logo search
Булгакова Н

5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.

Это во многом зависит от того, насколько интересно препода­ватель ведет занятие, насколько он последователен в своих требо­ваниях, предъявляемых к учащимся, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.

На занятиях по плаванию используются следующие методы ор­ганизации занимающихся.

Фронтальный метод. Всем учащимся класса (подгруппы) дается общее задание, и они выполняют его одновременно. Этот метод ча­ще всего применяют в подготовительной и заключительной частях урока, а в основной части — при разучивании упражнений, не тре­бующих страховки и помощи в процессе освоения с водной средой, при повторении хорошо разученных упражнений и элементов тех-

252 |

ники плавания. Его достоинство — максимальный охват учащихся и, следовательно, большая плотность урока. Однако фронтальный метод затрудняет наблюдение за каждым учащимся, усложняет ра­боту преподавателя по исправлению ошибок, дозированию нагруз­ки, адекватной подготовленности каждого занимающегося.

Поточный метод. Учащиеся один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всех групп. Преиму­щество этого метода — возможность добиться высокой плотности урока. Ее можно увеличить, организуя не один, а несколько пото­ков (по числу имеющихся дорожек в бассейне).

Метод групповых занятий. Учащиеся выполняют упражнения в подгруппах (на отдельных дорожках бассейна), но каждая под­группа получает свое задание. Этот метод позволяет точнее диф­ференцировать нагрузку в процессе урока.

Круговой метод. Применяется главным образом в целях более точного дозирования нагрузки на уроке, развития самостоятель­ности учащихся и повышения плотности урока. Учащихся распре­деляют по уровню физической подготовленности на небольшие подгруппы (4—6 человек). Заранее готовится соответствующее ко­личество мест для занятий («станций»). Преподаватель объясняет задания: какие упражнения надо выполнять на каждой «станции», количество повторений этих упражнений (в зависимости от физи­ческой подготовленности занимающихся). Упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся. Смена мест занятий («станций») производится по общему сигналу преподавателя. Как правило, круговой метод применяется в подготовительной части урока.

Метод индивидуальных заданий. Учащиеся поочередно выпол­няют определенные упражнения; остальные в это время наблюда­ют за выполняющим. Преподаватель может дать наиболее подго­товленным учащимся отдельные задания — более трудные, чем ос­тальным. Этот метод применяется в основном при проверке осво­ения учащимися отдельных элементов техники плавания.

В учебном процессе по плаванию различают следующие типы уроков:

комбинированный (смешанный) — включает все основные компо­ненты учебного процесса (обучение, закрепление учебного мате­риала, воспитание двигательных качеств);

контрольно-учетный — для проверки освоения учащимися пройденного материала.

Усвоение учащимися новых знаний, умений и навыков во мно­гом зависит от того, насколько учебный материал, предлагаемый им на уроке, соответствует их плавательной и физической подго-

253

товленности. Знание психологических возрастных особенностей учащихся имеет большое значение при выборе методов обучения. Например, известно, что в юношеском возрасте (15—18 лет) значи­тельно повышается способность точно воспроизводить различные движения; учащиеся хорошо владеют произвольным вниманием, которое необходимо для выполнения заданий, имеющих коорди­национную трудность, а также для того, чтобы не отвлекаться и преодолевать возникшее на занятии утомление. Учитывая это, на­до стараться от урока к уроку усложнять двигательные задачи, ча­ще применять индивидуальные задания, предусматривающие са­мостоятельное выполнение упражнений.

Эффективность упражнений, используемых для развития двига­тельных качеств, во многом определяется правильной последователь­ностью их вьшолнения на уроке. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в зале «сухого плавания», проплывание заданных дистанций различными способами решают сопряженные задачи в системе учебных занятий по плаванию: обучения навыку плавания и совершенствования основных двигательных качеств.

Чтобы воспитывать у учащихся волевые качества, в процессе занятий плаванием нужно ставить перед ними конкретные, дости­жимые задачи — сначала на ближайшее время, потом на перспек­тиву (например, освоить способ плавания, проплыть определен­ную дистанцию, сдать норматив). Преподаватель должен убедить учащихся в доступности поставленных перед ними задач, посте­пенно выработать у них уверенность в своих возможностях. С по­мощью упражнений, выполняемых совместно всеми учащимися (главным образом, игр), можно повысить их активность и органи­зованность, выработать навыки поведения в коллективе (взаимо­помощь, уважение к сопернику, дисциплинированность и др.).

Оценка успеваемости учащихся. Оценка знаний, умений и навы­ков учащихся — один из трудных этапов в работе преподавателя, проводящего обучение плаванию.

В процессе учебной работы необходимо придерживаться следу­ющих рекомендаций:

— оценивая освоение учащимся программного материала по итогам курса обучения, необходимо учитывать уровень его плава­ тельной подготовленности на первом занятии;

254

— оценка должна быть объективной (например, недопустимо снижение оценки за пропуски уроков или недостаточно хорошую дисциплину).

При оценке техники преподаватель анализирует выполнение учащимся движения при плавании одним из способов, учитывая отдельные недостатки, их влияние на технику плавания в целом и на количественный результат. Критерием качества техники плава­ния служит количество ошибок в выполнении отдельных элемен­тов и их влияние на координацию движений при проплывании контрольной дистанции.

Все ошибки, как уже говорилось, подразделяются на незначи­тельные — не вызывающие искажений в главных фазах движений, и грубые — существенно влияющие на технику плавания в целом.

Технику плавания новичков рекомендуется оценивать по следу­ющим основным показателям:

Эффективность проведения занятий в группе определяется:

255