logo search
Булгакова Н

7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов

Целью психологической подготовки является формирование значимых для спорта свойств личности путем изменения отноше­ния спортсмена к тренировке, к самому себе и окружающим. Пси-

209

хологическую подготовленность спортсмена осуществляет главным образом тренер — путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий плаванием.

Мотивация спортсмена. Является важной стороной психологии личности. На начальных этапах занятий плаванием для спортсме­нов характерны следующие потребности: потребность в движени­ях, потребность в общении в спортивном коллективе, потребность в доброжелательности и внимании. По мере роста спортивного мастерства у пловцов начинают доминировать осознанные по­требности в самовыражении, достижении успеха и общественного признания.

При формировании мотивации спортсменов необходимо:

Воспитание волевых качеств. Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха на занятиях плаванием. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера обычно выделяют целеустремленность, на­стойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих си­лах, способность к мобилизации резервов организма в экстремаль­ных условиях соревновательной деятельности.

Воспитание волевых качеств происходит в условиях строгого соблюдения спортивного режима, обязательной реализации со­держания занятий и установок тренера, преодоления дополни­тельных тренировочных трудностей, применения соревнователь­ного метода. На занятиях необходимо обращать внимание на со­знательное отношение пловца к выполнению упражнений, тре­бовать проявления волевых усилий на длинных дистанциях и максимальной мобилизации сил при проплывании коротких от­резков. Наиболее мощным средством повышения психологиче­ской подготовленности являются соревновательные старты и эс­тафеты.

210

Тактическая подготовленность пловца определяется уровнем знаний, умений и способностей спортсмена, обеспечивающих ра­циональное использование его физической, технической и психо­логической подготовленности для достижения цели, поставлен­ной в соревновании. Сильнейшие пловцы преодолевают дистан­цию с относительно быстрым стартом (на 2—3% выше среднедис­танционной скорости) и бурным финишем (на 1,5—2,5% выше среднедистанционной скорости). Однако для юных и слабо подго­товленных спортсменов лучше использовать равномерное прохо­ждение дистанции (с учетом того, что первый отрезок дистанции, проплываемый после старта с тумбочки, должен быть преодолен примерно на 2 с быстрее последующих).