logo search
северо-запад

6. Развитие культуры

Повышение темпов экономического развития и структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе, ведущая роль при этом отводится сфере культуры.

В Северо-Западном федеральном округе обеспеченность учреждениями культуры одна из самых высоких по России. За последние 5 лет динамика остается положительной, несмотря на заметное сокращение общего числа библиотек, детских школ искусств и учреждений культурно-досугового типа.

По отношению к минимальным социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, на 1 января 2009 г. Северо-Западный федеральный округ на 82 процента обеспечен театрами, на 46 процентов - культурно-досуговыми учреждениями, на 59 процентов - библиотеками, на 34 процента - музеями, на 93 процента - количеством зрительских мест культурно-зрелищных организаций. Однако анализ статистических данных свидетельствует о неоднородном характере развития сети учреждений культуры в разных территориях округа. В административных образованиях, особенно в Мурманской области, Республике Коми и Республике Карелия, по сравнению с г. Санкт-Петербургом учреждения культуры представлены в гораздо меньшем количестве. В Ненецком автономном округе действуют только учреждения культурно-досугового типа, а учреждения профессионального искусства отсутствуют. Ввиду отдаленности и труднодоступности многих населенных пунктов особенно остро недостаток услуг учреждений культуры испытывают жители северных территорий.

Основными негативными факторами, влияющими на состояние отрасли культуры в регионах Северо-Западного федерального округа, являются следующие:

состояние материально-технической базы учреждений культуры. Почти 30 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Велика потребность музеев в фондовых и экспозиционных площадях, современных средствах обеспечения безопасности и сохранности музейных фондов, требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений, экспозиционно-выставочного оборудования музеев и библиотек, оснащение библиотек компьютерным оборудованием, обновление музыкальных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств, а также приобретение мобильных передвижных транспортных средств для культурного обслуживания населения отдаленных, труднодоступных северных территорий;

кадровое обеспечение отрасли. По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов и низкой заработной платы одной из ключевых проблем в регионах Северо-Западного федерального округа остается нехватка квалифицированных кадров. Большое количество кадров предпенсионного и пенсионного возраста наблюдается в музейном и библиотечном секторах. Обеспеченность сотрудниками с профильным высшим профессиональным образованием колеблется от 21 до 77 процентов по различным типам и видам учреждений культуры. В сельских учреждениях культуры из-за низкой заработной платы и нелегких условий труда в последние годы наблюдается большой отток кадров.

Стратегической целью развития культуры в Северо-Западном федеральном округе является сохранение и развитие единого и многообразного культурного пространства с обеспечением доступа к культурным ценностям населения округа, что, в свою очередь, предполагает постановку и решение следующих задач культурной политики:

модернизация ресурсной базы отрасли культуры по всем основополагающим направлениям;

развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства;

создание равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;

формирование единого информационного культурного пространства округа, его интеграция в общероссийское и мировое информационное сообщество;

поддержка в формировании культурной среды села;

сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел и создание условий для реализации изделий народных мастеров;

изучение и сохранение культуры Русского Севера;

сохранение историко-культурного наследия исторических городов;

расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства, универсальным информационным ресурсам общедоступных библиотек, в том числе путем создания электронных библиотек и современных территориально распределенных информационных фондов;

формирование системы комплектования музейных фондов, внедрение в музейную деятельность современных информационных систем (электронных музейных библиотек, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций и др.);

сохранение детских школ искусств как основы 3-ступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства, а также расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах;

совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, а также поддержка творчески одаренной молодежи путем предоставления грантов и стипендий;

создание системы подготовки и переподготовки кадров, способных адаптироваться к новым социально-экономическим условиям;

возрождение, развитие и сохранение традиций культуры коренных малочисленных народов Севера как неотъемлемой части богатейшей культуры нашей страны.

В результате решения указанных задач предусматриваются:

создание полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени;

расширение участия внебюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры на российском и международном уровнях;

повышение уровня заработной платы работников культуры;

последовательное формирование отношений социального партнерства государства, общества и учреждений культуры и искусства;

повышение инвестиционной привлекательности культуры северных территорий, ее конкурентоспособности на российском и международном уровнях.