3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
Архангельская область (территория - 411 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2011 г. - 1182,7 тыс. человек) имеет выход к Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому морям. Природные ресурсы представлены лесным фондом, полезными ископаемыми и морскими ресурсами. По уровню доходов на душу населения в 2010 году Архангельская область занимает 20-е место в Российской Федерации, по уровню валового регионального продукта на душу населения в 2009 году - 38-е место. Наибольший вклад в валовый региональный продукт вносят лесопромышленный комплекс (13 процентов), транспорт (14 процентов), торговля (14,8 процентов) и строительство (5,2 процента). Заметно прибавляют темпы роста машиностроение и туризм. Производительность труда низкая - от 5 до 15 процентов соответствующего показателя в европейских странах. Более половины населения занято в секторах экономики с низким уровнем оплаты труда. Бюджет формируется в первую очередь за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и безвозмездных поступлений из федерального бюджета. По объему налоговых отчислений в консолидированный бюджет области лидируют транспорт, торговля, лесопромышленный комплекс и судостроение.
Положительное влияние на Архангельскую область могут оказать климатические изменения и возрастание значимости северных территорий, связанное с развитием разведки и добычи полезных ископаемых. Негативно сказаться на развитии области могут такие факторы, как старение населения и рост миграции (отток населения).
В долгосрочной перспективе значимым региональным вызовом станет рост конкуренции между регионами России за инвестиционные, административные и человеческие ресурсы. Для того чтобы успешно конкурировать с другими регионами, в области должны быть созданы благоприятные условия для работы и жизни населения, особенно профессиональных кадров.
Ключевыми проблемами развития экономики и социальной сферы являются:
относительно низкий уровень производительности труда; недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной);
низкий уровень деловой активности и развития предпринимательства;
неблагоприятные условия для жизни (суровые климатические условия, низкий уровень развития жилищно-коммунального хозяйства и высокий уровень заболеваемости населения).
Область обладает рядом важных преимуществ, которые должны быть использованы для преодоления трудностей, возникающих при создании конкурентоспособной экономики и социальной сферы, - наличие развитого машиностроительного кластера, развитого транспортного узла, доступа к морю, богатых природных ресурсов, уникальных природных и культурно-исторических достопримечательностей, единственного в Северо-Западном федеральном округе профессионального исполнительского коллектива - Государственного академического Северного русского народного хора, реализующего государственную политику в части сохранения традиционного народного искусства Российской Федерации, а также близость к большому потребительскому рынку России и Европы.
Стратегическими приоритетами экономики Архангельской области являются:
судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс, транспорт и туризм;
горнодобывающая промышленность и рыболовство;
торговля, пищевая промышленность, электроэнергетика и научно-образовательный комплекс;
химия и нефтехимия, связь и телекоммуникации, промышленность строительных материалов, строительство, ювелирная промышленность, сельское хозяйство и металлургия.
Судостроение получит развитие в связи с ростом оборонного заказа и спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе. Потребуется проведение институциональных преобразований в отрасли, развертывание программ содействия технологической модернизации, а также продвижение продукции судостроительных предприятий на рынки.
Машиностроение получит развитие благодаря следующим предпосылкам:
наличие сильного кластера судостроения, квалифицированных инженеров и инженерной школы;
отсутствие жестких требований к масштабу операций в большинстве секторов промышленного машиностроения;
несущественное влияние удаленности от рынков сбыта на конкурентоспособность продукции и вследствие этого высокая добавленная стоимость;
возможность развития в данной отрасли предприятий среднего и малого бизнеса.
Лесопромышленный комплекс обладает достаточными запасами для развития деревообрабатывающих производств с более высокой добавленной стоимостью. Главное внимание должно быть уделено модернизации действующих целлюлозно-бумажных комбинатов с целью повышения их эффективности. Высоким потенциалом обладает мебельная промышленность. Актуально строительство лесных дорог.
Транспорт и логистика имеют потенциал развития в связи с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельск и железнодорожной магистрали «Белкомур», а также с развитием авиаперевозок. Осуществление этих проектов даст значительный импульс развитию транспортной сети региона.
Туризм получит развитие благодаря наличию в области таких уникальных объектов, как Соловецкий архипелаг, национальный парк Кенозерский, а также предпосылок для развития набирающего популярность экстремального туризма.
Разработка месторождений алмазов в ближайшее время расширится за счет освоения месторождения имени В.Гриба. Есть предпосылки для увеличения добычи полезных ископаемых - известняка, базальта, гипса, а также цинка и свинца.
Рыболовство будет основываться преимущественно на океаническом лове. На внутренних водоемах развитие этой отрасли связано с организацией аквакультуры.
Наиболее значительное влияние на темпы экономического роста и повышение степени диверсификации экономики Архангельской области окажут следующие стратегические проекты:
реконструкция аэропорта Архангельск;
строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения алмазов имени В.Гриба;
расширение яичного производства до 580 млн. штук яиц (Вельский район);
строительство жилого комплекса «Солнечный», г. Архангельск;
строительство железнодорожной магистрали Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск («Белкомур»);
реконструкция и строительство объектов инфраструктуры в порту Архангельск;
строительство глубоководного района в северной части порта Архангельск;
строительство Мезенской приливной электростанции;
строительство деревообрабатывающего комбината в г. Архангельске (клееный брус, строганные изделия для каркасного домостроения);
строительство завода для выпуска автономных энергетических комплексов и сборных домов (пос. Волошка, Коношский район);
строительство завода по производству товарной беленой химико-термомеханической массы;
создание птицеводческого комплекса по производству мяса бройлеров;
создание производства древесных топливных гранул (пеллет) (пос. Березник, Виноградовский район);
создание экономической зоны туристско-рекреационного типа в Устьянском районе, в том числе лыжно-биатлонного стадиона;
модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг в г. Коряжме, а также перерабатывающих производств;
реконструкция производства картона в г. Новодвинске.
Важным для эффективного развития региональной экономики является развитие малого и среднего бизнеса. Основной прирост оборота в этом секторе должен произойти за счет торговли, машиностроения, судостроения, транспорта, лесопромышленного комплекса, строительства и туризма.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития