logo
северо-запад

5. Сценарий социально-экономического развития

Северо-Западного федерального округа

Оптимистический сценарий социально-экономического развития Северо-западного федерального округа предполагает его развитие в наиболее благоприятном направлении, стабильное улучшение внутренней и внешней среды и резкое снижение потенциальных угроз. Вероятность реализации этого сценария в условиях быстрого и малопрогнозируемого изменения мировой геополитической и экономической ситуации не представляется реальным.

В связи с этим выбор основной концепции стратегического развития Северо-Западного федерального округа (базового сценария) осуществлялся исходя из использования основных факторов развития округа и активной политики в сфере формирования институциональных, природно-экологических, демографических и социальных условий развития, нейтрализации негативных тенденций с учетом бюджетных ограничений. Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития приведены в приложении № 2.

Внешнеэкономические связи Северо-Западного федерального округа с Европейским союзом и другими регионами мира развиваются как по линии обеспечения российского экспорта и импорта, так и в направлении создания совместных предприятий, образования особых экономических зон, развития производств с применением западных и российских инновационных технологий.

Северо-Западный федеральный округ превращается в одну из главных баз модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации. Восстанавливается значение г. Санкт-Петербурга как ведущего центра научно-технического прогресса. Происходит передача в экономическое пространство России инноваций и прогрессивных технологий.

Развивается экономика, связанная с освоением континентального шельфа Российской Федерации и ресурсов арктической зоны. Создаются терминалы и перерабатывающие предприятия в Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях и Ненецком автономном округе.

На новой организационной и технологической основе происходит восстановление сельскохозяйственного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Возникают новые и модернизируются существующие крупные комплексы животноводческого и растениеводческого направлений. Значительное распространение получают кооперативные формы сельскохозяйственной деятельности. Стимулируются сохранение и развитие подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества.

В городской местности осуществляется масштабная модернизация систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В сельской местности и пригородных зонах приоритетное значение получают локальные и внутридомовые объекты коммунальной инфраструктуры взамен традиционных сетей. В крупных городах региона проводятся масштабные мероприятия по совершенствованию транспортной сети, строительству развязок и стоянок. Приоритет получает общественный городской и пригородный транспорт нового поколения. Сокращаются ежедневные рабочие поездки на личном автомобильном транспорте в центры крупных городов.

Миграционная политика направлена на привлечение населения для проживания на постоянной основе с постепенной адаптацией его к местным условиям. Сокращается доля иногородних работников, привлекаемых на временные работы. Общие масштабы привлечения иногородней рабочей силы постепенно снижаются, что компенсируется техническим прогрессом и инновациями в отраслях городского хозяйства, строительстве, торговле, общественном транспорте и сельском хозяйстве.

Активизируется региональная социально-экономическая политика, проводимая на уровне Северо-Западного федерального округа и в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, особенно в сфере занятости и развития агропромышленного комплекса. Получает развитие государственный и муниципальный сектор экономики, функции которого дополняются развитием рыночных элементов в соответствующих секторах инфраструктуры, городского хозяйства и сферы обслуживания.

Стратегические приоритеты экономического развития Северо-Западного федерального округа основываются на использовании накопленного инновационного потенциала г. Санкт-Петербурга и одноименной агломерации, его выгодного местоположения для развития экспортной продукции и импортозамещающих отраслей экономики, а  также на освоении природных ресурсов (особенно северной части округа), расширении транзитных функций и развитии городов, осуществляющих производственную деятельность, административно-управленческие функции, формирующих опорную систему расселения на территории округа.

Главными стратегическими приоритетами развития экономики Северо-Западного федерального округа являются:

развитие г. Санкт-Петербурга и городов, примыкающих к нему, входящих в состав агломерации, а также центров субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, как ведущих комплексов инноваций, информационных технологий, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств и финансовых, банковских и образовательных услуг;

создание условий для развития высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности - оборонно-промышленного комплекса, судостроения и производства судового оборудования, автомобилестроения, приборостроения и электротехники;

перевод в число ведущих отраслей (при условии их значительной модернизации) деревообработки, химической и целлюлозно-бумажной промышленности, биофармацевтики и металлургии;

формирование производственных кластеров на основе доступных лесных ресурсов с учетом экономической и экологической приемлемости, а также производимых в округе цветных и черных металлов, продукции горнодобывающих и химических производств, сельского хозяйства, углеводородных ресурсов как на территории, так и акватории округа;

использование туристско-рекреационного потенциала территории и акватории, причем не только в традиционных местах концентрации туристов и рекреантов, но и в условиях Заполярья, островов Северного Ледовитого океана, горных массивов Хибин и Приполярного Урала;

сохранение природного и культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственного и муниципального управления;

создание новых и модернизация существующих транспортных коридоров меридионального и широтного направлений, развитие скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах, возрождение речного сообщения и малой авиации, восстановление и развитие Северного морского пути;

содействие со стороны государства развитию сельского хозяйства, сельской местности как фундамента возрождения села и условия для решения демографической проблемы;

развитие институциональной сферы в части нормативной правовой, инфраструктурной и финансовой поддержки для привлечения инвестиций в базовые сектора экономики.