logo search
Булгакова Н

8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)

Успех праздника зависит от предварительной подготовки. Для организации праздника на воде создается оргкомитет, кото­рый знакомится с местом проведения праздника, соответствием его санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопас­ности; затем составляется сценарий праздника, определяется необходимый инвентарь, продумывается его художественное оформление.

План проведения праздника должен составляться заблаговре­менно, чтобы можно было провести репетиции и внести необхо­димые коррективы. Сценарий праздника окончательно утвержда­ется только после проведения генеральной репетиции. Каждый участник праздника на воде должен быть ознакомлен с планом его проведения заранее.

Для обеспечения безопасности проведения водного праздника привлекаются работники ближайшей спасательной службы, а так­же, спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов старших отрядов.

Чтобы праздник получился более зрелищным, надо продумать художественное оформление места его проведения, а также ориги­нальные костюмы участников. Важное значение для более успеш­ного проведения праздника имеют дикторский текст и музыкаль­ное сопровождение.

Для привлечения зрителей и болельщиков желательно заранее вывесить красочные объявления о празднике.

Программа праздника на воде может быть весьма разнообраз­ной - важно, чтобы он получился зрелищным, имел пропаган­дистское значение, а главное, соответствовал возрасту и уровню подготовленности участников. В нее могут включаться следующие мероприятия:

264

  1. Соревнования по плаванию на короткие дистанции (дети до 12 лет — 25 м, 12—13 лет — 50 м, старше 13 лет — 100 м).

  2. Ныряние в ластах в длину.

  3. Прыжки в воду.

  4. Водное поло.

  5. Эстафетное плавание — 10x25 м и 8x50 м.

Участники плывут разными способами или по элементам - в зависимости от уровня плавательной подготовленности.

Каждый участник команды (отряда) при условии проплывания своей дистанции получает 1 наградное очко.

По итогам соревнований выявляется лучший пловец лагеря в каждой возрастной группе, лучший отряд в лагере. Затем централь­ный штаб клуба «Нептун» определяет 15 лагерей-победителей. Луч­шему из них вручается переходящий приз — «Золотой трезубец».

  1. Показательные выступления лучших пловцов. Демонстрация техники различных способов плавания.

  2. Выполнение упражнений подводного спорта (ныряние в мо­ ноласте; плавание в ластах и маске с трубкой и т.д.).

  3. Групповые и сольные выступления представительниц син­ хронного плавания.

  4. Шуточные эстафеты, аттракционы, комические прыжки в воду.

Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Во время церемонии закрытия награ­ждаются победители соревнований.

После спортивной части можно провести интересный празд­ник на воде — праздник Нептуна — как итог всей работы по массо­вому обучению плаванию в лагере.

Разработка сценария такого праздника должна проводиться со­ вместно с ребятами; придумываются стихи или песни для «руса­ лок», «дельфинов», самого »Нептуна» и т.д. ,. , . , >и.

Примерный план подготовки и проведения праздника Нептуна

  1. В начале лагерной смены подготовить и подбросить на пляж запечатанную бутылку с запиской о прибытии в лагерь морского бога Нептуна. В бутылке должен находиться также приказ Непту­ на: всем детям научиться плавать. Оповестить об этом весь лагерь.

  2. Написать сценарий праздника и разучить его со свитой Неп­ туна, состоящей из лучших пловцов лагеря.

  3. Дать задание вожатым, ведущим работу в различных круж­ ках, подготовить костюмы, маски и «оружие» для свиты Нептуна.

265

4. Провести репетицию праздника со свитой и Нептуном (во время «тихого часа»).

Примерный сценарий праздника Нептуна

1. Торжественная линейка, посвященная

началу праздника . — . 17.00

  1. Прибытие Нептуна со свитой — 17.30

  2. Сдача рапорта Нептуну ответственными за спортивную работу в лагере (о количестве научившихся плавать, грести на лодке;

о ребятах, ставших инструкторами по плаванию) - 17.45

4. Наказание для тех, кто не выполнил приказ

Нептуна и не научился плавать (окунание в воду) — 18.00

  1. Финальные соревнования лучших пловцов : . (чемпионов отрядов) и награждение победителей грамотами Нептуна - 18.15-19.00

  2. Ознакомление Нептуна с лагерем

и лагерными делами —19.00-19.30

7. Морской ужин на лужайке (меню из рыбных блюд; на траве расстелены скатерти,

блюда раздают русалки) —19.30—20.00

8. Концерт у костра подвластных Нептуну народов (танцы морских коньков,

дельфинов и т.п.) -20.00-21.00

9. Прощание с Нептуном, уплывающим

в свои владения ■ — 21.30

10. Завершение праздника песнями у костра — до 22.00

Контрольные вопросы и задания ,

  1. Расскажите о требованиях, предъявляемых к выбору места для проведения занятий по плаванию на открытых водоемах.

  2. Расскажите, как можно соорудить простейший бассейн на от­ крытом водоеме. . ''■•.-■< -■•-■..

  3. Какие требования необходимо соблюдать, чтобы обеспечить безопасность на занятиях по плаванию?

  4. Какие правила нужно выполнять при купании в естественных водоемах?

  5. Каковы обязанности администрации образовательного учреж­ дения в организации процесса обучения плаванию ?

266 ,

  1. Расскажите о подготовке преподавателя (инструктора) к уро­ ку плавания.

  2. Дайте характеристику основных частей конспекта урока пла­ вания.

  1. В чем заключаются особенности построения урока плавания ?

  1. Какие методы организации занимающихся могут быть исполь­ зованы на уроке плавания?

  1. Перечислите мероприятия, предшествующие началу соревно­ ваний по плаванию.

  2. Назовите основные документы, которые готовятся до сорев­ нований.

  3. Расскажите о Положении о соревнованиях.

  4. Как составляется именная заявка на участие в соревнованиях и кем она должна быть подписана?

  5. Как составляется техническая заявка на участие в соревнова­ ниях по плаванию и кем она должна быть подписана ?

  6. Как оформляется карточка участника соревнований ?

  1. Что должно быть отражено в отчете судейской коллегии о проведении соревнований ?

  2. Как организовать и провести школьные соревнования по пла­ ванию ? :,

  3. Перечислите основные обязанности членов судейской коллегии.

  4. Как организовать проведение водного праздника (на примере праздника Нептуна) ? ■ , • -.••.>. ;i •!.■■■ , .• -:

Рекомендуемая литература •.:.-, г: ? >

  1. Плавание: Учебник для педагогических факультетов ИФК/ Под ред. проф. И.Ж. Булгаковой. - М.: ФиС, 1984.

  2. Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекции для студентов ЩОЛИФКа. М.: ЩОЛИФК, 1989. '■ - :>.-■ .-. ,-..•. ■<■■ - •. .•..-. .

  3. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. — 3-е изд., пере- раб.-М.:ФиС, 1989.

  4. Горлов О., Борисов Е. Плавание: Организация и судейство сорев­ нований. - С-П., 1996.

  5. Кислое А.А. Нептун собирает друзей. — М.: ФиС, 1983. . ■>-,■■■

  6. Плавание: Правила соревнований. — М., 1999. ■ ..

  7. Чеботарева И.В. Организация и судейство соревнований по пла­ ванию: Методические разработки для студентов и слушателей ФУС ЩОЛИФКа. - М.: ЩОЛИФК, 1985. ., . ... ,-, .::.

267