10.1.2. Общая характеристика способа
на боку (рис. 69) .. , Л
Как и брасс на спине, этот способ имеет большое прикладное значение. Пользуясь этим способом, можно плыть в одежде на большие расстояния, буксировать в воде уставшего пловца, транспортировать пострадавшего.
Этому способу целесообразно обучать умеющих плавать на боку «по-своему», но имеющих ограниченное время для занятий плаванием: допризывников и военнослужащих, инструкторов-общественников, спасателей, работников ВОСВОДа и ДОСААФ. В зависимости от индивидуальных особенностей пловца используют плавание на левом или правом боку.
294
295
Для удобства описания техники движений при плавании на боку назовем одну руку «нижней» (она все время находится под водой), а другую — «верхней». Соответственно обозначаются и ноги пловца — «нижняя» и «верхняя». Положение тела и движения ногами
В исходном положении пловец лежит на боку под углом 15° к поверхности воды. Ноги выпрямлены, «верхняя» рука находится у бедра, а «нижняя» вытянута вперед, вдоль поверхности воды. При этом плечо «верхней» руки и часть лица находятся над водой. Во время начала гребка «верхней» рукой плечо пловца для лучшего приложения усилия несколько поворачивается вниз.
Движения ногами создают основное продвижение пловца вперед. Они асимметричны и одновременны и напоминают движение ножниц. При подготовительном движении ноги широко разводятся в стороны так, что «верхняя» движется вперед, а «нижняя» — назад, сгибаясь при этом в коленных суставах до прямого угла. Перед началом рабочего движения носок «верхней» ноги берется на себя, а носок «нижней» оттягивается, как при плавании кролем. Рабочее движение осуществляется с ускорением путем одновременного выпрямления и соединения ног по дугообразной траектории. Опора о воду создается подошвенной стороной стопы и задней поверхностью голени «верхней» ноги, а также тыльной поверхностью стопы и передней поверхностью голени «нижней» ноги. По окончании рабочего движения ноги возвращаются в исходное положение для скольжения.
Движения руками и дыхание
Движения руками имеют существенное значение для продвижения пловца вперед и согласования всех его движений. Руки движутся асимметрично и попеременно. Из исходного положения они начинают движение одновременно: «нижняя» выполняет гребок, а «верхняя» проносится над водой. Затем направление движений руками изменяется: «нижняя» вытягивается под водой вперед, а «верхняя» выполняет гребок.
«Нижняя» рука производит гребок в направлении вниз—назад до уровня плеч, после чего сгибается в локтевом суставе и приближается к телу ладонью вверх. Затем кисть поворачивается ладонью вниз, и рука выпрямляется вперед в исходное положение.
Движения «верхней» рукой сходны с движениями рукой в кроле на груди — с той лишь разницей, что она входит в воду у головы и гребок выполняется вдоль тела, останавливаясь у бедра в исходном положении.
296
Дыхание согласуется с движением «верхней» рукой: вдох выполняется в конце гребка и в начале проноса руки над водой; выдох длится все остальное время.
При плавании в одежде или при бесшумном плавании «верхняя» рука вместо проноса выполняет подготовительное движение у поверхности воды.
Общее согласование движений
На одно движение ногами приходятся движения обеими руками, один вдох и выдох. Гребок ногами должен согласовываться с гребком «верхней» рукой, а подготовительное движение ногами — с гребком «нижней» рукой. После гребка «верхней» рукой и толчка ногами пловец выполняет скольжение на боку в исходном положении.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.