8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
В связи с постепенным преодолением в 2010 году кризисных явлений на рынке труда уровень безработицы в Северо-Западном федеральном округе в 2010 году составлял 6,2 процента, что заметно ниже, чем в 2009 году (7 процентов).
Наиболее благополучной является ситуация в г. Санкт-Петербурге, где уровень безработицы по критериям Международной организации труда (не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить) составляет 2,6 процента, что значительно ниже среднероссийского значения этого показателя (7,5 процента). Более низким, чем по России в целом, является уровень безработицы в Новгородской (5,7 процента), Ленинградской (5,2 процента) и Архангельской (7,2 процента) областях. Однако в Республике Карелия (9,6 процента), Республике Коми (10,3 процента), Псковской (9,7 процента), Калининградской (10,6 процента), Мурманской (8,9 процента) и Вологодской (7,9 процента) областях уровень безработицы остается более высоким, чем в среднем по России.
В целях привлечения местного населения в отрасли и сферы экономики, испытывающие дефицит трудовых ресурсов, в том числе в так называемые непрестижные и малопопулярные, необходима разработка дополнительных региональных программ, предусматривающих комплексы мероприятий по улучшению качества рабочих мест и условий труда в указанных отраслях, ликвидации сложившихся различий в условиях оплаты труда, стимулированию занятости за счет предоставления льгот социального характера и развития профессионального образования и переподготовки.
Серьезной проблемой в сфере занятости населения является недостаток мест приложения труда в местах проживания населения, то есть в сельских и городских поселениях. Во многих случаях количество экономически активного населения в 2 - 3 раза превышает возможности занятости по месту проживания (то есть в пределах 1 - 1,5 часовой доступности). В результате население вынуждено совершать ежедневные многочасовые (по 5 и более часов) поездки на работу.
Другой проблемой являются иногородние работники. Их общее число в Северо-Западном федеральном округе достигает 0,5 млн. человек. В ряде отраслей экономики действительно ощущается серьезный дефицит кадров (в том числе по причине того, что местное население, особенно в г. Санкт-Петербурге, не желает трудоустраиваться в этих отраслях). В таких отраслях без привлечения иногородних работников сегодня не обойтись. Но в перспективе дефицит кадров в них в основном должен покрываться за счет механизации и автоматизации производства. Однако во многих случаях работодатели предпочитают иногородних работников местным жителям, так как это обходится значительно дешевле и не требует соблюдения многих обязательных социальных нормативов. В результате местные жители часто остаются без работы. Это происходит из-за несоблюдения работодателями законов и нормативных требований.
Потребность в трудовых ресурсах наиболее велика в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на долю которых приходилось соответственно 54 процента и 10,1 процента всех заявленных предприятиями вакантных рабочих мест округа. На эти субъекты Российской Федерации, входящие в состав округа, приходится также 71 процент и 15,8 процента квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году.
Для обеспечения занятости населения и развития труда важнейшими стратегическими целями являются следующие:
снижение уровня безработицы до 3 процентов к 2020 году;
оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости;
приближение рабочих мест к местам проживания населения (целевым ориентиром является достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85 процентов по сравнению с 75 процентами в настоящее время).
Основной стратегической задачей государственных и муниципальных органов в сфере занятости является осуществление такой долгосрочной политики, которая обеспечивала бы наиболее полную занятость населения в соответствии с возможностями его профессионально-квалификационного роста, адаптации и пространственного размещения.
Будут созданы новые и восстановлены рабочие места (600 - 700 тыс.) на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий и строительства новых производственных объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, а также на основе подъема сельского хозяйства и развития социальной сферы и туризма.
В северной части Северо-Западного федерального округа с ее сложными природно-климатическими условиями количество занятого населения будет сокращаться до уровня, обеспечивающего функционирование наиболее эффективных сфер экономики. В этой зоне следует проводить мероприятия по обеспечению временной занятости населения, которое пока не может выехать в районы с более благоприятными условиями проживания, а также по повышению транспортной мобильности населения.
В южной части Северо-Западного федерального округа необходимо регулировать и стимулировать деятельность работодателей, в том числе малого и среднего бизнеса, по сохранению и созданию новых рабочих мест. В ряде случаев целесообразно создавать рабочие места за счет развития государственного и муниципального секторов экономики.
Перемещение населения в значительных масштабах не может рассматриваться как главное средство решения проблемы занятости. Вместе с тем нужно создавать условия для мобильной части населения по переезду в центры, где ощущается большая потребность в рабочей силе.
В условиях выхода из кризиса темпы развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, остаются неравномерными. Действия в сфере занятости населения должны в зависимости от складывающейся ситуации включать:
первоочередные антикризисные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда и недопущение массовой безработицы;
опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников в случае угрозы массового увольнения;
организацию общественных работ в организациях и на социально значимых объектах субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости;
адресную поддержку для ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность.
Институциональные преобразования и мероприятия, направленные на формирование современной инфраструктуры рынка труда, институтов социального и государственно-частного партнерства, включают:
развитие правового регулирования сферы труда и занятости в целях своевременного отражения изменений в содержании и формах организации труда, трудовых отношениях и миграционных процессах;
создание системы институтов и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих реализацию крупных проектов с учетом решения проблем занятости населения;
развитие информационных технологий, обеспечивающих создание единого информационного пространства в области труда и занятости населения Северо-Западного федерального округа;
развитие партнерских отношений и механизмов координации деятельности государственной службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию занятости населения, в том числе молодежных и женских организаций и организаций инвалидов.
совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, а также граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
развитие институтов социального партнерства и 3-стороннего сотрудничества, привлечение профсоюзов к подготовке и обсуждению мероприятий государственной политики в сфере труда и занятости, а также взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы различных групп населения;
выполнение административно-правовых процедур в отношении трудовых мигрантов, а также работодателей, нарушающих правовые нормы использования иностранной рабочей силы.
В условиях выхода из кризиса и в посткризисный период действия на рынке труда будут направлены:
на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа;
на развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, а также обеспечить повышение качества рабочей силы и трудовой мобильности.
В связи с этим предполагается осуществить реализацию следующих мер:
поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов, повышение профессиональной и трудовой мобильности граждан, а также поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан;
повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, за счет развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая развитие обучения внутри учреждений и профессионального обучения безработных граждан, с использованием современных технологий обучения, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;
стимулирование создания новых эффективных рабочих мест, предполагающих высокую производительность труда, в том числе в малом бизнесе;
повышение уровня занятости сельского населения на основе создания новых рабочих мест, в том числе за счет развития малых форм хозяйствования на селе и внедрения программ микрокредитования на развитие личных подсобных хозяйств;
совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы, включающей в том числе обеспечение прав граждан в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, принудительного труда и дискриминации;
создание условий для интеграции в региональный рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики округа в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;
развитие институтов рынка труда, включающее в том числе развитие государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг на рынке труда, создание условий для развития негосударственных агентств занятости, повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения с использованием современных информационных технологий, а также развитие системы информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в регулировании трудовых отношений.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития