3. Развитие здравоохранения
Анализ состояния дел в здравоохранении в Северо-Западном федеральном округе свидетельствует о своевременности реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в рамках которого увеличилось финансирование программ, создающих условия, благоприятные для рождения и воспитания детей, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения. На всей территории округа был внедрен новый стандарт диспансерного наблюдения ребенка 1-го года жизни, предусматривающий дополнительные осмотры специалистами. Увеличилось финансирование перинатальных центров.
Началась реализация программ по совершенствованию медицинской помощи людям с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями и людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Осуществляются мероприятия по программе развития службы крови в целях создания единой информационной базы данных по заготовке, переработке и хранению крови и ее компонентов. Кроме того, осуществляются мероприятия, направленные на развитие системы массового безвозмездного донорства, а также на модернизацию учреждений службы крови.
В 2009 - 2010 годах, несмотря на кризис, в Северо-Западном федеральном округе улучшились показатели естественного прироста населения. Удалось переломить негативную тенденцию снижения рождаемости. Произошло снижение общей смертности населения. Смертность от сердечно-сосудистых болезней сократилась на 4,1 процента, число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 14 процентов.
До 2015 года предусматривается закрепить указанные позитивные направления и развить их к 2020 году, преодолеть рубеж 72,5 года по продолжительности жизни в Северо-Западном федеральном округе.
В числе проблем развития здравоохранения в регионе необходимо отметить следующие:
необходимость модернизации материально-технической базы, ремонт и техническое переоснащение лечебных учреждений. Не менее одной третьей лечебных учреждений Северо-Западного федерального округа требуют капитального ремонта, некоторые находятся в аварийном состоянии;
недостаточное развитие информационно-технической инфраструктуры;
необходимость увеличения зарплат врачам, нормативного обеспечения медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарствами и питанием больных, что может быть решено за счет внедрения федеральных стандартов медицинской помощи;
напряженность ситуации с обеспечением медицинских учреждений кадрами врачей, среднего и младшего медицинского персонала.
В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, обеспеченность медицинскими кадрами ниже среднероссийского показателя, при этом в Калининградской, Псковской и Вологодской областях обеспеченность врачами в 1,4 - 1,5 раза ниже средних показателей обеспеченности врачами по Российской Федерации.
В целях повышения уровня оказания услуг в сфере здравоохранения Северо-Западного федерального округа необходимо предусмотреть следующее:
развитие медико-генетической службы, в том числе неонатального скрининга на наследственные заболевания, и других направлений перинатальной диагностики;
внедрение новых организационных технологий в оказании медицинской помощи матерям и детям;
дальнейшее развитие сети перинатальных центров с последующим их оснащением путем реконструкции и реструктуризации имеющихся лечебных учреждений;
укрепление материально-технической базы существующих учреждений материнства и детства;
создание системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров и гинекологов с целью углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;
реализация мероприятий по внедрению медицинских технологий по выхаживанию новорожденных детей с низкой и экстремально низкой массой тела;
организация и оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения, что позволит увеличить эффективность их деятельности, а также прибывающих выездных бригад;
развитие телемедицинской сети для комплексного решения проблем детства и материнства в округе;
организация и ежегодное проведение углубленной диспансеризации детей (14-летних), направленной на сохранение репродуктивного здоровья.
Главными стратегическими целями в сфере здравоохранения являются укрепление и сохранение здоровья населения в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Западного федерального округа, на основе развития системы учреждений здравоохранения, формирования здорового образа жизни, использования передовых технологий, создания и сохранения научного потенциала отрасли, развития специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе на основе разработки технологической платформы, касающейся медицины будущего.
Для решения проблем в здравоохранении предусматривается:
развитие семейной медицины как основы по оказанию первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение рентабельности оказываемых медицинских услуг на основе принципов одноканального финансирования и применения медико-экономических стандартов, а также финансирование учреждений по принципам бюджетирования, ориентированного на результат и использование в решении проблем здравоохранения программно-целевого метода;
реформирование управления медицинскими учреждениями через введение системы менеджмента качества;
целевое финансирование приоритетных направлений деятельности здравоохранения в регионах Северо-Западного федерального округа, разработка и реализация программ поддержания здоровья женщин и детей, профилактики и лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний;
оптимизация системы медицинской помощи, в частности оказание в амбулаторном секторе максимально возможного объема медицинских услуг на основе развития стационарозамещающих технологий и таких форм обслуживания, как дневной стационар, стационар на дому, а также реорганизация ряда поликлиник в общеврачебные групповые практики с одновременным созданием системы амбулаторных диагностических центров, специализирующихся на конкретных заболеваниях, и развитием существующих педиатрических и родовспомогательных учреждений.
В стационарном секторе целесообразно осуществить:
оптимизацию структуры стационарных медицинских учреждений, в том числе с организацией специализированных межрайонных центров (отделений) и поэтапным созданием головных региональных центров;
повышение доступности наиболее дорогостоящих видов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
обеспечение работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами муниципального и субъектового подчинения;
интенсификацию работы стационарной койки за счет развития новых видов лечения и системы долечивания и реабилитации.
Кроме того, необходимо дооснащение медицинских учреждений оборудованием согласно федеральному стандарту, доукомплектование подготовленными кадрами в целях повышения готовности лечебно-профилактических учреждений к приему большого числа пациентов в обустроенные приемно-диагностические отделения, где есть возможность наблюдать больного в течение нескольких часов или суток, проводить диагностические мероприятия, оказывать неотложную помощь и реанимационные мероприятия.
Необходимо стимулировать развитие системы диагностических и профилактических центров для беременных, а также расширение возможностей отделений в стационарах, занимающихся вопросами патологии беременности и предупреждением заболеваний младенцев.
Проводимое сокращение круглосуточного коечного фонда должно быть компенсировано развитием стационарозамещающих технологий, дневными стационарами всех типов как при больницах, так и при поликлиниках и амбулаториях. Кроме того, дополнительно должны быть развернуты подразделения сестринского ухода, которые оказывают паллиативную медицинскую помощь.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития