7.3.1. Выносливость
Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «выносливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельности.
Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде физических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специфичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дистанции.
В спортивном плавании видов специальной выносливости практически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Следует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В связи с введением в программу соревнований по плаванию на открытой воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверхдлинные дистанции.
Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях различной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения.
Методы оценки выносливости. При оценке выносливости важно на количественном уровне определить как энергетический потенциал, так и степень его реализации в плавании. Полную картину биоэнергетических возможностей пловца получить довольно затруднительно, поэтому чаще всего для оценки выносливости используются показатели работоспособности.
Степень реализации потенциальных возможностей пловца определяется с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям выносливости относятся результаты на дистанциях различной длины и в специальных тестах. В таблице 3 представлены типичные примеры упражнений для оценки выносливости на различных дистанциях.
192
Упражнения для оценки выносливости пловцов, специализирующихся на различных дистанциях
Таблица 3
Дистанция, м | Тесты |
50 | 4x10-15м; 2x25 м |
100 | 4-6x25; 2-3x50 м; 50 м + 25 м + 25 м; 75 м |
200 | 8-12x25 м; 4-6x50 м; 100 м + 50 м + 50 м |
400 | 8-12x25 м; 6-10x100 м; 200 м + 100 м + 50 м + 50 м |
800 и 1500 | 20-30x50 м; 10-16x100 м; 5-10x200 м; |
| 1000 м + 300 м + 200 м |
Упражнения, представленные в таблице 3, выполняются в полную силу с небольшими интервалами отдыха - от 5 до 20 с, в зависимости от длины проплываемых отрезков и квалификации пловцов. Скорость плавания в тестах обычно довольно тесно взаимосвязана с результатами на соревнованиях, однако на это соотношение влияет довольно большое количество факторов (мотивация в момент проведения теста, психологические качества спортсмена, дистанционная специализация и др.).
Приближенно результат на соревнованиях может быть спрогнозирован по скорости плавания в тестах:
tl00= 2 X t4x50 — A tl, (1)
t200 = 4 X t4x50 + At2, (2)
t400 = 4 X tlOxlOO + A h, (3)
где two, t2oo, t-wo — расчетные результаты на соревновательных дистанциях 100, 200 и 400 м; t4X5o — среднее время проплывания 4 отрезков по 50 м с интервалами отдыха 10 с, tioxioo — среднее время проплывания 10 отрезков по 100 м с интервалами отдыха 15 с; A ti, At2 и A t.i — поправочные коэффициенты, которые устанавливаются отдельно для каждого спортсмена. Скорость плавания на дистанции 100 м больше, чем в тесте 4x50 м, поэтому из удвоенного среднего времени проплывания теста нужно вычесть 1—2 с. Дистанцию 200 м пловцы преодолевают медленнее, чем в тесте 4x50 м, поэтому к сумме времени проплывания теста нужно прибавить 5—8 с. А Ь варьирует обычно от 0 до 4 с.
Для получения относительных показателей выносливости сопоставляются спортивные результаты на дистанциях различной длины. В плавании применяются коэффициенты Kt . Чтобы их получить, результаты пловца на различных дистанциях переводятся в
193
секунды. Kt1= t100/t50; Kt2 = t200/t100; Kt3 := t400/t200; Kt4 = t1500/t4oo (для мужчин) и Кt4 = t800/t400 (для женщин).
Коэффициенты Kt1 и Kt2: характеризуют спринтерскую выносливость; Kt3 - выносливость на средних дистанциях; Kt4 - стайерскую выносливость. Чем меньше величина Kt, тем выше относительная выносливость пловца при работе данного характера. Значения коэффициентов для пловцов различного пола, квалификации и специализации представлены в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициенты Kt для пловцов-кролистов с различной спортивной квалификацией, специализирующихся на дистанциях от 50 до 400 м
Квалифи- | Kt1 | Kt2 | Kt3, | Kt4 | Kt1 | Kt2 | Kt3, Kt4 |
|
кация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Женщины |
|
| Мужчины |
| ||
|
|
|
| Диcтанция 50 м |
|
|
| |
II разряд | 2,2162 | 2,2052 | 2,1196 | 2,1036 | 2,2324 | 2,2289 | 2,1510 | 4,0318 |
I разряд | 2,2190 | 2,2076 | 2,1234 | 2,1072 | 2,2311 | 2,2400 | 2,1516 | 4,0839 |
кмс | 2,2214 | 2,2123 | 2,1362 | 2,1148 | 2,2408 | 2,2369 | 2,1784 | 4,0996 |
|
|
|
| Дистанция 100 м |
|
|
| |
II разряд | 2,1802 | 2,1722 | 2,1024 | 2,0783 | 2,1888 | 2,2127 | 2,1365 | 4,0241 |
1 разряд | 2,1753 | 2,1818 | 2,1052 | 2,0855 | 2,1802 | 2,2139 | 2,1488 | 4,0391 |
кмс | 2,1771 | 2,1736 | 2,1093 | 2,0762 | 2,1748 | 2,2239 | 2,1612 | 4,0512 |
|
|
|
| Дистанция 200 м |
|
|
| |
II разряд | 2,1840 | 2,1483 | 2,0965 | 2,0726 | 2,1760 | 2,1581 | 2,1326 | 4,0044 |
I разряд | 2,1736 | 2,1282 | 2,1113 | 2,0688 | 2,1714 | 2,1608 | 2,1383 | 4,0151 |
кмс | 2,1681 | 2,1355 | 2,0958 | 2,0668 | 2,1684 | 2,1549 | 2,1425 | 4,0399 |
|
|
|
| Дистанция 400 м |
|
|
| |
II разряд | 2,1588 | 2,1420 | 2,0849 | 2,0640 | 2,1679 | 2,1571 | 2,0899 | 3,9711 |
I разряд | 2,1506 | 2,1415 | 2,0781 | 2,0610 | 2,1665 | 2,1571 | 2,0836 | 4,0046 |
кмс | 2,1481 | 2,1300 | 2,0734 | 2,0596 | 2,1663 | 2,1522 | 2,0841 | 4,0078 |
С помощью значений коэффициентов Kt из таблицы 4 рассчитываются должные результаты на дополнительных дистанциях. В таблице 5 представлен пример расчета для спринтера, специализирующегося на дистанции 50 м и имеющего результат 31,0 с.
194
Если пловец показывает результаты, близкие к расчетным, то его выносливость в соответствующих зонах дистанций находится на достаточном уровне. Существенное отставание от должных результатов свидетельствует о необходимости внесения корректив в направленность тренировочного процесса. Значительное превышение расчетных результатов, как правило, связано с недостаточной специализированной подготовкой к основной дистанции и может впоследствии послужить сигналом к возможному изменению дистанционной специализации.
Таблица 5 Расчет должных результатов на дополнительных дистанциях у пловца,
специализирующегося на дистанции 50 м ...
Дистанция, | Формула | Вычисления | Результат, с | Результат, |
м |
|
|
| мин, с |
50 | _ |
| 31,0 | 31,0 |
100 | t100 = t50 x Kt1 | 31x2,2324 | 69,2 | 1:09,2 |
200 | t200 = tloo x Kt2 | 69,2 x 2,2289 | 154,2 | 2:34,2 |
400 | t4oo = t200 x Kt3 | 154,2 x 2,151 | 331., 8 | 5:31,8 |
1500 | t1500 =t400 x Kt4 | 331,8x4,0318 | 1337,7 | 22:17,7 |
Развитие работоспособности в зоне стайерских дистанций. Эффективное повышение работоспособности в зоне стайерских дистанций возможно при частоте пульса во время плавания 130—150 уд/мин для начинающих пловцов (145-175 уд/мин для спортсменов выше I разряда). Тренировку с частотой пульса 120-130 уд/мин (135-145 уд/мин для пловцов выше 1 разряда) обычно называют «зоной поддержания» уровня работоспособности в зоне стайерских дистанций. Тренировка с частотой пульса 120 уд/мин и менее (135 уд/мин и менее для пловцов выше I разряда) не приводит к увеличению работоспособности.
У спринтеров работа, направленная на повышение работоспособности в зоне стайерских дистанций, должна выполняться лишь в объеме, достаточном для создания «базы», которая необходима для эффективного выполнения специфической работы и ускорения восстановительных процессов. Слишком большие объемы работы в зоне стайерских дистанций могут негативно влиять на развитие скоростно-силовых качеств.
195
Для повышения работоспособности в зоне стайерских дистанций используют, как правило, интервальный и дистанционный методы. Интервальный метод направлен главным образом на повышение функциональных возможностей сердца (систолический и минутный объемы крови). Дистанционный метод способствует в большей степени капилляризации мышц, совершенствованию транспорта и утилизации кислорода непосредственно в работающих мышцах. Дистанционный метод развивает также способность к длительному сохранению функциональных возможностей на максимально доступном уровне и экономному режиму работы. Он приводит к более устойчивому повышению работоспособности в зоне стайерских дистанций, чем интервальный, и является базой для применения других методов тренировки.
Интервальный и переменный методы совершенствуют способность к максимально быстрому развертыванию деятельности систем кровообращения и дыхания, укорачивая тем самым период врабатывания. При использовании дистанционного переменного метода чередуются отрезки с частотой сердечных сокращений 170—180 уд/мин и 135—145 уд/мин. «Быстрый» отрезок стимулирует активность энергетических процессов, обеспечивающих работоспособность в зоне стайерских дистанций, во время медленного плавания.
Развитие работоспособности в зоне спринтерских дистанций. Для развития работоспособности на дистанциях 25—50 м необходимо, чтобы, несмотря на кратковременность выполнения упражнений, интервалы отдыха были достаточными для восстановления. В данном случае одним из основных может быть серийный метод: 2-3 серии по 3—4 повторения в каждой; длина отрезков — 25 м; интервалы отдыха между отрезками — 1,5—2 мин; интервалы отдыха между сериями — 3—4 мин. Между отрезками отдых может быть пассивным, между сериями лучше выполнять медленное плавание дополнительным способом. С точки зрения спортивной педагогики, эти упражнения направлены на развитие скоростных качеств.
Развитию работоспособности в зоне спринтерских дистанций 100—200 м способствуют в наибольшей степени интервальные упражнения с длиной отрезков 50 м и с постоянными (5—20 с) либо сокращающимися (от 40 до 10 с) интервалами отдыха. Количество отрезков в одном упражнении составляет 4—6. Квалифицированные пловцы могут проплыть и большее число отрезков (свыше 10), но тогда направленность упражнения смещается в зону дистанций 200—400 м. Применение серийного метода с достаточными для восстановления интервалами отдыха между сериями позволяет увеличить общее количество отрезков до 20 и даже до 30. Высоко-
196
квалифицированные пловцы могут выполнять такие упражнения при длине отрезков 100 м.
Пшоксическая тренировка. Для возникновения изменений в организме спортсмена, характерных для работы в зоне спринтерских дистанций, тренировочные упражнения можно выполнять в условиях недостатка кислорода. Это достигается уменьшением количества вдохов по сравнению с обычным ритмом дыхания и про-плыванием отрезков дистанции на задержке дыхания.
Тренировка в условиях гипоксии совершенствует работоспособность пловца в зоне как стайерских, так и спринтерских дистанций.
При плавании с околопредельной скоростью уменьшение частоты дыхания ведет к заметному росту частоты сердечных сокращений. Особенно это становится заметным при выполнении одного вдоха на 3 цикла движений. Так, в упражнении 10x50 м рекомендуется делать один вдох на 3—4 цикла, в серии 4x500 м — на 2—3 цикла. В ги-поксическом режиме желательно выполнять упражнения при помощи движений руками; плавание с предельной скоростью включается в занятия лишь в небольшом объеме. В целом гипоксическая тренировка может занимать до 1/3 общего времени занятия в воде.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.