logo search
Булгакова Н

10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания

/. «С донесением вплавь»

Задана игры: освоение навыков прикладного плавания. Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке над водой резиновую шапочку или другой

320

предмет, который нельзя намочить. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не намочивший «донесение» и приплывший первым.

Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20—25 м. Предварительно участников знакомят с техникой при­кладного плавания способом на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания при помощи движений ногами и гребковых движений одной рукой.

2. «Найди трассу»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и ориенти­рования под водой.

Описание игры. По команде ведущего двое участников выполня­ют старт и плывут под водой 15-20 м. Они легко могут найти «трассу», открыв глаза в воде и ориентируясь по ярким предметам, брошенным на дно.

Методические указания. Игра проводится в бассейне или водо­еме с прозрачной водой и ровным дном.

3. «Переправа»

Задача игры: воспитание умения пользоваться поддерживаю­щими плавсредствами.

Описание игры. Вариант 1. Двое играющих входят в воду и бе­рутся руками за автомобильную камеру, плавательную доску, брев­но или любое другое поддерживающее средство. По команде веду­щего они плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплыв­ший первым.

Вариант 2. Два участника игры садятся на автомобильную ка­меру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются в плавании на заданную дистанцию.

Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо умеющие плавать. iw^'V -v^r .■ . jiY,nt\v.-.

4. «Достань «пострадавшего»

Задачи игры: воспитание навыков ныряния и спасения тонущих.

Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают поло­тенце или майку с грузом («пострадавшим»). Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.

Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному. Все играющие должны уметь хорошо плавать.

5. «Доставь «пострадавшего» на берег»

Задача игры: воспитание навыков оказания помощи на воде.

Описание игры. Вариант 1. Участники игры распределяются по парам одинаковой подготовленности (имеющим одинаковые пол, возраст, а по возможности — также рост и вес) — «спасатели» и «по-

321

страдавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают дистан­цию 20—25 м. «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», по­ложив одну или обе руки ему на плечи, - в положении на груди, помогая «спасателю» легкими поддерживающими движениями ногами. Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.

Вариант 2. «Пострадавший лежит на спине, а «спасатель», за­хватив его за руки или за подбородок, плывет на боку или на спи­не при помощи движений ногами брассом.

Методические указания. В игре не участвуют слабо плавающие и дети младшего возраста.

6. Эстафета с препятствиями

Задачи игры: совершенствование прикладных навыков плава­ния, ныряния, ориентирования в воде.

Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует по­сле того, как его коснется рукой проплывший дистанцию.

На дистанции установлены различные препятствия: лодка, на­дувной матрац, бревно, автомобильная камера и др. Их преодоле­вают в соответствии с условиями игры: подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побежда­ет команда, участники которой преодолевают дистанцию первы­ми.

Методические указания. Если игра проводится в естественном водоеме, то состояние дна обязательно проверяется до начала иг­ры. Любые нарушения правил игры должны немедленно пресе­каться и учитываться при определении команды-победительницы.

7. Эстафета с переодеванием ..«<>>.*> -"■■.. .;.-■•• Задача игры: совершенствование навыка плавания в одежде. Описание игры. Играющие делятся на две равные по силам

команды. Они стартуют в рубашках, куртках или другой одежде, которую снимают после проплывания дистанции и передают плы­вущему на очередном этапе.

Методические указания. Участникам команд разрешается ока­зывать помощь друг другу при снятии мокрой одежды.

8. «Десантники» ' Задача игры: совершенствование «прыжка спасателя» в незна­ комом месте.

Описание игры. По команде ведущего «Самолет над целью!» все участники игры — «десантники» — встают на край бортика и гото-

322

вятся к прыжку. Они прыгают в воду по команде: «Первый — по­шел!», «Второй — пошел!» и т. д.

Методические указания. При выполнении прыжка играющие разводят руки в стороны и сгибают ноги в коленях.

9. «Минное поле» :w» .ui>'. чл

Задача игры: совершенствование навыка ныряния.

Описание игры. На воде (на расстоянии 2 м от участников) рас­ полагаются плавающие предметы (доски, мячи и т.п.) — это «мин­ ное поле». Участники игры преодолевают «минное поле» под во­ дой. За каждое касание «мины» команда получает штрафные очки. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков. . к. .•■'...!« -.»«<.-»■■•- ■-■■■ те^^^л ■

Контрольные вопросы и задания м■■> ■■

  1. Расскажите о технике плавания способом брасс на спине.

  2. Расскажите о технике плавания способом на боку.

  3. Расскажите о технике плавания и ныряния в комплекте № 1.

  4. Какими факторами определяется эффективность ныряния?

  5. Какие способы ныряния используются при плохой видимости под водой?

  6. Какие способы ныряния используются при хорошей видимости под водой ?

  7. Расскажите о способах погружения в воду.

  8. Расскажите о действиях спасателя при захватах тонущего.

  9. Расскажите о способах транспортировки уставшего пловца.

  1. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова­ нием плавания на спине.

  2. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова­ нием плавания на боку.

12 Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ся при обучении технике движений ногами в способе брасс на спине?

  1. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в способе брасс на спине?

  2. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении общему согласованию движений в способе брасс на спине?

  3. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении технике движений ногами в способе на боку?

1 323

  1. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в способе на боку?

  2. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении общему согласованию движений в способе на боку?

  3. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении увеличению задержки дыхания и проходимости ев­ стахиевых труб?

  4. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении погружению в воду?

  5. Какие упражнения и в какой последовательности применя­ ются при обучении технике ныряния при плохой видимости под во­ дой?

  6. Какие упражнения и в какой последовательности применя­ ются при обучении технике ныряния при хорошей видимости под водой?

  7. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении способам освобождения от захватов тонущего и транспортировки в воде?

  8. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ ся при обучении плаванию в экстремальных условиях? :■«• <■1 <<У

  9. Какие игры можно использовать для совершенствования навы­ ков прикладного плавания ?

Рекомендуемая литература ' ■

/. Плавание и легководолазная подготовка /Под общ. ред. А.М. Ти­хонова. — Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физиче­ской культуры, 1983.

  1. Семенов Ю. А. Обучение прикладному плаванию. — М.: Высшая школа, 1990.

  2. Человек и вода: Справочник / Сост. И.Я. Модекин. — Мн.: По­ лымя, 1984. ) ■■ .nv.-.- окд!*' . .,4i'.'«. < ■ ■ \- ■■'...

,1у) ■■А;... , •м1 .;!'.'■ r;''V ■ ■ '-л' '> '• -»/Л-"-' ' •'■■' ' р>!■■ 1»

1л."1 " . "f ■ - ' ' ,! ■>,! '■'..■ ' '■ '■' , ' i > 1VJ' ■< V -. • -1". '■.."•>( ч'.ч- ■ -

■>b»:'.'- ' ..■■ . ..-'.• -■".'■i'1

324