logo
северо-запад

8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда

В связи с постепенным преодолением в 2010 году кризисных явлений на рынке труда уровень безработицы в Северо-Западном федеральном округе в 2010 году составлял 6,2 процента, что заметно ниже, чем в 2009 году (7 процентов).

Наиболее благополучной является ситуация в г. Санкт-Петербурге, где уровень безработицы по критериям Международной организации труда (не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить) составляет 2,6 процента, что значительно ниже среднероссийского значения этого показателя (7,5 процента). Более низким, чем по России в целом, является уровень безработицы в Новгородской (5,7 процента), Ленинградской (5,2 процента) и Архангельской (7,2 процента) областях. Однако в Республике Карелия (9,6 процента), Республике Коми (10,3 процента), Псковской (9,7 процента), Калининградской (10,6 процента), Мурманской (8,9 процента) и Вологодской (7,9 процента) областях уровень безработицы остается более высоким, чем в среднем по России.

В целях привлечения местного населения в отрасли и сферы экономики, испытывающие дефицит трудовых ресурсов, в том числе в так называемые непрестижные и малопопулярные, необходима разработка дополнительных региональных программ, предусматривающих комплексы мероприятий по улучшению качества рабочих мест и условий труда в указанных отраслях, ликвидации сложившихся различий в условиях оплаты труда, стимулированию занятости за счет предоставления льгот социального характера и развития профессионального образования и переподготовки.

Серьезной проблемой в сфере занятости населения является недостаток мест приложения труда в местах проживания населения, то есть в сельских и городских поселениях. Во многих случаях количество экономически активного населения в 2 - 3 раза превышает возможности занятости по месту проживания (то есть в пределах 1 - 1,5 часовой доступности). В результате население вынуждено совершать ежедневные многочасовые (по 5 и более часов) поездки на работу.

Другой проблемой являются иногородние работники. Их общее число в Северо-Западном федеральном округе достигает 0,5 млн. человек. В ряде отраслей экономики действительно ощущается серьезный дефицит кадров (в том числе по причине того, что местное население, особенно в г. Санкт-Петербурге, не желает трудоустраиваться в этих отраслях). В таких отраслях без привлечения иногородних работников сегодня не обойтись. Но в перспективе дефицит кадров в них в основном должен покрываться за счет механизации и автоматизации производства. Однако во многих случаях работодатели предпочитают иногородних работников местным жителям, так как это обходится значительно дешевле и не требует соблюдения многих обязательных социальных нормативов. В результате местные жители часто остаются без работы. Это происходит из-за несоблюдения работодателями законов и нормативных требований.

Потребность в трудовых ресурсах наиболее велика в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на долю которых приходилось соответственно 54 процента и 10,1 процента всех заявленных предприятиями вакантных рабочих мест округа. На эти субъекты Российской Федерации, входящие в состав округа, приходится также 71 процент и 15,8 процента квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году.

Для обеспечения занятости населения и развития труда важнейшими стратегическими целями являются следующие:

снижение уровня безработицы до 3 процентов к 2020 году;

оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости;

приближение рабочих мест к местам проживания населения (целевым ориентиром является достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85 процентов по сравнению с 75 процентами в настоящее время).

Основной стратегической задачей государственных и муниципальных органов в сфере занятости является осуществление такой долгосрочной политики, которая обеспечивала бы наиболее полную занятость населения в соответствии с возможностями его профессионально-квалификационного роста, адаптации и пространственного размещения.

Будут созданы новые и восстановлены рабочие места (600 - 700 тыс.) на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий и строительства новых производственных объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, а также на основе подъема сельского хозяйства и развития социальной сферы и туризма.

В северной части Северо-Западного федерального округа с ее сложными природно-климатическими условиями количество занятого населения будет сокращаться до уровня, обеспечивающего функционирование наиболее эффективных сфер экономики. В этой зоне следует проводить мероприятия по обеспечению временной занятости населения, которое пока не может выехать в районы с более благоприятными условиями проживания, а также по повышению транспортной мобильности населения.

В южной части Северо-Западного федерального округа необходимо регулировать и стимулировать деятельность работодателей, в том числе малого и среднего бизнеса, по сохранению и созданию новых рабочих мест. В ряде случаев целесообразно создавать рабочие места за счет развития государственного и муниципального секторов экономики.

Перемещение населения в значительных масштабах не может рассматриваться как главное средство решения проблемы занятости. Вместе с тем нужно создавать условия для мобильной части населения по переезду в центры, где ощущается большая потребность в рабочей силе.

В условиях выхода из кризиса темпы развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, остаются неравномерными. Действия в сфере занятости населения должны в зависимости от складывающейся ситуации включать:

первоочередные антикризисные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда и недопущение массовой безработицы;

опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников в случае угрозы массового увольнения;

организацию общественных работ в организациях и на социально значимых объектах субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости;

адресную поддержку для ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность.

Институциональные преобразования и мероприятия, направленные на формирование современной инфраструктуры рынка труда, институтов социального и государственно-частного партнерства, включают:

развитие правового регулирования сферы труда и занятости в целях своевременного отражения изменений в содержании и формах организации труда, трудовых отношениях и миграционных процессах;

создание системы институтов и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих реализацию крупных проектов с учетом решения проблем занятости населения;

развитие информационных технологий, обеспечивающих создание единого информационного пространства в области труда и занятости населения Северо-Западного федерального округа;

развитие партнерских отношений и механизмов координации деятельности государственной службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию занятости населения, в том числе молодежных и женских организаций и организаций инвалидов.

совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, а также граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

развитие институтов социального партнерства и 3-стороннего сотрудничества, привлечение профсоюзов к подготовке и обсуждению мероприятий государственной политики в сфере труда и занятости, а также взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы различных групп населения;

выполнение административно-правовых процедур в отношении трудовых мигрантов, а также работодателей, нарушающих правовые нормы использования иностранной рабочей силы.

В условиях выхода из кризиса и в посткризисный период действия на рынке труда будут направлены:

на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа;

на развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, а также обеспечить повышение качества рабочей силы и трудовой мобильности.

В связи с этим предполагается осуществить реализацию следующих мер:

поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов, повышение профессиональной и трудовой мобильности граждан, а также поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан;

повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, за счет развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая развитие обучения внутри учреждений и профессионального обучения безработных граждан, с использованием современных технологий обучения, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда, в том числе в малом бизнесе;

повышение уровня занятости сельского населения на основе создания новых рабочих мест, в том числе за счет развития малых форм хозяйствования на селе и внедрения программ микрокредитования на развитие личных подсобных хозяйств;

совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы, включающей в том числе обеспечение прав граждан в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, принудительного труда и дискриминации;

создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики округа в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

развитие институтов рынка труда, включающее в том числе развитие государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг на рынке труда, создание условий для развития негосударственных агентств занятости, повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения с использованием современных информационных технологий, а также развитие системы информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;

развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в регулировании трудовых отношений.