1. Машиностроительный комплекс
По своему значению для инновационного развития и модернизации экономики как Северо-Западного федерального округа, так и России в целом машиностроительный комплекс занимает ведущее место. Велика его роль в обеспечении экономической и военной безопасности страны, импортозамещении, занятости населения (значительная часть предприятий имеет градообразующий характер), бюджетных доходах, перспективах наращивания и диверсификации экспортного потенциала. Особенностью машиностроительного комплекса является высокий уровень межтерриториального кооперирования в рамках округа.
Развитие отдельных направлений машиностроения в Северо-Западном федеральном округе обусловлено возможностями использования:
выгодного экономико-географического положения и экономических связей с ведущими западными машиностроительными фирмами;
удобства сбыта продукции на рынках России и стран ближнего зарубежья;
развитой транспортно-логистической инфраструктуры;
растущего спроса на машиностроительную продукцию для целого ряда базовых секторов экономики округа (нефтегазовый комплекс, энергетика, металлургия, транспорт, агропромышленный комплекс, лесной и рыбохозяйственный комплексы и др.);
территориальных ресурсов для размещения производственных объектов комплекса;
потенциала научно-образовательного комплекса г. Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;
квалифицированных кадров и производственного потенциала предприятий.
В регионах, к конкурентным преимуществам которых относится выход к морям и крупным внутренним водным пространствам, приоритетными направлениями развития машиностроения являются судостроительная и судоремонтная индустрия, производство и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования портов и логистических терминалов, а также производство силового оборудования.
В Ленинградской области судостроительная отрасль представлена предприятиями гг. Выборга, Шлиссельбурга и др.
Крупнейшие предприятия судостроительной отрасли расположены непосредственно в гг. Санкт-Петербурге, Калининграде и Архангельской области. В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, размещены судостроительные и судоремонтные предприятия, обслуживающие в том числе корабли Балтийского и Северного флотов. Кроме того, в округе расположено большое число предприятий судового машиностроения и судового приборостроения, а также ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций судостроения.
Машиностроительные предприятия, ориентированные на обслуживание портовой инфраструктуры и транспорта, размещены в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях.
Ленинградская и Калининградская области и г. Санкт-Петербург, разместив на своей территории сеть автосборочных производств, используют следующие конкурентные преимущества:
близость к сухопутной государственной границе Российской Федерации;
развитая сеть автомобильных дорог регионов;
наличие морских портов;
наличие территорий для размещения сборочных производств;
высокий уровень покупательной способности населения регионов.
В г. Санкт-Петербурге размещены предприятия по производству внедорожников «Шевроле Каптива», «Опель Антара», седана «Шевроле Круз», автомобилей класса »Е» «ТойотаКамри», «Ниссан Теана» и «Ниссан Икс-Трейл», грузовых автомобилей различного назначения «ЯРОВИТ», а также автобусов большого класса.
В Ленинградской области помимо предприятия автомобилестроения планируется выход на проектную мощность предприятия по производству шин (г. Всеволожск) и завода по производству автомобильного стекла (г. Кириши).
В Калининградской области расположено предприятие по производству автомобилей «Киа», «БМВ», «ЖМ ДАТ», «Хаммер», «Шевроле», «Опель» и «Кадиллак».
В регионах Северо-Западного федерального округа, ориентированных на лесозаготовку и комплексную лесопереработку, существует высокий потенциал развития машиностроения, ориентированного на заготовку, транспортировку, первичную и глубокую переработку древесного сырья. В настоящий момент этот потенциал используется лишь частично.
Дефицит производственных мощностей наблюдается в сфере добычи и переработки минералов. Предприятия, ориентированные на производство горного оборудования и карьерной техники, расположены в г. Санкт-Петербурге.
Наукоемкое машиностроение локализовано преимущественно в г. Санкт-Петербурге, где развита база для разработки новых типов оборудования на уровне современных стандартов. В области судостроения это проектно-конструкторские бюро, проектирующие перспективную морскую технику для освоения арктического шельфа, ледокольного флота и судов для транспортировки углеводородов.
Продукция авиационной промышленности представляет собой широкую номенклатуру комплектующих для летательных аппаратов различного назначения, в частности авиационные двигатели, агрегаты, оборудование и системы для военной и гражданской авиации, в том числе бортовая аппаратура, системы контроля авиадвигателей, регистрации полетных данных и бортовые вычислительные системы.
Предприятия и организации отрасли оказывают услуги и выполняют профильные работы научно-исследовательского, проектного производственного характера, занимаются послепродажным обслуживанием авиационной техники военного и гражданского назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами.
В г. Санкт-Петербурге расположены наиболее крупные предприятия и организации Северо-Западного федерального округа, производящие и разрабатывающие авиационные двигатели, приборы и специальную технику, а также предприятия энергомашиностроения.
В Вологодской области специализация экономики региона на производстве металлургической, лесной и пищевой продукции обусловила развитие машиностроения, ориентированного на производство транспортных средств, оборудования для деревообработки и мясомолочной промышленности.
Основными тенденциями развития машиностроительного комплекса являются следующие:
постоянно растет спрос в том сегменте рынка продукции машиностроения, в котором существует дефицит производственных мощностей не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в Российской Федерации (специализированная строительная, дорожная, лесная, горная и карьерная техника, силовые агрегаты, средства транспорта различного назначения, средства малой механизации, станочный парк, сварочное оборудование и сельскохозяйственная техника);
доля типовых проектов и однотипной продукции, которые предлагаются потребителям всеми сегментами экономики, неуклонно снижается, соответственно повышаются требования как к уровню специализации выпускаемой техники и оборудования, так и к возможностям их переналадки.
Эти тенденции могут рассматриваться как факторы, способствующие развитию машиностроения, так и как факторы риска. В частности, дефицит машиностроительной продукции привел к расширению сети сборочных производств, а также инициировал возникновение бизнеса в сегменте поставок импортной техники и оборудования.
Существенное влияние на развитие автомобилестроения в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказывает увеличение числа компаний, ориентированных на поставку, дооборудование и сервисное обслуживание импортной автомобильной, тракторной и специальной техники.
Увеличение спроса на специализированную технику создает потенциал развития сети опытно-конструкторских предприятий. Так, в условиях перспектив по созданию в Северо-Западном федеральном округе предприятий по производству металлорежущего инструмента с использованием технических алмазов, добываемых на месторождениях имени Ломоносова и имени В.Гриба в Архангельской области, существует равная вероятность реализации этого проекта предприятиями отрасли на базе действующих предприятий либо организации простого экспорта алмазного сырья.
Главными приоритетами в развитии машиностроительного комплекса Северо-Западного федерального округа до 2020 года и в дальнейшем являются:
судостроение;
энергомашиностроение;
производство инновационного оборудования;
производство техники для нефтегазовой промышленности;
производство техники для лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
радиоэлектронная промышленность;
производство медицинского оборудования;
производство техники для городского хозяйства, в том числе малой снегоуборочной техники;
производство техники импортозамещающего назначения;
производство техники, заменяющей труд низкой квалификации и престижности.
Стратегической задачей является возрождение станкостроительной промышленности.
Автомобилестроение следует развивать по интенсивному пути без строительства новых заводов на основе превращения действующих сборочных производств в современные предприятия, способные генерировать и осваивать инновационные технологии.
Повышение эффективности деятельности машиностроительного комплекса связано с формированием судостроительного, энергомашиностроительного, приборостроительного и автомобильного кластеров на инновационной основе с учетом разработки технологических платформ, касающихся освоения океана, авиационной мобильности и авиационных технологий, национальной космической технологической платформы, технологий мехатроники встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроения.
Необходимо довести долю машиностроения в промышленности Северо-Западного федерального округа к 2020 году до 30 процентов, а его долю в экспорте - до 20 процентов.
В машиностроительном комплексе до 2020 года целесообразно осуществление следующих стратегических проектов:
восстановление станкостроительных предприятий (г. Санкт-Петербург, Вологодская область);
строительство завода по производству энергетического оборудования (г. Санкт-Петербург);
модернизация и развитие предприятий точного машиностроения и приборостроения (г. Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская и Вологодская области, Республика Карелия);
модернизация и развитие предприятий машиностроительной отрасли (Мурманская область);
модернизация и развитие предприятий радиоэлектронной промышленности (г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области);
строительство предприятий по производству автокомпонентов (Ленинградская, Псковская и Новгородская области);
модернизация и развитие предприятий судостроения и судоремонта (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская и Мурманская области);
модернизация и развитие предприятий по производству медицинского оборудования (г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области);
модернизация и развитие производства железнодорожных вагонов нового поколения (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская и Псковская области);
формирование автомобильного, судостроительного и приборостроительного кластеров на основе развития производственных связей между предприятиями и формирования общих элементов инфраструктуры.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития