5. Развитие образования
Необходимым условием для формирования в Северо-Западном федеральном округе инновационной экономики является модернизация и развитие системы образования, которая служит основой динамичного экономического роста, социального благополучия общества и безопасности страны. Образование играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров, образует личность и формирует сам образ жизни населения.
В Северо-Западном федеральном округе наблюдаются следующие положительные изменения в системе образования, связанные с продолжением реализации основных направлений комплексного проекта модернизации образования:
введение единой независимой оценки качества образования;
расширение общественного участия в управлении образованием;
переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;
переход на новую систему оплаты труда педагогических работников всей региональной системы образования, что позволит установить зависимость роста заработной платы от повышения уровня ответственности за качество образования;
развитие новых форм дошкольного образования (компенсирующих и оздоровительных групп, групп круглосуточного пребывания детей, адаптационных групп и групп развития);
апробация модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с использованием дистанционных общеобразовательных технологий, а также создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;
внедрение проекта создания цифровой школы ХХI века в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» с целью инновационного развития школьной инфраструктуры на базе общеобразовательных учреждений, в том числе оснащение школ персональными компьютерами, мультимедийной и цифровой техникой, подключение школ к сети Интернет, создание сайтов образовательных учреждений в сети Интернет, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий;
интеграция высшего и среднего профессионального образования путем включения учреждений профессионального образования в состав высших учебных заведений.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществлялось участие образовательных учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа в формировании сети ведущих вузов страны - федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» и «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», а также федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» и «Санкт-Петербургский государственный горный университет».
Состояние системы дошкольного, школьного и профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе характеризуется следующими основными проблемами:
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в городах и районных центрах наряду с низкой обеспеченностью их финансовыми ресурсами;
нахождение части зданий и сооружений учебных заведений в регионах в аварийном состоянии. Не все школы обеспечены водоснабжением и водоотведением и центральным отоплением;
невысокий уровень заработной платы, влекущий за собой снижение числа молодых педагогов и увеличение количества учителей пенсионного возраста;
необходимость сохранения малокомплектных школ, вызванная отдаленностью населенных пунктов и низкой плотностью населения в сельской местности;
наличие дисбаланса в отношениях рынка труда и образования, вызванного отсутствием у органов исполнительной власти отдельных регионов механизмов влияния на процесс регулирования подготовки учащихся в школах и учреждениях профессионального образования.
Указанные проблемы в гораздо меньшей степени характерны для г. Санкт-Петербурга, являющегося образовательным центром федерального уровня.
В основу формирования Стратегии положены принципы, реализуемые в приоритетном национальном проекте «Образование», в частности открытость образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Предусматривается осуществлять реализацию и развитие мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61. Задачи и ключевые мероприятия указанной Программы учтены при формировании Стратегии.
Стратегической целью государственной политики в области образования в Северо-Западном федеральном округе является повышение доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
внедрение эффективных организационно-экономических механизмов на всех уровнях управления системой образования, обеспечивающих ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, а также повышение практической ориентации отрасли и ее инвестиционной привлекательности;
совершенствование и развитие нормативной правовой базы, включая разработку и реализацию целевых региональных программ по развитию системы образования;
формирование межмуниципальных сервисных центров и служб, агентских соглашений, обеспечивающих функционирование межрегиональных систем образования;
внедрение механизмов эффективного использования субвенций, а также стимулирующих фондов развития на региональном и муниципальном уровнях;
создание фондов развития систем образования всех уровней (региональных, муниципальных и межшкольных), аккумулирующих ресурсы многоканального финансирования и стимулирующих проектно-программную деятельность образовательных учреждений и организаций;
формирование механизмов независимой (объективной) оценки качества образования, в том числе с участием потребителей, а также общей системы контрольно-надзорной деятельности в системе образования Северо-Западного федерального округа;
обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и их региональных компонентов, в том числе построение единой образовательной информационной сети в рамках Северо-Западного федерального округа, обеспечивающей доступность дистанционных программ общего и профессионального образования, информационных и образовательных ресурсов нового поколения, создание областных образовательных порталов.
Использование потенциала ведущих вузов будет способствовать формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральном округе на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Эти вузы получили право реализовывать основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно разработанных образовательных стандартов, что дает им возможность наиболее полно реализовать свои задачи и функции как уникальных научных и образовательных центров современной России.
Задачей федерального университета является организация и координирование в Северо-Западном федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территории и регионов квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.
Национальный исследовательский университет призван взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Модернизация институтов образования как инструментов социального развития включает в себя:
развитие государственно-частного партнерства в сфере образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, и округе в целом, привлечение частного бизнеса в систему образования;
создание в округе системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
развитие инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
реструктуризацию сетей общего образования на основе перехода к сетевым моделям организации образовательного процесса, формирование сетей центральных школ, школьных округов в муниципальных образованиях, базовых школ, отвечающих требованиям качественного общего образования, а также социально-культурных образовательных комплексов и ресурсных центров дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;
формирование межведомственной инфраструктуры защиты детства (территориальных центров комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и девиантного поведения);
создание условий для непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе оптимизация сети учреждений профессионального образования на основе результатов комплексного анализа перспектив развития экономики и промышленного потенциала Северо-Западного федерального округа и регионального рынка труда.
Решение задач модернизации институтов образования как институтов социального развития предусматривает:
формирование стабильно функционирующей системы доступного качественного общего и высшего профессионального образования нового поколения для всех жителей Северо-Западного федерального округа, реализующего программы индивидуального и группового образования, включая образовательные программы дошкольного обучения, специального и дополнительного образования, профильного обучения в старшей школе, программы непрерывного профессионального образования;
повышение качества образовательных стандартов, отвечающих современным требованиям рынка труда и инновационной экономики;
повышение качества условий и организации образовательного процесса, гарантирующих обеспечение безопасности жизни обучающихся, применение сберегающих технологий обучения, а также соблюдение прав всех участников процесса обучения;
создание сети социально-культурных образовательных комплексов, социальных образовательных учреждений на основе межведомственной интеграции, обеспечивающих выполнение всего спектра социальных, культурных и образовательных услуг, с учетом потребностей населения;
обеспечение активного участия общественности и работодателей в формировании общественного заказа и бизнес-заказа на весь спектр образовательных услуг и программ, а также в контроле и оценке качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса на основе международных норм и стандартов.
В связи с этим доля затрат на образование в совокупном объеме валового регионального продукта Северо-Западного федерального округа должна увеличиться с 3,9 процента в 2010 году до 6,5 процента к 2020 году.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития