как его выполнять, и объяснить, почему необходимо делать именно так. Понимание

П

сущности выполняемых движений повышает сознательность за­нимающихся, стимулируя их активность в процессе обучения. Ак­тивность на занятиях плаванием проявляется тогда, когда они ин­тересны. Это возможно опять-таки при условии многообразия применяемых средств, методов и форм организации занятий.

Активность занимающихся должна быть направлена на воспи­тание у них самостоятельности, инициативы. Одна из форм вос­питания этих качеств — обучение простейшим педагогическим на­выкам и навыкам самоконтроля. В методике начального обучения плаванию распределение обучаемых по парам (один выполняет, другой наблюдает и поправляет) - прием, широко применяемый на практике. Выполняя поочередно задания, занимающиеся учат­ся страховать друг друга, оказывать помощь и добиваться правиль­ного выполнения упражнений под непосредственным руководст­вом педагога.

Навыки самоконтроля и самостоятельности закрепляются пу­тем выполнения домашних заданий. Примером может быть вы­полнение комплексов общеразвивающих, специальных физиче­ских и имитационных упражнений, выполняемых перед занятия­ми. Полезны также задания для самостоятельной работы на лето: разучить комплекс упражнений на суше; научиться делать выдохи в воду, открывать глаза в воде; увеличить проплываемое расстоя­ние. Воспитанию активности занимающихся содействуют систе­матическая оценка достигнутых ими успехов и поощрение со сто­роны педагога. Они могут осуществляться по ходу выполнения уп­ражнений на уроке, в конце каждого занятия и по окончании кур­са обучения плаванию.

Принцип сознательности предусматривает также понимание занимающимися прикладной ценности плавания, умения приме­нить полученные знания (если это потребуется) для спасения соб­ственной жизни и оказания помощи пострадавшему на воде.

Принцип систематичности. Занятия плаванием должны прово­диться регулярно, через определенные промежутки времени, что­бы нагрузки систематически чередовались с отдыхом. При систе­матических занятиях быстрее и качественнее осваивается навык плавания, а также повышается уровень физической подготовлен­ности. Принцип систематичности и прочности закрепления навы­ков в обучении наиболее полно отражает поговорка: «Повторение -мать учения».

В процессе обучения плаванию приходится многократно повто­рять каждое упражнение, что является непременным законом фи­зического воспитания. В результате многократных повторений до-

76

стигается совершенствование техники плавания и основных физи­ческих качеств, повышение функциональных возможностей. Не­обходимость многократных повторений требует применения боль­шого объема разнообразных упражнений, изменения условий и ме­тодики их выполнения. После разучивания упражнений на суше и в воде они выполняются в соревновательной и игровой форме, в облегченных и затрудненных условиях: с поддержкой, с отягоще­нием, дополнительным сопротивлением. Это позволяет сохранить интерес к занятиям плаванием, которые, как уже отмечалось, недо­статочно эмоциональны. В результате многократных повторений навык плавания довольно быстро становится прочным: человек уже никогда не разучится держаться на поверхности воды. Конеч­но, без регулярной тренировки быстрее наступает усталость во вре­мя плавания, но приобретенный навык остается на всю жизнь.

Принцип доступности. Тесно связан с принципом последова­тельности, который наиболее полно раскрывают три методиче­ских правила: от простого к сложному, от частного к общему, от из­вестного к неизвестному.

Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи, соответствующие их возрасту, уров­ню физической и плавательной подготовленности. Доступность упражнения определяется меньшим количеством попыток для его освоения.

При определении последовательности изучения упражнения следует руководствоваться закономерностями «переноса» двига­тельных навыков и так называемых врожденных автоматизмов.

В процессе обучения движениям широко используется «поло­жительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения, (например, при параллельном обучении способам кроль на груди и на спине). Перенос навыков происходит в тех случаях, когда имеется боль­шое сходство в структуре упражнений (в их главной фазе). На ос­новании этого правила определяется последовательность изуче­ния упражнений, подбираются подготовительные и подводящие упражнения.

При определении последовательности изучения техники спор­тивных способов плавания имеют значение такие врожденные ав­томатизмы, как привычная координация движений, которая явля­ется основой ходьбы и бега. Поэтому обучение плаванию обычно ■ начинают со способов кроль на груди и кроль на спине.

При этом необходимо учитывать явление «отрицательного пе­реноса» навыков, когда ранее освоенное движение мешает пра-

77

вильному выполнению нового. Например, навык в плавании спо­собом на боку, который является асимметричным, может впослед­ствии мешать овладению техникой плавания способом брасс, в ко­тором требуется симметричность движений.

Наряду с постепенным усложнением технических заданий от урока к уроку возрастает физическая нагрузка, величина которой регулируется изменением продолжительности и количества вы­полняемых упражнений, быстроты их выполнения, продолжи­тельности интервалов отдыха между упражнениями и т.д. Посте­пенно увеличиваются расстояния, проплываемые на каждом заня­тии, и, наконец, возрастает скорость плавания.

Принцип наглядности. При начальном обучении плаванию принцип наглядности предполагает широкое использование не только визуальных наблюдений, но также образных восприятий и ассоциаций, которые вызывает объяснение преподавателя.

Наглядность в процессе обучения обеспечивается в первую очередь демонстрацией отдельных упражнений или техники спор­тивного плавания в возможно более совершенном исполнении. Это может быть показ учебных и научно-популярных фильмов о технике сильнейших пловцов, наблюдение за их тренировками в бассейне. Показывать можно также кинограммы, рисунки, маке­ты, спортивные плакаты.

Однако для воспроизведения движения требуются показ и об­разное объяснение преподавателя, которые помогают понять скрытые механизмы движения и облегчают его освоение. Обычно показ упражнения проводится в плоскости, позволяющей занима­ющимся увидеть форму, характер и амплитуду движения. Такой показ сопровождается методическим разбором движения, разде­лением его на элементы, выделением главных фаз движения, оста­новками в граничных позах цикла и т.д. В плавании это наиболее применяемый и эффективный метод наглядного обучения.

При реализации принципа наглядности необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и мышления. Объяснения в форме сравнений и предметных заданий наиболее адекватны для восприятия дошкольников, так как помогают создать образное представление о движении. В практике начального обучения пла­ванию эти приемы широко используются. На занятиях с детьми младшего школьного возраста следует использовать их склонность к подражанию, повторению и неоднократно показывать упражне­ния в течение урока. При обучении детей среднего и старшего школьного возраста наряду с показом значительно возрастает роль словесного объяснения преподавателя. В этом возрасте допустимо

78

применение на занятиях идеомоторной тренировки, анализа ви­деозаписей техники выполнения движений.

Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа пред­полагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с це­лью наибольшего развития их способностей и вследствие этого -повышения эффективности процесса обучения.

При массовом обучении плаванию применяется метод группо­вой индивидуализации, когда учитываются такие типовые харак­теристики учеников, как возраст, уровень плавательной подготов­ленности, особенности телосложения, уровень общей физической подготовленности. Этот метод наиболее эффективен на началь­ных этапах обучения, когда занимающиеся осваивают обязатель­ные для всех основы техники плавания.

Индивидуализация учебного процесса может осуществляться также путем персональных заданий для учеников, когда для осво­ения одного и того же учебного материала используются различ­ные методы, индивидуальная дозировка и разные режимы работы. При разработке индивидуализированных программ обучения сле­дует учитывать особенности телосложения и уровень физической и технической подготовленности занимающихся.

Индивидуальный подход при групповой форме занятий достига­ется разделением занимающихся одной учебной группы на под­группы — в зависимости от уровня плавательной подготовленности.