8. Химический комплекс
Предприятия химического комплекса Северо-Западного федерального округа производят свыше 11 процентов объема продукции всей российской химической индустрии. В округе сконцентрировано производство апатитового и нефелинового концентрата (100 процентов), выпускается почти 19,2 процента минеральных удобрений, около 17 процентов аммиака, 17 процентов лакокрасочных материалов. Химический комплекс округа представлен также предприятиями нефтехимии, коксохимии, оргсинтеза, производства галогенов, полимеров и неорганики, фармахимии и лесохимии, каучуков и изделий из них, производства химволокна, химических реактивов и бытовой химии.
На долю химического комплекса в округе приходится не менее 10 процентов произведенного валового регионального продукта и обеспечивается занятость 8 процентов трудоспособного населения.
Наиболее крупные предприятия химического комплекса, в том числе имеющие градообразующее значение, сосредоточены в г. Санкт-Петербурге, в Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях, крупный завод бытовой химии находится в Мурманской области. В регионе много небольших предприятий по производству пластмассовых изделий, лесохимии.
Предприятия лесохимического комплекса играют важную роль в обеспечении доходов бюджетов, большинство из них имеет четкую экспортную ориентацию.
Наряду с производственной составляющей химический комплекс представлен научно-проектной сферой, опытными производствами, предприятиями по производству химического оборудования, учреждениями высшего и среднего специального образования.
Развитие производственных связей способствует процессу формирования в округе химических кластеров.
К основным тенденциям и факторам развития химического комплекса следует отнести:
значительный спрос на продукцию химической отрасли внутри Северо-Западного федерального округа и за его пределами (в том числе и со стороны зарубежных контрагентов) по широкому спектру товарных позиций;
повышение уровня передела первичного химического сырья, при этом неуклонное снижение доли стоимости сырья в общей стоимости конечной продукции отрасли;
существенное изменение отношения к экологической безопасности химического производства и продукции, к требованиям соответствия экологическим стандартам, необходимости сохранения среды проживания и деятельности населения, условиям безопасного сбора, вывоза, переработки (рециклинга), хранения и утилизации производственных и бытовых отходов, требованиям к безопасности продукции массового потребления (продовольствие, вода, товары для детей и др.);
сохранение высокой доли государственных заказов и заказов предприятий-монополистов на продукцию существующих в регионе предприятий химического комплекса;
разукрупнение существующих химических предприятий, вызванное экономическими (рыночными) причинами. Возникновение новых предприятий отрасли в формате преимущественно малых и средних компаний.
В числе проблем функционирования и развития химического комплекса следует отметить износ оборудования, малое поступление новой техники, низкий уровень экологической безопасности производства, дефицит кадров и ослабление связей с хозяйственным комплексом региона из-за форсированного экспорта продукции.
Основная специализация предприятий химического комплекса Северо-Западного федерального округа не претерпит в период до 2020 года существенных изменений. В числе приоритетных направлений можно выделить следующие.
Химический комплекс будет иметь важное значение для инновационного развития экономики и внедрения нанотехнологий. В связи с этим приоритетным является развитие производства прогрессивных конструкционных материалов из химического сырья на основе технологической платформы, касающейся новых полимерных композиционных материалов и технологий, а также развитие производства особо чистых химических веществ, новых поколений удобрений и средств защиты растений, экологически чистой продукции.
Важным приоритетом будет развитие химико-фармацевтической промышленности как в целях импортозамещения, так и в целях обеспечения населения дешевыми, доступными и высококачественными препаратами.
Существенное значение будет иметь развитие лесохимической промышленности, в том числе связанной с переработкой отходов лесодобычи и лесопереработки.
В перспективе необходимо проведение мероприятий по укреплению и стабилизации связей между химическими предприятиями-смежниками, а также между химическими предприятиями и заводами других отраслей (черная и цветная металлургия, промышленность строительных материалов, легкая промышленность и др.). Повышение эффективности химического комплекса связано с развитием межпроизводственной, межотраслевой и межрегиональной кооперации и формированием на этой основе производственных кластеров.
В период до 2020 года намечена реализация следующих стратегических проектов:
создание интегрированного газохимического комплекса на базе химических предприятий Череповецкого промышленного узла (Вологодская область);
строительство нового горно-обогатительного комбината «Олений ручей» (Мурманская область) мощностью 2 млн. тонн апатитового концентрата в год и 2 млн. тонн нефелинового концентрата в год;
модернизация комплекса совместной переработки руды и апатито-бадделеитовых песков техногенного месторождения (г. Ковдор, Мурманская область);
строительство горно-химического комплекса мощностью 650 тыс. тонн в год по добыче и переработке руды (Республика Коми), создание горно-химического комплекса по добыче титановой руды и ее переработке на базе сырьевых ресурсов Ярегского нефтетитанового месторождения и производство импортозамещающих продуктов - пигментного диоксида титана, а также нанодиоксида титана, аэросила, органокремнезема;
строительство завода по производству аммиака и карбамида (Мурманская область) при условии обеспечения его новыми технологиями экологической защиты при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения и месторождений химического сырья Кольского полуострова;
развитие на основе государственно-частного партнерства фармацевтического кластера в г. Санкт-Петербурге, в том числе строительство комплекса по производству фармацевтической продукции.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития