logo search
северо-запад

19. Приграничное сотрудничество

Приграничное сотрудничество Российской Федерации на европейском направлении охватывает территорию Республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Калининградской областей, г. Санкт-Петербурга, а также приграничные регионы Королевства Норвегия, Финляндской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики и Республики Польша.

Основным документом, регламентирующим развитие приграничного сотрудничества, является Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.

Значительный вклад в развитие приграничного сотрудничества в течение последних 10 лет внесли программы технического содействия Европейского союза ТАСИС и ИНТЕРРЕГ.

В Северо-Западном федеральном округе реализуются 5 программ приграничного сотрудничества в рамках европейского инструмента соседства и партнерства.

Основные проблемы в развитии приграничного сотрудничества:

труднодоступность приграничных регионов в транспортном отношении;

неравномерность социально-экономического развития приграничных регионов;

отсутствие четкого разграничения полномочий между федеральным центром, региональными органами и органами местного самоуправления в вопросах реализации приграничного сотрудничества;

наличие пробелов в законодательном обеспечении в сфере приграничного сотрудничества;

отсутствие институционального обеспечения приграничного сотрудничества.

Стратегическими целями развития приграничного сотрудничества Северо-Западного федерального округа являются:

создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий округа и сопредельных государств;

развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями округа и сопредельных государств;

упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих на приграничной территории за рубежом;

создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;

решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и др. проблем приграничных территорий;

обеспечение поддержки органами государственной власти округа и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;

создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию округа, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов и таможенно-логистических терминалов;

повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;

осуществление согласованной политики пространственного развития на приграничной территории;

создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;

создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории.