8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
Обучение плаванию, игры и развлечения на воде, тренировки по плаванию можно проводить как в искусственных бассейнах, так и на естественных водоемах.
По устройству все сооружения для занятий водными видами спорта, в том числе и плаванием, можно разделить на две группы:
водные базы, построенные на естественных или искусствен ных водоемах;
искусственные бассейны.
В первой группе можно выделить бассейны, сооружаемые на опорах (деревянных или металлических сваях), и плавающие бассейны (на плотах из бревен, понтонах, бочках и т.п.), а также места на берегу водоема, специально подготовленные для обучения плаванию и купания.
Искусственные бассейны подразделяются на открытые, крытые и комбинированные и предназначаются для круглогодичной работы.
В последнее время широкое распространение получили сборно-разборные бассейны из современных легких конструкций, позволяющие проводить обучение плаванию в местах массового отдыха.
При организации учебно-тренировочного процесса по плаванию необходимо строго придерживаться правил выбора и оборудования мест для занятий.
Место для строительства бассейна выбирается вблизи населенного пункта, с хорошим сообщением по берегу, имеющего удобные подходы. Необходимо при этом учитывать, что ввод в эксплуатацию бассейна допускается с разрешения специальной комиссии, состоящей из представителей речной милиции, судоходной инспекции, санэпидемстанции, спасательной службы и архитек-
235
турно-планировочного управления администрации района, о чем составляется специальный акт.
При выборе участка водоема для занятий по плаванию необходимо принимать во внимание его специфику (направление и интенсивность течения, состояние берега и дна, загрязненность водоема сточными водами, заболоченность и др.)
Наиболее оптимальным является участок водоема с ровным твердым дном (песчаным, каменистым), постепенно понижающимся от берега, без ям и обрывов. Дно водоема необходимо обследовать и очистить от корней деревьев, крупных камней, проволоки, свай, битого стекла и других посторонних предметов. Если нет возможности пригласить водолаза, то первоначальный осмотр дна можно сделать с лодки, ощупывая его баграми, или поручить это хорошо подготовленным ныряльщикам. Скорость течения не должна превышать 0,5 м/с.
Место для проведения занятий по плаванию и купания должно быть расположено выше стока промышленных и хозяйственных вод, мест водопоя скота, пристаней, пирсов, причалов, нефтеналивных сооружений и других источников загрязнения воды. Вода в водоеме должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Большое значение имеет прозрачность воды. Если дно хорошо просматривается, занимающиеся чувствуют себя уверенно и смело выполняют упражнения, обеспечивая себе относительную безопасность.
Желательно, чтобы выбранное место было защищено от ветра деревьями или кустарником.
Если нет оборудованного учебного пункта, то занятия можно начинать на открытом водоеме, предварительно оградив место для плавания. Это нетрудно сделать при помощи буйков, установленных на якорях (веревки с камнем на конце), или веревки с поплавками, поддерживаемой вбитыми в дно шестами по периметру участка. Расстояние между шестами — не более 3 м. Размер участка для плавания — 25x10 — 15 м — в зависимости от ширины и глубины водоема. Максимальная глубина не должна превышать 1,2—1,5 м. На буях и шестах должны быть фанерные таблички с надписями: «За буй не заплывать», «Глубина 2 м» и т. п. Одновременно нужно приступить к оборудованию простейшего бассейна для проведения занятий и соревнований.
Простейший учебный бассейн на воде (рис. 53). Строительство простейших учебных бассейнов не требует большого количества материалов и усилий. В то же время такие бассейны обеспечивают соблюдение основных требований при проведении соревнований.
236
Рис. 53. Простейший учебный бассейн:
1 - площадка для выполнения упражнений; 2 - стенд; 3 - раздевалка для преподавателей; 4 - раздевалка для учащихся; 5 - скамейка; 6 - стартовые тумбочки; 7 - сходни
Перпендикулярно берегу (на расстоянии 25 м друг от друга) на сваях, вбитых в дно в два ряда, сооружаются два параллельных мостка — стартовый плот и поворотный щит. ■ '•: .
Стартовый плот (рис. 54) имеет ширину 2,5—3,0 м, а поворотный щит — более узкий, шириной 1,0—1,5 м. Выбирая место для учебного пункта на реке, необходимо предусмотреть, чтобы стартовый плот находился ниже по течению относительно поворотного щита. Длина мостков зависит от количества дорожек,ширинакоторых 2,0—2,5 м. При строительстве учебного пункта с 4-мя до рожками длина мостков должна быть 8—10 м. Сваи вбиваются на расстоянии 2 м друг от друга по ширине стартового плота и на рас стоянии 2,5-3,0 м — по его длине. '
Поверху сваи соединяются деревянными брусьями сечением 10—20 см. Ряды свай соединяются поперек 40-миллиметровыми досками попарно. Сверху делается настил из 10-миллиметровых досок, расположенных вдоль мостков. При сооружении настила стартового плота и поворотного щита между досками предусмат
ривается просвет 0,5 см для обтекания конструкций водой. Высота мостков над поверхностью воды должна быть 30-35 см.
Рис. 54. Стартовый «плот» (вид сбоку)
Основой поворотных щитов со стороны бассейна служит рама из деревянных брусьев шириной 1,3 м. При ширине бассейна 3—10 м раму для поворотного щита лучше сделать из двух частей — это облегчит выполнение профилактического ремонта и демонтаж после плавательного сезона. Вдоль рама покрывается 30-миллиметровыми досками — на расстоянии 5 мм друг от друга (просветы предупреждают деформацию мостков в результате течения
реки). Верхний край рамы крепится на одном уровне с мостками — так, чтобы на 1,0 м рама находилась под водой.
На стартовом плоту, посередине каждой дорожки, сооружают стартовые тумбочки (рис. 55). В плане (при виде сверху) они квадратные - 0,5x0,5 м; передний край высотой 0,45 м, а задний - 0, 55 м. Остов стартовой тумбочки делается из деревянных брусков, которые сверху обшиваются 30-миллиметровыми досками. Тумбочки прочно крепятся к мосткам. Высота переднего края тумбочки над поверхностью воды — 0,5-0,75 м.
Верх тумбочки и поворотные щиты обивают резиной. Поверхность бассейна разделяют на водные дорожки при помощи поплавков, соединенных веревкой. Диаметр поплавков — 0,05—0,1 м, длина — 0,2—0,3 м. Длина веревки должна равняться длине бассейна; ее концы крепятся к крючкам, вбитым в поворотные щиты на одинаковом расстоянии (2,0—2,5 м) между тумбочками, на высоте 0,1—0,2 м над поверхностью воды.
С берегом мостки соединяются сходнями шириной 1,0—1,5 м. Чтобы избежать травм на занятиях, необходимо, чтобы деревянные поверхности были хорошо оструганы, края досок закруглены, шляпки гвоздей утоплены в доски.
Учебный пункт на суше. На берегу оборудуется учебный пункт для проведения занятий: площадка для выполнения общеразвива-
238
Рис. 55, Стартовая тумбочка
ющих и специальных упражнений; скамейки (4-8 шт.); кабины-раздевалки (женские и мужские); стенды для вывешивания плакатов по начальному обучению, комплексов упражнений на суше, правил поведения на воде, приемов оказания помощи тонущему и другой учебно-методической и наглядной информации.
Для размещения преподавателей и хранения инвентаря желательно соорудить помещение легкого типа (небольшой летний домик, палатка).
Участок берега, где оборудован учебный пункт, должен быть огорожен; размер ограждаемой площади — 300—500м2.
Инвентарь для проведения занятий. На учебном пункте должны иметься:
-лодки 1-2 шт.;
— шесты длиной 2,5-3,0 м (для поддержки
не умеющих плавать) 2—3 шт.;
— плавательные доски (деревянные,
пенопластовые) 20—25 шт.;
ласты • 15—20 шт.;
медицинские резиновые круги 20—25 шт.;
пенопластовые поплавки для ног 10—15 шт.;
плавательные поддерживающие пояса 10—15 шт.;
пластмассовые плавающие игрушки
(как поддерживающие средства) 15—20 шт.;
-рупор 2-3 шт.;
239
мегафон 1 шт.; -свистки 4-5 шт.;
стартовый пистолет, флаг по 1 шт.;
секундомер , 4—5 шт.;
мячи ватерпольные, пластмассовые 4 шт.;
спасательные средства (спасательные круги,
конец Александрова, шары Суслова) комплект;
легководолазный комплект № 1 (маска и трубка) 1 шт.;
противопожарный инвентарь комплект.
Весьма важно привлечь к строительству учебного пункта профсоюзные и физкультурные организации (спортивные клубы, коллективы физической культуры), возможных спонсоров.
Однако, самое удобное место для обучения плаванию — искусственные бассейны, где, как правило, предусмотрены места для обучения плаванию. Поэтому эффективное использование имеющихся бассейнов (учебных заведений, базовых предприятий и спортивных баз других ведомств и организаций) позволит научить плавать максимальное количество детей и подростков.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.