2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
Территория Республики Коми составляет 416,8 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2011 г. - 904,1 тыс. человек, средняя плотность населения - 2,2 человека на 1 кв. километр.
Основу природно-ресурсного потенциала составляет разнообразное по качеству и условиям залегания сочетание минерально-сырьевых ресурсов. В разведанных месторождениях сосредоточено около 80 процентов общероссийских запасов кварцево-жильного сырья, около 50 процентов титана, 30 процентов бокситов, 4,5 процента угля и около 3 процентов нефти.
Наиболее значимыми в Республике Коми являются топливно-энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на ее территории значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и крупного Печорского угольного бассейна, который является 2-м в России бассейном по ресурсам и содержит всю гамму углей, обеспечивающих возможность существования и развития сырьевой базы коксохимии и энергетики.
На территории сосредоточено около 3,5 процента площади всех лесов России и около 50 процентов площади лесов Европейского севера России. Леса и кустарники занимают 78 процентов территории. Для лесоэксплуатации выделено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. метров леса.
Промышленность представляет собой комплексную многоотраслевую систему и имеет выраженную топливно-сырьевую направленность. Темпы развития топливно-энергетического комплекса оказывают основное влияние на общую динамику промышленного производства.
Лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим комплексом является базовым в экономике Республики Коми и представлен организациями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
В связи с суровыми природно-климатическими условиями сельское хозяйство ориентировано на внутренний потребительский рынок и специализируется на молочно-мясном скотоводстве, выращивании картофеля и овощей.
Транспортный комплекс является составной частью транспортно-коммуникационной системы России и представлен почти всеми видами современного транспорта (железнодорожным, внутренним водным, автомобильным, воздушным и трубопроводным). Наиболее значительную роль в экономике играет трубопроводный транспорт.
В последние годы сохраняется положительная динамика важнейших показателей экономического развития и улучшение основных индикаторов социального развития - валового регионального продукта, промышленного производства, розничного товарооборота, занятости и безработицы, реальных денежных доходов населения и темпов роста показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства.
Республика Коми имеет следующие конкурентные преимущества в экономическом и социальном развитии на долгосрочную перспективу:
макроэкономическая стабильность;
высокий кредитный рейтинг;
наличие устойчивой нормативно-правовой базы и транснациональных корпораций, реализующих крупные инвестиционные проекты;
взвешенная бюджетно-финансовая политика и информационная открытость;
высокая обеспеченность природными ресурсами (минерально-сырьевыми, лесными, водными);
надежность в обеспечении топливом и энергоресурсами;
стабильность рынка нефтепродуктов и потребления газа;
наличие устойчивого рынка продукции;
удовлетворительная экологическая ситуация.
Однако наряду с конкурентными преимуществами и достигнутыми позитивными результатами для Республики Коми характерны ограничения в развитии из-за ряда сложных проблем. Одни из них обусловлены суровыми природными условиями, удаленностью от центральных районов страны, другие - социально-экономическими факторами. Среди последних - высокий уровень износа основных фондов экономики, относительно низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных производств, невысокая инвестиционная и инновационная активность организаций, слаборазвитая инфраструктура рынка и др. Природные факторы могут быть в значительной мере нейтрализованы в процессе дальнейшего развития транспортной и социально-культурной инфраструктуры, усиления энергосистемы, сокращения энергодефицитности южного энергоузла, а также развития диверсифицированной структуры экономики за счет увеличения доли перерабатывающих и высокотехнологичных производств.
Основное влияние на темпы и тенденции развития в перспективе до 2020 года будут оказывать следующие внешние и внутренние факторы:
изменение конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей и лесопродукции, цен и тарифов на продукцию естественных монополий, ставок таможенных пошлин, вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и состояние федерального законодательства;
развитие минерально-сырьевой базы, повышение эффективности процессов природопользования, опережающий рост обрабатывающих производств по сравнению с добывающими, развитие инфраструктуры производственной, социальной, институциональной, использование механизмов государственно-частного партнерства в реализации приоритетных инвестиционных проектов, увеличение реальных доходов населения и рост платежеспособного потребительского спроса.
Главными угрозами для экономического и социального развития Республики Коми являются:
ухудшение состояния сырьевой базы углеводородного сырья - нефти и газа;
нарушение в развитии системообразующих и межсистемных связей в энергетике;
изношенность трубопроводной системы, магистральных путей сообщения, основных фондов предприятий и жилищно-коммунального хозяйства;
миграционный отток высококвалифицированных специалистов.
Нейтрализация угроз для устойчивого развития экономики может быть обеспечена при условии модернизации инфраструктурного потенциала. Эта задача актуальна для всех отраслей инфраструктуры, но особенно остро она стоит в транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной сферах.
Главной целью экономического и социального развития Республики Коми является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития экономики. Для ее достижения обозначены стратегические цели в области экономического и социального развития, которые направлены на обеспечение макроэкономической стабильности, повышение инвестиционной привлекательности и инновационной активности, повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой, диверсификацию структуры экономики в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных производств, повышение конкурентоспособности производимой продукции и увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики.
Основными стратегическими задачами в области экономического развития являются:
реализация инвестиционной политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций;
создание условий для развития инновационной системы и повышения эффективности использования научного, научно-технического и инновационного потенциала;
обеспечение стабильности и устойчивости бюджетной системы;
комплексное освоение ресурсов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, увеличение доли ресурсов, перерабатываемых в регионе, и обеспечение расширенного воспроизводства промышленных запасов углеводородного сырья;
развитие и модернизация угольных организаций Печорского угольного бассейна, позволяющие в долговременной перспективе развивать энергетику на широком использовании угля как базового стратегического топлива, обеспечивающего энергетическую безопасность Республики Коми и Российской Федерации;
развитие на минерально-сырьевой базе Республики Коми горнорудного комплекса, металлургической, химической и нефтехимической промышленности, увеличение объемов добычи, обогащения, переработки углеводородного и минерального сырья (нефть, бариты, бокситы, марганец, жильный кварц и др.);
развитие лесного комплекса, реализация проектов глубокой химической и химико-механической переработки древесины;
развитие энергетического комплекса на базе использования имеющихся на территории Республики Коми видов топлива;
реализация крупных проектов строительства железнодорожных и автомобильных магистралей, развитие трубопроводного транспорта, а также внедрение интермодальных транспортных схем;
создание благоприятных условий для ускоренного развития и роста конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства.
Стратегические цели в области социального развития направлены на последовательное повышение качества жизни населения, сокращение уровня бедности и обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения, решение демографических проблем, улучшение здоровья, повышение культурного и образовательного уровня, улучшение жилищных условий, обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, повышение роли молодого поколения в экономическом и социальном развитии Республики Коми.
Основными стратегическими задачами в области социального развития являются:
совершенствование системы медицинской помощи и медицинского страхования, содействие распространению идеи привлекательности здорового образа жизни;
повышение реальных доходов населения, снижение уровня бедности за счет безусловного предоставления гражданам всех гарантированных государством мер социальной защиты;
обеспечение развития общего и профессионального образования, повышение доступности и качества образования для каждого жителя;
создание эффективной системы кадрового обеспечения;
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала, полноправного социального и национально-культурного развития представителей всех национальностей, проживающих в Республике Коми;
активизация жилищного строительства и создание условий для обеспечения доступным жильем граждан;
повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса;
создание условий для переселения жителей гг. Воркуты и Инты в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями, в том числе в южные районы Республики Коми;
укрепление правопорядка, усиление правовой защищенности и общественной безопасности населения;
обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия.
Наиболее значительное влияние на темпы экономического роста и повышение степени диверсификации экономики Республики Коми окажут следующие стратегические проекты:
строительство санаторно-курортного комплекса в с. Серегово, Княжпогостский район;
развитие малоэтажного жилищного строительства (в том числе квартал малоэтажной застройки в с. Выльгорт, Сыктывдинский район);
создание комплекса «Финно-угорский этнокультурный парк»;
строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь (Соликамск) (проект «Белкомур»);
строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к гг. Воркуте и Салехарду и автодороги Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск;
комплексное освоение Ярегского нефтетитанового месторождения;
строительство боксито-глиноземного комплекса;
строительство лесопромышленных комплексов в Троицко-Печорске и Усть-Куломе;
реализация проектов топливно-энергетического комплекса и лесоперерабатывающего комплекса;
строительство на территории Республики Коми участков системы магистральных трубопроводов - газопровода Бованенково - Ухта и Ухта - Торжок, которые являются частью газотранспортной системы Ямал - Европа.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития