4. Социально-экономическое развитие
Ненецкого автономного округа
Ненецкий автономный округ можно назвать районом нового освоения. За последние 10 лет объем валового регионального продукта увеличился более чем в 2,7 раза. По показателю валового регионального продукта в расчете на душу населения округ занимает 1-е место в стране. Промышленность увеличивает объем производства в 1,2 - 1,5 раза ежегодно. Также Ненецкий автономный округ занимает 1-е место в Северо-Западном федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал. Причина роста макроэкономических показателей и их высокой динамики состоит в становлении нефтегазового комплекса в качестве базового сектора экономики региона с низким стартовым уровнем.
Рост экономики обеспечил опережающие темпы повышения уровня жизни. По показателям номинальной заработной платы и среднедушевых денежных доходов Ненецкий автономный округ занимает 1-е место в Северо-Западном федеральном округе. Среднедушевой доход в 2 - 3 раза превышает уровень г. Санкт-Петербурга и Республики Коми. Высокие показатели ввода жилья на душу населения (2-е место в России и 1-е в Северо-Западном федеральном округе) указывают на последовательное повышение качества жизни в Ненецком автономном округе.
Нефтедобывающий сектор обеспечивает более 98 процентов общего объема промышленного производства, что превосходит аналогичный показатель для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (73,6 процента и 58 процентов соответственно), и обеспечивает 84 процента общего объема инвестиций в основной капитал. Развитие нефтегазодобычи оказало основное влияние на развитие административного центра округа - г. Нарьян-Мара.
Отрасли традиционного хозяйствования (оленеводство, рыболовство и пушной промысел) оказались под сильным давлением со стороны предприятий, занимающихся добычей углеводородного сырья. Пушной промысел не развивается в связи с незначительным покупательским спросом па дикую пушнину из-за ее низкого качества, затраты на ее добычу не покрываются доходами от реализации. Местное население не использует пушнину для пошива одежды в связи с тем, что традиционную одежду северян в настоящее время заменяет теплая и качественная одежда, изготавливаемая промышленными предприятиями из современных материалов. Рыбное хозяйство на базе внутренних водоемов пришло в упадок, рыбоперерабатывающий завод в г. Нарьян-Маре остановлен, рыба поставляется на предприятия Мурманской области и в Королевство Норвегия. Оленеводство в Ненецком автономном округе является традиционным видом деятельности коренных малочисленных народов Севера. Данная отрасль получает государственную поддержку.
Демографическая ситуация, особенности рынка труда и качество человеческого потенциала во многом связаны со свертыванием государственной стратегии освоения северных территорий. С началом добычи нефти и газа резко возрос миграционный приток. В нефтегазовом секторе занято более 30 тыс. человек, большая часть из них - трудовые мигранты. Они оказывают благоприятное воздействие на экономическое развитие региона, обеспечивая растущие потребности в рабочей силе и налоговые поступления в бюджет.
Развитие Ненецкого автономного округа предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
развитие нефтегазового комплекса как бытового сектора экономики. Оно предполагает устойчивый и долгосрочный рост добычи до оптимальных для данной территории уровней (33 - 35 млн. тонн нефти в год), формирование системы транспортировки углеводородов к ключевым рынкам и развитие кластера технологических сервисов;
диверсификация экономики, формирование новых секторов. Для этого необходимо обеспечить развитие традиционных видов природопользования, организовать туризм, использовать рекреационный потенциал территории; укрепить экономическую (функциональную) основу развития г. Нарьян-Мара и пос. Искателей, сформировав ключевой логистический и административно-управленческий узел, использовать возможности развития добычи твердых полезных ископаемых; обеспечить участие округа в проектах освоения ресурсов Арктики и восстановления Северного морского пути;
трансформация системы расселения и развитие местного рынка труда. В этих целях должны быть сформированы механизмы интеграции людей в современный рынок труда, осуществления грамотной жилищной политики в г. Нарьян-Маре и других перспективных для расселения населенных пунктах, оптимизации инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах с уменьшающейся численностью населения и ослабленной экономической базой, создания новых экономических возможностей в наиболее крупных населенных пунктах с ослабленной экономической базой;
модернизация и развитие энергетики. В этом направлении необходимо учитывать климатические условия, сложившуюся структуру расселения, особенности унаследованной системы тепло- и электроснабжения, а также природно-ресурсный потенциал, позволяющий активно развивать как малую традиционную генерацию на основе доступных местных энергоносителей, так и возобновляемую энергию (ветро- и малая гидрогенерация, энергия приливов и отливов);
развитие наземной телекоммуникационной инфраструктуры. Первостепенной и наиболее важной задачей является строительство волоконно-оптических линий связи в г. Нарьян-Маре и в населенных пунктах Ненецкого автономного округа;
развитие транспортной инфраструктуры и использование транспортно-транзитного потенциала территории, усиление транспортной функции арктического побережья России;
развитие местной авиации и авиатранспортной инфраструктуры как опорной сети внутренних сообщений в регионе;
обеспечение соединения г. Нарьян-Мара с автодорожной сетью России, включая строительство автомобильных дорог Нарьян-Мар - Усинск и Мезень - Несь, реконструкцию автомобильной дороги Нарьян-Мар - Красное с последующим строительством моста через р. Куя; строительство автомобильных дорог круглогодичного действия к населенным пунктам Шойна, Индига, Осколково, Вангурей, Варандей с выходом на автомобильную дорогу Архангельская область - Несь - Нарьян-Мар - Усинск;
повышение эффективности использования речной сети;
модернизация и повышение эффективности сектора бюджетных услуг.
Наиболее значительное влияние на темпы экономического роста и повышение степени диверсификации экономики Ненецкого автономного округа окажут следующие стратегические проекты:
ввод в промышленную эксплуатацию основных месторождений;
подготовка сырьевой базы для расширения добычи и расширенного воспроизводства запасов;
использование потенциала береговой линии Печорского моря для организации поставки нефти и газа на мировые рынки (терминал «Варандей»; терминал сжиженного природного газа в пос. Индига, транспортная и перерабатывающая система Кумжинского месторождения, включающая газохимический завод);
проектирование и строительство железнодорожной трассы «Баренцкомур» для обеспечения связи Урала и Республики Коми с рынками Северной Европы;
строительство волоконно-оптических линий связи Усть-Цильма - Нарьян-Мар (2011 - 2012 годы), г. Нарьян-Мар - Коткино - Нижняя Пеша - Несь - Мезень (2012 - 2015 годы), Воркута - Усть-Кара - Амдерма (2015 - 2018 годы), Коткито - Индига (2015 - 2020 годы);
строительство отвечающих требованиям Европейского Союза убойных пунктов и холодильных установок, комплекса по переработке оленины, шкур, крови, костей, желез внутренней секреции и производству широкого ассортимента продукции, включая медицинские препараты и биологические добавки;
строительство рыбоперерабатывающих предприятий в г. Нарьян-Маре, с. Несь, десяти рыбоприемных пунктов, оборудованных холодильными установками, рыбоводного завода для восстановления запасов и стабилизации численности сиговых видов рыб;
формирование пилотных проектов комплексного (промышленно-инфраструктурного) характера, связанных с добычей твердых полезных ископаемых;
искусственное воспроизводство сиговых видов рыб для увеличения рыбодобычи и переработка рыбы (рыбоводство в целях воспроизводства);
строительство межрегиональной транспортной сети на участке Нарьян-Мар - Сыктывкар (связь и массовые коммуникации).
В рамках проектов освоения Арктики будет осуществлено развитие портового комплекса в пос. Индига. Возникновение западной зоны опережающего развития, которая включает пос. Индига и поселения, расположенные на побережье Баренцева моря, и в настоящее время относится к зоне ограниченной хозяйственной деятельности, будет зависеть от темпов развертывания строительства нового портового комплекса и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига. Благодаря обновлению традиционных видов хозяйствования получит развитие пищевая промышленность.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития