19. Приграничное сотрудничество
Приграничное сотрудничество Российской Федерации на европейском направлении охватывает территорию Республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Калининградской областей, г. Санкт-Петербурга, а также приграничные регионы Королевства Норвегия, Финляндской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики и Республики Польша.
Основным документом, регламентирующим развитие приграничного сотрудничества, является Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.
Значительный вклад в развитие приграничного сотрудничества в течение последних 10 лет внесли программы технического содействия Европейского союза ТАСИС и ИНТЕРРЕГ.
В Северо-Западном федеральном округе реализуются 5 программ приграничного сотрудничества в рамках европейского инструмента соседства и партнерства.
Основные проблемы в развитии приграничного сотрудничества:
труднодоступность приграничных регионов в транспортном отношении;
неравномерность социально-экономического развития приграничных регионов;
отсутствие четкого разграничения полномочий между федеральным центром, региональными органами и органами местного самоуправления в вопросах реализации приграничного сотрудничества;
наличие пробелов в законодательном обеспечении в сфере приграничного сотрудничества;
отсутствие институционального обеспечения приграничного сотрудничества.
Стратегическими целями развития приграничного сотрудничества Северо-Западного федерального округа являются:
создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий округа и сопредельных государств;
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями округа и сопредельных государств;
упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих на приграничной территории за рубежом;
создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и др. проблем приграничных территорий;
обеспечение поддержки органами государственной власти округа и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию округа, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов и таможенно-логистических терминалов;
повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;
осуществление согласованной политики пространственного развития на приграничной территории;
создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории.
- С т р а т е г и я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии
- 1. Анализ тенденций и ключевых проблем
- 2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного
- 3. Потенциальные угрозы и ограничения развития
- 4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития
- III. Оценка факторов и стратегические направления
- 1. Машиностроительный комплекс
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Комплекс радиоэлектронной промышленности
- 4. Комплекс добычи полезных ископаемых
- 5. Нефтегазовый комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- 7. Рыбохозяйственный комплекс
- 8. Химический комплекс
- 9. Лесопромышленный комплекс
- 10. Инвестиционно-строительный комплекс
- 11. Туристско-рекреационный комплекс
- 12. Научно-инновационный комплекс
- 13. Малый и средний бизнес
- 14. Внешнеэкономическая деятельность
- 15. Развитие финансово-банковской сферы
- 16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 17. Пространственная организация хозяйства.
- 18. Стратегия межрегионального сотрудничества
- 19. Приграничное сотрудничество
- 20. Проекты комплексного развития территорий
- IV. Состояние и перспективы развития
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-телекоммуникационной
- V. Основные направления социального развития
- 1. Прогноз и стратегические направления
- 2. Развитие социальной сферы
- 3. Развитие здравоохранения
- 4. Развитие физической культуры и спорта
- 5. Развитие образования
- 6. Развитие культуры
- 7. Стратегия развития жилищной сферы и
- 8. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
- 9. Миграционная политика
- 10. Молодежная политика
- VI. Конкурентные преимущества и стратегические направления
- 1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия
- 2. Социально-экономическое развитие Республики Коми
- 3. Социально-экономическое развитие Архангельской области
- 4. Социально-экономическое развитие
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области
- 8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
- 9. Социально-экономическое развитие Новгородской области
- 10. Социально-экономическое развитие Псковской области
- 11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга
- VI. Механизмы реализации приоритетных целей и задач
- 1. Основные меры по обеспечению реализации Стратегии
- 2. Формирование условий для модернизации
- 3. Мониторинг хода реализации Стратегии
- Целевые показатели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
- Темпы роста социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития