logo
северо-запад

13. Малый и средний бизнес

Сектор малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с крупными предприятиями отличается большей стабильностью в отношении обеспечения объемов производства, реализации продукции, величины прибыли, уровня доходов работников, платежеспособности и уплаты налогов. Он нуждается в гораздо меньших исходных капиталовложениях и оборотных средствах. В округе насчитывается 261 тыс. малых предприятий с общей численностью работников около 1,2 млн. человек.

Тем не менее существуют проблемы - сложность при технологическом подключении к сетям естественных монополистов и значительные административные барьеры.

Сложившаяся в течение 90-х годов отраслевая структура малых предприятий в последние годы почти не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли (41,2 процента), строительства (11,6 процента) и промышленности (обработка - 9,8 процента). Несколько увеличилась в последние 2 - 3 года доля промышленных предприятий. Почти половина работников малых предприятий занята в торговле и общественном питании, около трети - в промышленности и строительстве.

Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одном предприятии в среднем работает 7 человек. Наибольшее число постоянно занятых наблюдается в строительстве (12 человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека). С учетом временно занятых и членов их семей на доходы от малого бизнеса в Российской Федерации живет 24 - 25 млн. человек, почти 17 процентов населения страны.

В Северо-Западном федеральном округе эта величина составляет 9,8 процента общей численности населения в округе (по данным Росстата). Город Санкт-Петербург в настоящее время является лидером среди регионов России по количеству малых предприятий на 1000 жителей (34,7 предприятия).

Для развития малого и среднего бизнеса в Северо-Западном федеральном округе необходимо решить следующие проблемы:

значительные административные барьеры при регистрации, юридическом оформлении, открытии счета в банке, получении лицензий и патентов, подключении к объектам инженерной инфраструктуры;

недостаточная развитость инфраструктуры этого вида бизнеса, в том числе трудности с арендой офисных и производственных помещений, приобретением оборудования, подготовкой персонала, включая подготовку менеджеров для малого бизнеса;

ограниченные возможности в получении кредитов на стартовый капитал и оборотные средства, практическое отсутствие структур, обеспечивающих финансовую, коммерческую, маркетинговую и иную информационную поддержку с учетом специфики малого бизнеса;

недостаточное внимание к интересам и нуждам малого предпринимательства на федеральном уровне.

Особенно острой является проблема кредитования предприятий малого бизнеса.

По данным Банка России, размер ссудной задолженности по этому виду кредитования в Северо-Западном федеральном округе составил на 1 января 2010 г. 342 млрд. рублей. В г. Санкт-Петербурге банковское кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства характеризуется следующими показателями: предоставлено кредитов за год - 175 млрд. рублей; ссудная задолженность на конец года - 171 млрд. рублей, в том числе просроченная задолженность составляет 6,9 млрд. рублей (4 процента).

Положительное влияние на осуществление банками программ кредитования малого и среднего бизнеса оказала успешная работа некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса», созданной правительством Санкт-Петербурга.

Наиболее важными мерами поддержки малого бизнеса в Северо-Западном федеральном округе являются:

введение на региональном уровне при продаже или аренде помещений под предприятия малого бизнеса льготных условий (в частности, предоставление рассрочки платежей, зачет средств на ремонт арендуемых помещений в счет арендной платы, введение понижающих коэффициентов при расчете ставок арендной платы);

внедрение типовых форм лизинга, развитие венчурного финансирования инновационных проектов с учетом возможностей и интересов малого бизнеса;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

создание общественных структур, представляющих интересы малого предпринимательства, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа;

формирование и развитие в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, инфраструктуры для поддержки и развития малого предпринимательства (общественных экспертных советов, центров и фондов развития и поддержки малого предпринимательства, общественных консалтинговых центров, ассоциаций малого бизнеса, объединений малых предприятий по видам деятельности, бизнес-инкубаторов);

поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

создание саморегулируемых организаций в сфере деятельности малого и среднего бизнеса;

участие малых предприятий в государственных и муниципальных заказах.

Осуществление этих мер предполагает разработку и реализацию региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет регионального и местного бюджетов, а также средств из внебюджетных источников. Первостепенное значение имеют мониторинг и краткосрочный прогноз состояния малого предпринимательства и эффективности мер его поддержки, подготовка на этой основе долгосрочных прогнозов развития предпринимательства и предложений по приоритетным направлениям и формам его поддержки.

Также необходимо проведение комплекса мер, которые должны создать финансовые, экономические, инфраструктурные, административные условия, способствующие развитию малого предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе. В их числе:

совершенствование системы налогообложения и финансово-кредитной поддержки предприятий малого бизнеса, в том числе по единому налогу на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения на основе патента. Необходимо установить для всех малых предприятий пределы налоговых изъятий;

создание системы кредитования и страхования, адекватной специфике малого бизнеса;

облегчение предприятиям малого бизнеса доступа к неиспользуемым основным фондам и ресурсам;

упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;

повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в части обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;

поддержка и развитие предпринимательства, способствующего насыщению рынков товаров и услуг и развитию конкуренции.

Планируется достичь следующих значений показателей развития малого и среднего бизнеса:

количество малых и средних предприятий на 1000 человек в 2012 - 2015 годах достигнет 17 единиц, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, - 25 - 35 процентов;

количество малых и средних предприятий на 1000 человек в 2016 - 2020 годах увеличится до 20 единиц, а доля валового внутреннего продукта, созданная на предприятиях малого и среднего бизнеса, - до 40 процентов.