logo search
Булгакова Н

8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий

Обучение плаванию, игры и развлечения на воде, тренировки по плаванию можно проводить как в искусственных бассейнах, так и на естественных водоемах.

По устройству все сооружения для занятий водными видами спорта, в том числе и плаванием, можно разделить на две группы:

В первой группе можно выделить бассейны, сооружаемые на опорах (деревянных или металлических сваях), и плавающие бас­сейны (на плотах из бревен, понтонах, бочках и т.п.), а также мес­та на берегу водоема, специально подготовленные для обучения плаванию и купания.

Искусственные бассейны подразделяются на открытые, кры­тые и комбинированные и предназначаются для круглогодичной работы.

В последнее время широкое распространение получили сбор­но-разборные бассейны из современных легких конструкций, по­зволяющие проводить обучение плаванию в местах массового от­дыха.

При организации учебно-тренировочного процесса по плава­нию необходимо строго придерживаться правил выбора и обору­дования мест для занятий.

Место для строительства бассейна выбирается вблизи населен­ного пункта, с хорошим сообщением по берегу, имеющего удоб­ные подходы. Необходимо при этом учитывать, что ввод в эксплу­атацию бассейна допускается с разрешения специальной комис­сии, состоящей из представителей речной милиции, судоходной инспекции, санэпидемстанции, спасательной службы и архитек-

235

турно-планировочного управления администрации района, о чем составляется специальный акт.

При выборе участка водоема для занятий по плаванию необхо­димо принимать во внимание его специфику (направление и ин­тенсивность течения, состояние берега и дна, загрязненность во­доема сточными водами, заболоченность и др.)

Наиболее оптимальным является участок водоема с ровным твердым дном (песчаным, каменистым), постепенно понижаю­щимся от берега, без ям и обрывов. Дно водоема необходимо об­следовать и очистить от корней деревьев, крупных камней, прово­локи, свай, битого стекла и других посторонних предметов. Если нет возможности пригласить водолаза, то первоначальный осмотр дна можно сделать с лодки, ощупывая его баграми, или поручить это хорошо подготовленным ныряльщикам. Скорость течения не должна превышать 0,5 м/с.

Место для проведения занятий по плаванию и купания должно быть расположено выше стока промышленных и хозяйственных вод, мест водопоя скота, пристаней, пирсов, причалов, нефтена­ливных сооружений и других источников загрязнения воды. Вода в водоеме должна отвечать санитарно-гигиеническим требовани­ям. Большое значение имеет прозрачность воды. Если дно хорошо просматривается, занимающиеся чувствуют себя уверенно и смело выполняют упражнения, обеспечивая себе относительную безо­пасность.

Желательно, чтобы выбранное место было защищено от ветра деревьями или кустарником.

Если нет оборудованного учебного пункта, то занятия можно начинать на открытом водоеме, предварительно оградив место для плавания. Это нетрудно сделать при помощи буйков, установлен­ных на якорях (веревки с камнем на конце), или веревки с поплав­ками, поддерживаемой вбитыми в дно шестами по периметру уча­стка. Расстояние между шестами — не более 3 м. Размер участка для плавания — 25x10 — 15 м — в зависимости от ширины и глуби­ны водоема. Максимальная глубина не должна превышать 1,2—1,5 м. На буях и шестах должны быть фанерные таблички с надписями: «За буй не заплывать», «Глубина 2 м» и т. п. Одновременно нужно приступить к оборудованию простейшего бассейна для проведе­ния занятий и соревнований.

Простейший учебный бассейн на воде (рис. 53). Строительство простейших учебных бассейнов не требует большого количества материалов и усилий. В то же время такие бассейны обеспечивают соблюдение основных требований при проведении соревнований.

236

Рис. 53. Простейший учебный бассейн:

1 - площадка для выполнения упражнений; 2 - стенд; 3 - раздевалка для преподавателей; 4 - раздевалка для учащихся; 5 - скамейка; 6 - стартовые тумбочки; 7 - сходни

Перпендикулярно берегу (на расстоянии 25 м друг от друга) на сваях, вбитых в дно в два ряда, сооружаются два параллельных мостка — стартовый плот и поворотный щит. ■ '•: .

Стартовый плот (рис. 54) имеет ширину 2,5—3,0 м, а поворот­ный щит — более узкий, шириной 1,0—1,5 м. Выбирая место для учебного пункта на реке, необходимо предусмотреть, чтобы стар­товый плот находился ниже по течению относительно поворотно­го щита. Длина мостков зависит от количества дорожек,ширинакоторых 2,0—2,5 м. При строительстве учебного пункта с 4-мя до­ рожками длина мостков должна быть 8—10 м. Сваи вбиваются на расстоянии 2 м друг от друга по ширине стартового плота и на рас­ стоянии 2,5-3,0 м — по его длине. '

Поверху сваи соединяются деревянными брусьями сечением 10—20 см. Ряды свай соединяются поперек 40-миллиметровыми досками попарно. Сверху делается настил из 10-миллиметровых досок, расположенных вдоль мостков. При сооружении настила стартового плота и поворотного щита между досками предусмат

ривается просвет 0,5 см для об­текания конструкций водой. Высота мостков над поверх­ностью воды должна быть 30-35 см.

Рис. 54. Стартовый «плот» (вид сбоку)

Основой поворотных щитов со стороны бассейна служит рама из деревянных брусьев шириной 1,3 м. При ширине бассейна 3—10 м раму для пово­ротного щита лучше сделать из двух частей — это облегчит вы­полнение профилактического ремонта и демонтаж после пла­вательного сезона. Вдоль рама покрывается 30-миллиметро­выми досками — на расстоянии 5 мм друг от друга (просветы предупреждают деформацию мостков в результате течения

реки). Верхний край рамы крепится на одном уровне с мостками — так, чтобы на 1,0 м рама находилась под водой.

На стартовом плоту, посередине каждой дорожки, сооружают стартовые тумбочки (рис. 55). В плане (при виде сверху) они квад­ратные - 0,5x0,5 м; передний край высотой 0,45 м, а задний - 0, 55 м. Остов стартовой тумбочки делается из деревянных брусков, кото­рые сверху обшиваются 30-миллиметровыми досками. Тумбочки прочно крепятся к мосткам. Высота переднего края тумбочки над поверхностью воды — 0,5-0,75 м.

Верх тумбочки и поворотные щиты обивают резиной. Поверхность бассейна разделяют на водные дорожки при по­мощи поплавков, соединенных веревкой. Диаметр поплавков — 0,05—0,1 м, длина — 0,2—0,3 м. Длина веревки должна равняться длине бассейна; ее концы крепятся к крючкам, вбитым в поворот­ные щиты на одинаковом расстоянии (2,0—2,5 м) между тумбочка­ми, на высоте 0,1—0,2 м над поверхностью воды.

С берегом мостки соединяются сходнями шириной 1,0—1,5 м. Чтобы избежать травм на занятиях, необходимо, чтобы дере­вянные поверхности были хорошо оструганы, края досок закруг­лены, шляпки гвоздей утоплены в доски.

Учебный пункт на суше. На берегу оборудуется учебный пункт для проведения занятий: площадка для выполнения общеразвива-

238

Рис. 55, Стартовая тумбочка

ющих и специальных упражнений; скамейки (4-8 шт.); кабины-раздевалки (женские и мужские); стенды для вывешивания плака­тов по начальному обучению, комплексов упражнений на суше, правил поведения на воде, приемов оказания помощи тонущему и другой учебно-методической и наглядной информации.

Для размещения преподавателей и хранения инвентаря жела­тельно соорудить помещение легкого типа (небольшой летний до­мик, палатка).

Участок берега, где оборудован учебный пункт, должен быть огорожен; размер ограждаемой площади — 300—500м2.

Инвентарь для проведения занятий. На учебном пункте должны иметься:

-лодки 1-2 шт.;

— шесты длиной 2,5-3,0 м (для поддержки

не умеющих плавать) 2—3 шт.;

— плавательные доски (деревянные,

пенопластовые) 20—25 шт.;

(как поддерживающие средства) 15—20 шт.;

-рупор 2-3 шт.;

239

конец Александрова, шары Суслова) комплект;

Весьма важно привлечь к строительству учебного пункта проф­союзные и физкультурные организации (спортивные клубы, кол­лективы физической культуры), возможных спонсоров.

Однако, самое удобное место для обучения плаванию — искус­ственные бассейны, где, как правило, предусмотрены места для обучения плаванию. Поэтому эффективное использование имею­щихся бассейнов (учебных заведений, базовых предприятий и спортивных баз других ведомств и организаций) позволит научить плавать максимальное количество детей и подростков.