logo
северо-запад

14. Внешнеэкономическая деятельность

Северо-Западный федеральный округ имеет уникальное географическое положение и единственный из округов непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Северной Европы, Содружеством Независимых Государств, связан через Балтийское море с Федеративной Республикой Германия, Королевством Швеция, Королевством Дания и через морские пути с другими европейскими странами, имеет развитые экономические и культурные связи с зарубежными партнерами.

В 2010 году внешнеторговый оборот Северо-Западного федерального округа составил 76748,3 млн. долларов США, что в 1,8 раза больше объема оборота за 2009 год. Объем экспорта составил 36890,7 млн. долларов США, а импорта - 39857 млн. долларов США. Экспорт увеличился на 16 процентов, импорт - на 36,5 процента.

Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка Северо-Западного федерального округа на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте округа составляет свыше 90 процентов.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, лидируют в экспорте г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. В импорте 1-е место занимает г. Санкт-Петербург, 2-е место - Калининградская область, 3-е место - Ленинградская область. Следует отметить, что распределение стоимостных объемов экспорта и импорта по субъектам Северо-Западного федерального округа в 2010 году по сравнению с 2008 годом практически не изменилось. В товарной структуре экспорта 1-е место занимают минеральные продукты, 2-е место - металлы и изделия из них, 3-е место - древесина, бумага и изделия из них.

В 2010 году участниками внешнеэкономической деятельности ввозились товары из 155 стран мира. В товарной структуре импорта 1-е место занимали машины, оборудование, транспортные средства, 2-е место - продовольственные товары и сырье для их производства, 3-е место - продукция химической промышленности.

Северо-Западный федеральный округ участвует в ряде региональных программ приграничного сотрудничества, направленных на реализацию широкого круга задач в регионе Балтийского моря и Северной Европы. К ним относятся Арктический совет, Совет Баренцева / Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря, партнерство «Северное измерение», охватывающее территорию сотрудничества всех вышеназванных организаций.

В 2010 году товарооборот с приграничными странами составил 11 процентов общего товарооборота региона.

Приоритет в приграничной торговле принадлежит Финляндской Республике. Экспортировались топливо минеральное, древесина и изделия из нее, а также химическая продукция. Из Финляндии поставлялись молочные продукты, бумага и картон, машиностроительная продукция и изделия из пластмасс.

Среди приграничных стран в 2010 году по объему торговли 2-е место занимает Республика Польша. Основными статьями экспорта в Польшу являлись топливо, черные металлы и древесина, импорта - электрооборудование, пластмассы, фрукты, средства наземного транспорта. На 3-м месте по объему торговли находится Латвийская Республика. Наиболее значимыми по стоимости в Латвию осуществлялись поставки минерального топлива, черных металлов, древесины и химической продукции, импортировались рыба, продукция растениеводства и машиностроительная продукция.

В Королевство Норвегия экспортировались минеральные продукты, алюминий, древесина и черные металлы. В импорте преобладали поставки рыбы и морепродуктов. В Литовскую Республику экспортировались минеральные продукты и удобрения. Из Литвы ввозились живые животные, пластмасса и бумага. В Эстонскую Республику экспортировались топливо, удобрения, древесина, ввозились оборудование, молочная продукция и рыба.

Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из основных инструментов социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. Расширение внешнеэкономических связей должно сопровождаться усилением конкурентных отношений и стабильностью позиций региона в системе международных конкурентных связей. Необходима разработка и принятие адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в материально-техническом, так и в социальном плане. Применительно к специфике округа стратегические направления развития должны предусматривать:

в сфере экспорта:

реализацию на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества;

расширение масштабов производства, занятости в экспортных отраслях;

формирование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения импортных поставок, накопления резервов и обслуживания международных обязательств по ценным бумагам;

создание предпосылок для повышения конкурентоспособности производимой продукции;

обеспечение благоприятных условий для экспорта продукции предприятий округа;

в сфере импорта:

удовлетворение потребностей округа в высококачественном сырье, не производящемся в рамках национальной экономики либо производящемся в недостаточном количестве (продовольствие, сырье для предприятий цветной металлургии и др.);

обеспечение округа товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях);

модернизацию производственного и технологического потенциала предприятий округа;

формирование конкурентной среды для внутренних производителей округа;

в сфере внешнеэкономической деятельности:

укрепление и расширение торговли с сопредельными государствами;

расширение внешнеэкономических связей;

создание благоприятных условий для приграничного сотрудничества;

создание и развитие таможенно-логистической инфраструктуры в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации;

перемещение мест совершения таможенных операций за пределы городов и жилых массивов;

в сфере иностранных капиталовложений:

расширение масштабов регионального накопления и проведение опережающей (по сравнению с другими округами) реконструкции и модернизации хозяйственного комплекса округа;

создание предпосылок для взаимосвязи российского и зарубежного капиталов с целью укрепления позиций округа на внешних рынках и развития импортозамещающих производств;

в сфере капиталовложений за рубежом:

продвижение продукции с высокой степенью переработки на внешние рынки, развитие инфраструктуры для зарубежной поддержки экспорта округа;

участие в зарубежных производствах для гарантированного обеспечения российского рынка необходимыми товарами и услугами или для извлечения прибыли;

формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций округа в системе мировой экономики;

участие округа в конверсии задолженности зарубежных государств в инвестиции;

в сфере обеспечения экономической безопасности:

создание системы защиты округа от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры;

диверсификацию внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий округа;

обеспечение гарантированного снабжения округа необходимыми импортными сырьем и товарами;

сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства) ряда важнейших товаров и технологий стратегического значения, невзирая на импортную конкуренцию;

дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности округа.