10. Молодежная политика
В Северо-Западном федеральном округе доля молодежи в общем числе населения Северо-Западного федерального округа составляет примерно 25 процентов, что связано со значительным количеством лиц пенсионного возраста. Наиболее высока доля молодежи в южных областях и г. Санкт-Петербурге, существенно ниже она в северных регионах. Понижен ее удельный вес в сельской местности региона. Особенно значительна доля молодежи в общем объеме иногородних (иностранных) работников (около 50 процентов).
В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, проживает 3,5 млн. молодых людей, что составляет значительную часть (более 25 процентов) общего числа населения.
Основными направлениями в работе с молодежью в Северо-Западном федеральном округе планируются:
вовлечение молодежи в социальную практику (необходимо разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости, разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование культуры межнационального сотрудничества, а также повысить эффективность патриотического воспитания молодежи);
формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи (следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в профессиональных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и научных олимпиадах);
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности и расширение сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних).
Результатом реализации Стратегии станет наличие разнообразных возможностей для самовыражения молодых людей всех категорий, повышение социальной активности, активное участие в жизни общества, формирование культуры межнационального сотрудничества, предупреждение деструктивного и девиантного поведения. Кроме того, отдельным значимым результатом реализации Стратегии станет возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Популярной и привлекательной в молодежной среде станет активная жизненная позиция, подкрепляемая действиями и достижениями.
В числе основных социально-экономических проблем, которые характерны для молодежи Северо-Западного федерального округа, можно отметить такие, как высокий удельный вес безработных (до 16 - 18 процентов общей численности молодежи), сложность в решении жилищного вопроса, стремление выехать в крупные города и распространение нежелательных стереотипов повседневной жизни, алкоголизация и наркотизация. Специфические проблемы, требующие решения, возникают в молодежной среде в отношении демографического поведения и создания семей. Из общего числа молодых людей в возрасте 25 - 34 года около 25 процентов никогда не были в браке (в возрасте 30 - 39 лет - 15 процентов), 10 процентов находятся в состоянии развода, еще 10 - 12 процентов проживают вместе, не зарегистрировав официально свои отношения, и лишь чуть более 50 процентов официально состоят в гражданском браке.
Тенденции, получившие развитие в сферах общественной жизни молодежи округа, различны. С одной стороны, происходит ухудшение ряда параметров, условий жизни молодых людей и перспективы их социального и профессионального становления, в частности:
ухудшается состояние здоровья, физическая и психическая дееспособность и репродуктивная функция молодого поколения;
снижается образовательный уровень и происходит деградация структуры занятости;
продолжается криминализация молодежной среды;
происходит деформация морально-нравственных ориентиров, трудовой мотивации и девальвируются такие базовые ценности, как семья и патриотизм;
в сложном положении находится выстроенная в советские годы система начального и среднего профессионального образования. Практически все крупные предприятия Северо-Западного федерального округа сталкиваются с нехваткой молодых квалифицированных кадров по широкому спектру профессий;
система высшего образования во многих регионах округа соответствует требованиям рынка труда лишь частично, не удовлетворяя требованиям структуры будущего рынка труда, соответствующего инновационным сценариям развития отраслей;
в значительной степени утеряна система и инфраструктура внеучебной и общественной активности молодежи;
недостаточны меры по государственной поддержке и обеспечению молодых семей жильем.
С другой стороны, можно говорить и о положительных тенденциях в молодежной среде, в частности:
растет самостоятельность, практичность и расчетливость молодых людей, ответственность за свою судьбу;
возрастает мобильность, восприимчивость к новому и адаптивность к жизненным переменам;
увеличивается престиж образования среди молодежи;
растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья.
Актуальными проблемами молодежной политики в Северо-Западном федеральном округе на современном этапе являются:
слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;
отсутствие современной научно-методической базы для разработки, реализации и контроля эффективности молодежных программ и системы мониторинга состояния молодежной среды;
отсутствие системной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений;
ограниченность инфраструктуры учреждений и социальных служб для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;
недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики.
Стратегической целью молодежной политики в Северо-Западном федеральном округе является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития округа и страны в целом.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач:
создание благоприятных условий для обучения и профессионального становления молодежи;
вовлечение молодежи в эффективные социальные практики (учебные, трудовые, семейные);
развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики;
пропаганда семейных ценностей среди молодежи и формирование механизмов поддержки, в том числе создание стартовых возможностей для молодой семьи;
поддержка и развитие механизмов удовлетворения потребностей молодежи в доступном жилье.
Основными задачами молодежной политики в области создания равных условий для развития молодежи являются:
развитие целевых программ по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;
оказание информационно-консалтинговой помощи и разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах округа;
развитие системы предоставления социальных услуг несовершеннолетним и молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;
обеспечение отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Основными направлениями решения указанных задач молодежной политики должны стать:
обеспечение прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости;
гарантированное предоставление молодежи социальных услуг, организация отдыха и досуга молодых граждан;
содействие предпринимательской деятельности молодежи;
гражданское и патриотическое воспитание, физическое и духовное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
государственная поддержка молодых семей;
поддержка талантливой и одаренной молодежи;
проведение профилактики правонарушений среди молодежи, ее алкоголизации и наркотизации.
Выполнение указанных задач позволит повысить качество человеческого потенциала для молодежи, вступающей в рынок труда региона в последующие десятилетия, противостоять оттоку за границу наиболее инициативных и высококвалифицированных молодых кадров, ориентированных на занятость в инновационных секторах экономики. Вместе с тем эти задачи требуют комплексных межотраслевых решений, смежных с решениями задач в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, и развития приоритетных отраслей экономики регионов Северо-Западного федерального округа.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития