12. Научно-инновационный комплекс
Научно-инновационный комплекс (наука, высшее образование, высокотехнологичные и опытные производства) является определяющим в обеспечении инновационного развития Северо-Западного федерального округа и всего народного хозяйства Российской Федерации.
В силу приграничного положения округа научно-инновационный комплекс играет большую роль в экономической, научно-образовательной и гуманитарно-культурной интеграции России со странами Европейского союза, в адаптации международных стандартов в области образования, в развитии конкурентоспособных экспортно ориентированных отраслей и производств, в решении проблем международной энергетической, экономической и экологической безопасности.
Объем выпуска наукоемких и высокотехнологичных производств составляет около 60 процентов совокупной продукции обрабатывающей промышленности округа. Объем затрат на научные исследования и разработки по отношению к региональному валовому продукту в Северо-Западном федеральном округе в 1,4 раза выше, чем в среднем по России.
Научно-инновационный комплекс включает более 500 организаций, выполняющих исследования и разработки (13 процентов организаций, занятых в научной сфере Российской Федерации в целом). В составе научных организаций только г. Санкт-Петербург насчитывает 46 организаций Российской академии наук и других академий. Кроме того, научные центры Российской академии наук имеются в Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях и в г. Вологде. На базе указанных учреждений формируется целый ряд инновационно-технологических центров, в том числе по нанотехнологиям в области электроники (г. Гатчина, Ленинградская область). В структуре затрат на исследования и разработки в Северо-Западном федеральном округе 18,6 процента приходится на фундаментальные исследования, 13,5 процента - на прикладные исследования и 67,9 процента - на разработки.
Комплекс располагает широкой сетью учреждений профессионального образования всех уровней, осуществляющих подготовку кадров по всем укрупненным группам специальностей и направлений высшего, среднего и начального профессионального образования.
По состоянию на 1 января 2011 г. в системе высшего профессионального образования округа функционировало 131 высшее учебное заведение (11,8 процента всех высших учебных заведений в Российской Федерации) с численностью студентов около 750 тыс. человек (10,1 процента студентов в Российской Федерации).
Основной кадровый потенциал образовательных и научных учреждений сосредоточен в г. Санкт-Петербурге, который по числу студентов высших учебных заведений занимает 2-е место среди субъектов Российской Федерации.
В Северо-Западном федеральном округе происходит сокращение общего числа специалистов (особенно имеющих степень кандидата наук), включенных в научные исследования и разработки.
Научно-инновационный комплекс Северо-Запада как система отраслевой и академической науки, образовательных учреждений, инновационных и исследовательских центров, а также крупных производств в единое целое еще не сложился. Есть разрыв между фундаментальной и прикладной наукой, востребованной и фактической структурой подготовки кадров, тематикой научных разработок и структурой инновационных потребностей производства.
В связи с этим необходимо развитие конкуренции в научной и инновационной деятельности, формирование научно-производственных кластеров и сетевых инновационных структур, объединяющих субъекты научно-инновационной деятельности.
Межрегиональные комплексообразующие связи объединяют г. Санкт-Петербург с регионами округа в несколько научно-инновационных и производственных кластеров. К их числу можно отнести центр развития сберегающих технологий природо- и лесопользования (Республика Карелия - Республика Коми), а также региональный центр трансфера технологий (Республика Карелия - Архангельская область - Мурманская область). Регионально локализованные комплексообразующие связи характерны для машиностроительного комплекса Вологодской области и центра технологий геоэкологических основ устойчивого развития регионов в Калининградской области.
Факторами развития научно-инновационного комплекса Северо-Западного федерального округа являются:
научные школы, сформировавшиеся и развивающиеся прежде всего в г. Санкт-Петербурге - историческом центре российской науки и образования;
развитая инфраструктура крупных производственных мощностей, профили которых соответствуют выделенным на федеральном уровне приоритетным направлениям развития науки и техники;
возникновение новых научно-образовательных центров, специализирующихся на тематике фундаментальных исследований и прикладных разработок и являющихся «инновационными локомотивами» в формирующихся производственных кластерах;
сохраняющийся кадровый потенциал, особенно в системе высшего образования, постоянно растущий интеллектуальный капитал за счет увеличения численности занятых с высшим образованием, подготовки кадров высшей квалификации (докторов наук) и развития патентной деятельности;
международное сотрудничество в области инновационной деятельности, развитие совместных разработок и трансфера технологий, налаженная система обмена учеными, специалистами с ведущими европейскими, прежде всего скандинавскими, научными центрами, практика совместных научных и образовательных проектов с крупными университетами центральной и восточной Европы, Америки, скандинавских стран;
усиление роли Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации в вопросах формирования научно-производственных кластеров.
Среди проблем развития комплекса можно выделить следующие:
недостаточная взаимосвязь научно-инновационного и производственного процессов - новые разработки не всегда доходят до стадии реализации даже в качестве опытных образцов;
отсутствие системных связей между субъектами научной, инновационной и образовательной деятельности, в том числе расположенными в разных регионах округа;
несбалансированность фундаментальных и прикладных исследований;
недостаточный уровень интеграции образовательных учреждений и научных организаций в научных исследованиях и в вопросах подготовки научных кадров.
Главная цель развития научно-инновационного комплекса Северо-Западного федерального округа до 2020 года - обеспечение перехода экономики округа от экспортно-сырьевого к преимущественно инновационному типу развития, повышение доли высокотехнологичных наукоемких производств в валовом региональном продукте, повышение конкурентоспособности экономики и приближение к мировому уровню в науке и образовании в условиях постиндустриального и информационного развития общества.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
обеспечить научно-инновационный комплекс профессиональными кадрами, предотвратив внутреннюю миграцию и эмиграцию молодых способных исследователей; повысить престиж научно-образовательной деятельности и ее оплату; преодолеть структурный дисбаланс в выпуске специалистов по укрупненным группам специальностей и направлений высшего и среднего профессионального образования; обеспечить опережающие темпы подготовки кадров высшей квалификации;
провести обновление научного оборудования, в первую очередь по приоритетным направлениям исследований и разработок;
развить отстающие и создать недостающие звенья процесса, предусматривающего фундаментальные исследования, прикладные исследования и производство, добиваясь ускорения перехода научных достижений в производственные инновации и инновационного развития профильных видов экономической деятельности; укрепить инновационную инфраструктуру, способствовать формированию венчурных фондов и компаний, технопарков, наукоградов, особых экономических зон, центров трансфера технологий и лизинговых компаний с низкими ставками лизинга;
поддерживать лидерство в научных исследованиях и технологиях по таким направлениям, как нанотехнологии, ядерная энергетика, судостроение, ракетно-космические технологии, авиация, программное обеспечение, биотехнологии на основе разрабатываемых технологических платформ, касающихся управляемого термоядерного синтеза, радиационных технологий и замкнутых ядерных топливных циклов с реакторами на быстрых нейтронах;
повысить качество подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования за счет внедрения новых образовательных стандартов, использования интегрированных образовательных программ, введения модульного обучения, а также обеспечения академической мобильности преподавателей и студентов;
усилить ориентацию системы высшего и среднего профессионального образования на подготовку кадров для кластеров приоритетных отраслей экономики округа, а также для ведущих научно-производственных и научно-инновационных организаций путем проведения поэтапной реструктуризации сети учреждений профессионального образования всех уровней с созданием учреждений нового типа.
Содержательная, институциональная и структурная перестройка научно-инновационного комплекса должна осуществляться по следующим ключевым направлениям:
усиление интеграции научных, производственных и образовательных организаций и учреждений по выделенным для Северо-Западного федерального округа важнейшим направлениям инновационной деятельности; институционализация межрегиональных и внутрирегиональных кластерообразующих связей;
сопряжение тематики фундаментальных и прикладных исследований, доведение научных разработок и опытных образцов до промышленных партий и концентрация ресурсов на выделенных приоритетных направлениях;
создание единого образовательного и кадрового пространства округа для выделенных приоритетных научно-инновационных и производственно-технологических кластеров, предполагающее обеспечение мобильности кадров; создание кластерных структур непрерывного профессионального образования и переподготовки;
оптимизация структуры и профилей подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования округа, введение государственного заказа и целевой контрактной подготовки на всех уровнях профессионального образования, перестройка образовательного процесса по профильным для научно-инновационного комплекса округа специальностям, включая подготовку по интегрированным профессиям и сопряженным образовательным программам; создание системы профессиональной сертификации квалификации специалистов;
укрепление материально-технической и лабораторной базы научных организаций, учебно-материальной базы образовательных учреждений, развитие механизмов соучредительства образовательных учреждений, софинансирования образовательного процесса и научных исследований в учреждениях профессионального образования;
институциональная перестройка управления научно-инновационным комплексом с созданием Северо-Западного отделения Российскойакадемии наук, научно-технического совета округа с кластерным делением, органов профессионально-общественного управления комплексом с участием работодателей, представляющих производственные кластеры округа.
Приоритеты исследований и разработок в Северо-Западном федеральном округе определены с учетом следующих факторов:
наличие научной базы по отдельным проблемам важнейших направлений исследований;
потребности в научно-проектных разработках экономики округа, прежде всего связанные с использованием природных богатств, в частности с глубокой переработкой полезных ископаемых, созданием Балтийской кремниевой долины, освоением месторождений нефти и газа на континентальном шельфе арктической зоны и др.;
необходимость использования уникального конкурентного преимущества Российской Федерации - территории, позволяющей выполнять функции транспортного коридора мирового значения.
В числе основных исследовательских приоритетов определены следующие:
разработка методов глубокой переработки природных ресурсов (древесины, нефти, газа, твердых полезных ископаемых);
проблемы использования альтернативных источников энергии;
проблемы экологической безопасности;
разработка морских технологий (в частности, в области судостроения, навигации, гидродинамики, строительства платформ для нефтегазодобычи на шельфе);
исследования в области информационных технологий;
вопросы производства наноматериалов для электроники, судостроения, атомных электростанций и медицины;
проблемы обновления энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа, технологий и оборудования в областях генерирующих мощностей, передающих сетей и др.;
разработка новых геотехнологий, технологий и материалов в связи с добычей газа на шельфе Баренцева моря;
вопросы производства композитных материалов для турбин, ядерной и водородной энергетики;
проблемы генетики человека, медицинской генетики и экологической генетики;
формирование кластера предприятий радиоэлектронной промышленности;
создание метакомпьютера на основе концепции динамической архитектуры, интеллектуальных агентов и разрабатываемой национальной суперкомпьютерной технологической платформы;
развитие комплекса по разработке нанотехнологий в биологии и медицине на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А.Алмазова».
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития