6. Развитие культуры
Повышение темпов экономического развития и структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе, ведущая роль при этом отводится сфере культуры.
В Северо-Западном федеральном округе обеспеченность учреждениями культуры одна из самых высоких по России. За последние 5 лет динамика остается положительной, несмотря на заметное сокращение общего числа библиотек, детских школ искусств и учреждений культурно-досугового типа.
По отношению к минимальным социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, на 1 января 2009 г. Северо-Западный федеральный округ на 82 процента обеспечен театрами, на 46 процентов - культурно-досуговыми учреждениями, на 59 процентов - библиотеками, на 34 процента - музеями, на 93 процента - количеством зрительских мест культурно-зрелищных организаций. Однако анализ статистических данных свидетельствует о неоднородном характере развития сети учреждений культуры в разных территориях округа. В административных образованиях, особенно в Мурманской области, Республике Коми и Республике Карелия, по сравнению с г. Санкт-Петербургом учреждения культуры представлены в гораздо меньшем количестве. В Ненецком автономном округе действуют только учреждения культурно-досугового типа, а учреждения профессионального искусства отсутствуют. Ввиду отдаленности и труднодоступности многих населенных пунктов особенно остро недостаток услуг учреждений культуры испытывают жители северных территорий.
Основными негативными факторами, влияющими на состояние отрасли культуры в регионах Северо-Западного федерального округа, являются следующие:
состояние материально-технической базы учреждений культуры. Почти 30 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Велика потребность музеев в фондовых и экспозиционных площадях, современных средствах обеспечения безопасности и сохранности музейных фондов, требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений, экспозиционно-выставочного оборудования музеев и библиотек, оснащение библиотек компьютерным оборудованием, обновление музыкальных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств, а также приобретение мобильных передвижных транспортных средств для культурного обслуживания населения отдаленных, труднодоступных северных территорий;
кадровое обеспечение отрасли. По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов и низкой заработной платы одной из ключевых проблем в регионах Северо-Западного федерального округа остается нехватка квалифицированных кадров. Большое количество кадров предпенсионного и пенсионного возраста наблюдается в музейном и библиотечном секторах. Обеспеченность сотрудниками с профильным высшим профессиональным образованием колеблется от 21 до 77 процентов по различным типам и видам учреждений культуры. В сельских учреждениях культуры из-за низкой заработной платы и нелегких условий труда в последние годы наблюдается большой отток кадров.
Стратегической целью развития культуры в Северо-Западном федеральном округе является сохранение и развитие единого и многообразного культурного пространства с обеспечением доступа к культурным ценностям населения округа, что, в свою очередь, предполагает постановку и решение следующих задач культурной политики:
модернизация ресурсной базы отрасли культуры по всем основополагающим направлениям;
развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
создание равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;
формирование единого информационного культурного пространства округа, его интеграция в общероссийское и мировое информационное сообщество;
поддержка в формировании культурной среды села;
сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел и создание условий для реализации изделий народных мастеров;
изучение и сохранение культуры Русского Севера;
сохранение историко-культурного наследия исторических городов;
расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства, универсальным информационным ресурсам общедоступных библиотек, в том числе путем создания электронных библиотек и современных территориально распределенных информационных фондов;
формирование системы комплектования музейных фондов, внедрение в музейную деятельность современных информационных систем (электронных музейных библиотек, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций и др.);
сохранение детских школ искусств как основы 3-ступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства, а также расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах;
совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, а также поддержка творчески одаренной молодежи путем предоставления грантов и стипендий;
создание системы подготовки и переподготовки кадров, способных адаптироваться к новым социально-экономическим условиям;
возрождение, развитие и сохранение традиций культуры коренных малочисленных народов Севера как неотъемлемой части богатейшей культуры нашей страны.
В результате решения указанных задач предусматриваются:
создание полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени;
расширение участия внебюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры на российском и международном уровнях;
повышение уровня заработной платы работников культуры;
последовательное формирование отношений социального партнерства государства, общества и учреждений культуры и искусства;
повышение инвестиционной привлекательности культуры северных территорий, ее конкурентоспособности на российском и международном уровнях.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития