9. Миграционная политика
После 1990 года общее сальдо внешней миграции в Северо-Западном федеральном округе составило практически нулевую величину. За это время в округ въехало на постоянное место жительства около 1 млн. человек, столько же выехало. Еще большую величину составила миграция между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа, и в самих субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа. (1,2 млн. человек).
В условиях естественной убыли населения миграционный приток стал единственным источником восполнения его численности. Но характер миграционных процессов в Северо-Западном федеральном округе практически неизменен на протяжении последних лет. Ленинградская область и г. Санкт-Петербург традиционно привлекательны для мигрантов. Ежегодно на 1 тыс. населения прибывает 6 - 7 человек. А с северных территорий округа люди стабильно уезжают, в основном из Республики Коми и Мурманской области.
Основные миграции направлены в г. Санкт-Петербург, из северных регионов Северо-Западного федерального округа - в южные регионы, из сельской местности - в городскую местность, из малых городов - в областные центры. Миграционный приток, связанный с временной трудовой миграцией в округ, оценивается в 0,5 млн. человек (ориентировочная величина временно проживающих в округе исходя из материалов переписи 2010 года).
Основными проблемами, связанными с миграцией, являются следующие:
происходит неприемлемое в стратегическом плане обезлюдение обжитых территорий, располагающихся в благоприятных природно-климатических условиях;
выходят из оборота освоенные сельскохозяйственные угодья и быстро амортизируются остающиеся без использования основные фонды;
увеличиваются трудности, связанные с освоением ископаемых природных и лесных ресурсов.
Отдельный комплекс проблем связан с временной трудовой миграцией и негативным влиянием возможности использования дешевой иногородней рабочей силы на технический прогресс и модернизацию в соответствующих отраслях экономики (производственное, жилищное и дорожное строительство, городское хозяйство, сельское хозяйство, общественное питание и др.).
В ряде случаев иногородние работники составляют конкуренцию местному населению на рынке труда, находясь в заведомо выигрышных условиях. Работодатель чаще всего предпочтет иногородних и иностранных работников по причине оплаты труда, социальных факторов, продолжительности рабочего дня и др.
Нельзя не замечать и проблем этнокультурных взаимоотношений, взаимных проявлений национализма и ксенофобии, правоохранительных проблем и условий, в которых находятся иногородние работники.
В дальнейшей перспективе миграционная политика будет исходить из следующих положений:
потребность в иногородних и иностранных работниках сохранится;
размеры привлечения иногородних и иностранных работников будут определяться развитием технического прогресса и механизацией в тех отраслях, где они преимущественно трудятся;
соответствующее стимулирование работодателей будет осуществляться органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, что повысит их заинтересованность в техническом прогрессе, а не в экстенсивном наращивании объемов привлечения иногородних и иностранных работников.
В связи с этим предусматривается постепенное сокращение масштабов привлечения иногородней рабочей силы. Одновременно предусматривается придать процессу привлечения иногородних и иностранных работников и их использования более цивилизованные и правовые формы, обеспечить соблюдение всех требований и нормативов трудовой деятельности и проживания. Приоритетом должно быть привлечение приезжих на постоянное жительство в основном из стран ближнего зарубежья, близких по культуре и менталитету.
Одним из важных направлений российской миграционной политики является содействие переселению на основе Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.
В Северо-Западном федеральном округе Государственную программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, реализуют Архангельская, Калининградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, которые приступили к реализации региональных программ переселения в 2010 году. Планируется осуществление таких программ в Республике Карелия и Республике Коми, Вологодской и Ленинградской областях, г. Санкт-Петербурге.
В целях повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в регионах Северо-Западного федерального округа необходимо совершенствование механизма реализации региональных программ переселения, предусматривающего расширение территорий вселения, включение в перечень вакансий для соотечественников всех вакансий территорий вселения, активизацию участия работодателей в привлечении и использовании труда соотечественников, строительство центров временного размещения соотечественников.
Ориентировочные среднегодовые размеры механического прироста населения в Северо-Западном федеральном округе составят к 2020 году 1,9 - 2 человека на 1 тыс. жителей. В пределах округа следует стимулировать переезд населения в экологически благоприятные и имеющие перспективы экономического роста Новгородскую, Псковскую и Вологодскую области, а также в Республику Карелия, южные районы Архангельской области и Республики Коми. Целесообразно методами прежде всего экономического регулирования сокращать механический приток населения в г. Санкт-Петербург и иные нежелательные миграционные потоки.
В качестве приоритетных задач и направлений в области миграционной политики в Северо-Западном федеральном округе должны быть учтены следующие положения:
расширение возможностей для переселения граждан в округ на постоянное жительство, содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов и иных работников, востребованных на рынке труда, а также содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности;
содействие повышению территориальной мобильности населения в пределах округа;
содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов и формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением, включающее в том числе содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, создание условий для адаптации временных мигрантов и содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития