3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
в долгосрочной перспективе
До 2020 года в Северо-Западном федеральном округе будут существовать определенные ограничения и угрозы в социально-экономическом развитии, которые в ряде случаев могут усугубляться.
Наиболее существенное ограничение будет иметь динамика демографического развития, что повлечет за собой количественные ограничения в численности трудовых ресурсов особенно на некоторых территориях. Произойдет снижение численности отдельных групп населения, что обусловит определенные ограничения, касающиеся трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.
Будут существовать структурные ограничения в использовании трудовых ресурсов. Не будет до конца преодолена тенденция концентрации предпочтений жителей округа (прежде всего, в крупных городах) на престижных профессиях и нежелания трудоустраиваться в таких отраслях и сферах экономики, как благоустройство, строительство, общественный транспорт, сельское хозяйство, социальная сфера и другие.
Ограничением развития социально-экономического комплекса Северо-Западного федерального округа будет нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях, что связано с недостаточным количеством учреждений профессионального технического образования и среднего технического образования, а также инженерных специальностей. Нельзя ожидать существенного роста квалификации работников в этом сегменте занятости.
В качестве организационного и институционального ограничения развития социально-экономического комплекса Северо-Западного федерального округа будет выступать недостаточная степень развития форм и методов государственного регулирования экономических и социальных процессов, поведения хозяйствующих субъектов. Потребуется применение новых методов стимулирования экономики в целях обеспечения модернизации и инновационного развития.
Как ограничение возможностей развития Северо-Западного федерального округа и межрегионального сотрудничества следует рассматривать значительную асимметрию в уровнях социального развития и инвестиционной активности между отдельными субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Западного федерального округа. Это может препятствовать реализации стратегических проектов и программ социально-экономического развития, усугублять имеющиеся проблемы и вызывать нежелательные миграции населения.
Достаточно существенными в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, будут ограничения транспортного и инфраструктурного характера, в первую очередь касающиеся дорог внутриобластного и местного значения, энергетической инфраструктуры, тепло- и водоснабжения.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития