4. Комплекс добычи полезных ископаемых
Комплекс добычи полезных ископаемых является одним из главных элементов экономики целого ряда субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, а в Ненецком автономном округе - определяющей специализацией.
Доля добывающих отраслей в структуре промышленного производства Мурманской области составляет 34 процента, в Ненецком автономном округе - 13,6 процента, в то время как доля занятых в нем - соответственно 5 процентов и чуть более 1 процента. При этом необходимо отметить, что именно этот комплекс обеспечивает сырьем многие перерабатывающие предприятия региона, а также формирует объем перевозок грузового транспорта.
Большое значение не только для Северо-Западного федерального округа, но и для всей страны имеют запасы цветных и благородных металлов и минералов, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких и редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Высока доля округа в добыче никелевых руд и производстве кобальта.
Рассматриваемый комплекс имеет исключительно важное значение в экспорте.
Доля минеральных продуктов в структуре экспорта Северо-Западного федерального округа составляет почти 60 процентов. Из минеральных продуктов в основном экспортировались топливно-энергетические товары, экспорт этой группы товаров в стоимостном выражении составил в 2009 году около 19,7 млрд. долларов США, а в натуральном - около 50 млн. тонн, по данным Федеральной службы государственной статистики.
В основе комплекса добычи полезных ископаемых - минерально-сырьевая база, созданная еще в СССР, которая включает 6 горнорудных месторождений (Кольский, Карельский, Архангельский, Северо-Западный, Калининградский и Средне-Тиманский центры) и 3 топливно-энергетических центра (Тимано-Печорский, Воркутинский и Прибалтийский).
Кольский горнорудный центр обеспечивает 100 процентов общероссийского производства апатитового концентрата, 7 процентов рафинированной меди, около 10 процентов никеля и около 11 процентов железных руд. Его вклад в валовой региональный продукт Мурманской области составляет около 11 процентов при занятости в производстве 26,4 тыс. человек.
Карельский горнорудный центр обеспечивает около 8 процентов общероссийской добычи железных руд, является одним из основных поставщиков мусковита, кварца, полевошпатового сырья, строительных и отделочных камней. Удельный вес в валовом региональном продукте Республики Карелия составляет 33 процента, занятость - более 11 тыс. человек.
Перспективы Архангельского горнорудного центра связываются с добычей алмазов. Освоение месторождений позволит почти на 25 процентов увеличить общероссийскую добычу алмазов и создать производства по их обработке.
Перспективы Средне-Тиманского горнорудного центра связываются с добычей и переработкой на месте руд бокситовых (Вежаю-Ворыквинское месторождение и др.) и титановых месторождений, в частности Ярегского месторождения. С выходом бокситовых рудников Среднего Тимана на проектную мощность Северо-Западный федеральный округ может поставлять более 60 процентов российских бокситов для производства глинозема.
На территории Калининградской области сосредоточено более 90 процентов (около 110 тыс. тонн) разведанных мировых запасов янтаря-сукцинита. Ежегодный объем добычи янтаря в течение последних 5 лет - 180 - 250 тонн. В сфере добычи и производства янтарных изделий работает около 2 тыс. человек.
Печорский угольный бассейн по запасам каменного угля занимает 2-е место в Российской Федерации, обеспечивает не более 5 процентов общероссийской добычи.
В округе сосредоточен 61 процент общероссийских балансовых запасов титана, которые учтены по 5 коренным месторождениям, расположенным в Республике Коми и Мурманской области.
Комплекс добычи полезных ископаемых оказывает существенное влияние на формирование бюджетов регионов Северо-Западного федерального округа. Например, крупнейшим налогоплательщиком в Республике Карелия является Костомукшский горно-обогатительный комбинат.
Существенной проблемой является обеспечение марганцем металлургической промышленности, в которой используется 90 процентов всего потребляемого в стране марганца. Более 90 процентов запасов марганца представлено труднообогатимыми карбонатными сортами, месторождения расположены в труднодоступных и слабоосвоенных районах.
Одной из проблем также является обеспечение потребностей предприятий металлургической отрасли и заводов по производству огнеупоров качественными хромовыми рудами. С распадом СССР Россия стала полностью зависеть от импорта хромитов, что требует вовлечения в полномасштабное освоение крупных месторождений, выявленных в Республике Карелия (Аганозерское), Республике Коми (Хойлинская группа) и Мурманской области (Сопчеозерское и Большая Варака).
За последнее 10-летие в промышленное освоение не было введено ни одного месторождения титана. В настоящее время Россия удовлетворяет свой спрос полностью за счет импорта титановых концентратов.
Недостаточны темпы развития в округе минерально-сырьевой базы алюминиевой промышленности России. Поэтому большое значение имеет полномасштабное промышленное освоение Среднетиманских месторождений бокситов в Республике Коми.
Тормозом развития предприятий комплекса является зависимость от импорта производственного оборудования.
К конкурентным преимуществам можно отнести выгодное географическое, транспортное и геополитическое положение округа (выход на обширные рынки стран Европейского союза с приграничных территорий), наличие трудового и научно-технического потенциала, значительный потенциал минерально-сырьевых, биологических и топливно-энергетических ресурсов.
К недостаткам, ослабляющим конкурентоспособность комплекса добычи полезных ископаемых округа, относятся инфраструктурные ограничения, относительно высокая стоимость электроэнергии, низкий уровень производительности труда, недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых технологий.
Приоритетным направлением в горнодобывающей промышленности является сохранение естественной среды обитания. Необходимо внедрить приемы максимально безопасного проведения геолого-разведочных, вскрышных, выемочных и других горных работ.
Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия экологически опасных видов работ на окружающую среду, предусматривают:
полное использование отходов обогащения и пород вскрыши;
безопасное хранение, утилизацию и переработку вскрышных пород;
внедрение современных ресурсосберегающих технологий добычи и переработки полезных ископаемых;
ликвидацию самоизливающихся скважин минерализованных подземных вод как источника будущих разномасштабных экологических катастроф.
При осуществлении деятельности в этой сфере частными компаниями государство должно взять на себя обеспечение комплексного использования сырья. В этих целях необходимо совершенствовать систему договоров о комплексном использовании ресурсов, вырабатывать поощрительные и фискальные меры по отношению к недропользователям.
Базовым направлением должно стать инновационное развитие на основе освоения богатейшего природно-ресурсного потенциала, в том числе прилегающих территорий арктической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. При этом инновационное освоение природно-ресурсного потенциала как основного приоритета для инвестирования предполагает развитие и других направлений экономики, связанных с добычей полезных ископаемых, а также формирование кластеров вокруг стратегических проектов и разработку технологической платформы, касающейся твердых полезных ископаемых.
Основные стратегические проекты в области добычи полезных ископаемых будут реализовываться прежде всего в Архангельской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе, а также в Республике Коми.
В Архангельской области к 2015 году на месторождении имени Ломоносова должна быть введена 2-я очередь горно-обогатительного комбината, производительность которого увеличится с 1 млн. тонн перерабатываемой руды в год до 5,6 млн. тонн. Планируется разработка месторождения имени В.Гриба, на котором предусмотрено строительство горно-обогатительного комбината производительностью 4 млн. тонн руды в год.
В Ненецком автономном округе на различных стадиях осуществляется реализация проектов обустройства и добычи нефти на месторождениях Варандейское, Перевозное, Торавейское, Ярейюсское, Восточно-Перевозное, Междуреченское, Восточно-Сарутаюское, Инзырейское и Тэдинское. Прорабатываются проекты обустройства Кумжинского газоконденсатного месторождения, Южно-Хыльчуюского, Харьягинского месторождений, Вала Гамбурцева и месторождения Центрально-Хорейверского поднятия, а также по введению в разработку крупнейших месторождений имени Р.Требса и А.Титова.
В Мурманской области предполагается реализовать целый ряд высокотехнологичных проектов в горнодобывающей отрасли с образованием в регионе горно-химического и горно-металлургического кластеров. Формирование горно-химического кластера связано с деятельностью компаний, производящих апатитовый и нефелиновый концентраты. Горно-металлургический кластер формируется на базе Кольской горно-металлургической компании, предприятий по отработке месторождений платиноидов и месторождения хромитов.
Основные стратегические проекты в Республике Коми до 2020 года и в более отдаленной перспективе связаны с освоением ресурсов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, модернизацией предприятий Печорского угольного бассейна, развитием боксито-глиноземного и Ярегского горно-химического комплексов.
Комплекс стратегических проектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, связанных с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, будет реализовываться в Мурманской и Архангельской областях.
По территории и акватории, прилежащей к Северо-Западному федеральному округу, запасы топливно-энергетических ресурсов распределены неравномерно. Наибольшая часть извлекаемых запасов нефти, конденсата, свободного и попутного газа приходится на шельф Баренцева (55 процентов запасов) и Печорского (7 процентов запасов) морей. Основные перспективы газодобычи связаны с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря. В реализации этого проекта будут принимать участие предприятия большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. В Мурманской области возможно строительство завода по сжижению газа для дальнейшего экспорта его морским транспортом.
Годовая добыча газа на Штокмановском газоконденсатном месторождении к 2020 году планируется на уровне 71 млрд. куб. метров в год, срок эксплуатации - 30 лет. В этот период в бюджеты всех уровней поступит более 1200 млрд. рублей в виде налоговых платежей. Появится возможность самообеспечения округа природным газом.
Новый центр нефтегазодобычи возник в Ненецком автономном округе, включая шельф Печорского моря. По прогнозам, возможно открытие новых месторождений нефти и газа в арктических морях. В условиях потепления климата их освоение становится реальным. К реализации проектов проявляют интерес как большинство российских, так и ряд иностранных компаний. Необходимо скоординировать политику в области лицензирования, обеспечить контроль за выполнением условий лицензионных соглашений, комплексности разработки запасов.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития