logo search
Булгакова Н

7.5. Основные средства и методы тренировки

Основные средства тренировки. В плавании такими средствами являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на 3 группы: общеподготовительные, спе­циально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каж­дая группа упражнений отличается преимущественной направ­ленностью воздействия и применяется для решения различных за­дач на каждом этапе тренировки.

Общеподготовительные упражнения. Направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие организма спорт­смена. Для гармоничного развития всех мышечных групп пловца включаются элементы, заимствованные из других видов спорта: кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля, спортивные и подвижные игры, гимнастические общеразвивающие упражнения. Для начи­нающих пловцов данные упражнения являются основными и для подготовки в зале, однако с ростом спортивного мастерства подго­товка приобретает все более целенаправленный характер.

Специально-подготовительные упражнения. Направлены на раз­витие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при плавании. К этой группе относятся упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах, плавание при помощи движений ногами или руками, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами. Эти упражнения являются основными для квали­фицированных спортсменов.

211

Соревновательные упражнения. Включают в себя проплывание оп­ределенных дистанций основным способом в полной координации.

Основные методы тренировки. Для развития физических качеств могут применяться различные по характеру и длительности двига­тельные задания. При развитии выносливости в них вовлекается большая часть мышечного аппарата; при совершенствовании си­лы они могут иметь локальный характер. Нагрузка, применяемая для развития выносливости в зоне стайерских дистанций, может длиться 1,5—2 ч, в зоне спринтерских дистанций — 20—30 с.

Для выполнения тренировочного упражнения занимающимся необходимо учитывать четыре параметра: 1) длину отрезка; 2) ко­личество повторений; 3) интервалы отдыха; 4) интенсивность или скорость плавания. Изменяя параметры упражнений, можно варь­ировать направленность воздействия нагрузки.

Эффективность развития выносливости зависит от реакций ор­ганизма пловца на нагрузку. Так, например, в основе понятия ин­тервальной тренировки лежит увеличение показателей сердечно­сосудистой системы в начале интервала отдыха после достаточно интенсивной работы. Если время отдыха подобрать таким обра­зом, чтобы показатели деятельности сердечно-сосудистой систе­мы существенно не снижались, а работоспособность частично восстанавливалась, то можно добиться максимального воздейст­вия на сердечно-сосудистую систему. Для этого длина отрезков должна составлять 75—150 м, интервалы отдыха — 30—60 с, частота пульса — 180 уд/мин после проплывания и 120—130 уд/мин перед проплыванием отрезка. Изменение этих параметров приведет к тому, что воздействие на сердечно-сосудистую систему будет сни­жено и основная направленность тренировки будет иной.

На рис. 50 представлены методы тренировки, применяемые в спортивном плавании.

В непрерывных (дистанционных) методах длина дистанции со­ставляет обычно от 400 до 3000 м. Скорость плавания в равномер­ном непрерывном методе постоянна и значительно ниже соревно­вательной.

В переменном непрерывном методе есть несколько вариантов:

1) постоянное увеличение скорости. Например, 1200 м как 3x400 м; каждый последующий отрезок быстрее предыдущего: первые 400 м проплываются за 7 мин, вторые — за 6 мин 30 с, пос­ ледние — за 6 мин;

2) ритмическое изменение скорости. Дистанция разбивается на отдельные отрезки, скорость плавания на которых различна. На­ пример, 900 м как 9x100 м. На этих отрезках интенсивность изме-

212

Рис. 50. Методы тренировки в спортивном плавании и их варианты

няется так: 100 м - в 1/2 силы, 100 м - в 3/4 силы, 100 м - 90% от максимума; 100 м как 10x10 м (первые 75 м свободно, последние 25 м быстро);

  1. «фартлек» (игра скоростей). Произвольное сочетание уско­ рений и малоинтенсивного плавания.

  2. «локомотив» («пирамида»). Чередование свободного и быст­ рого плавания; длина отрезков плавно нарастает или уменьшается. Например, дистанцию 900 м проплывают так: 50 м быстро + 50 м свободно, 100 м быстрой- 100 м свободно; далее аналогично 150 + 150, 100+100,50 + 50;

  3. чередование проплывания отрезков дистанции при помощи движений ногами, руками и в полной координации.

В контрольном методе дистанция равна или меньше соревнова­тельной, скорость — максимальная.

Общая характеристика методов тренировки представлена в таб­лице 6.

213

Та б л и ца 6 Характеристики методов тренировки [СМ. Гордон, 1986]

Методы

Преимущество

Недостаток

Направленность

Непрерывные:

Большой объем

Невысокая интен-

Развитие вынос-

равномерный

непрерывной ра-

сивность, моно-

ливости - глав-

непрерывный

боты. Удобен для

тонность при

ным образом, в

планирования на-

больших объемах.

зоне стайерских

грузки и контроля

Трудности психо-

дистанций

за интенсивно-

логической на-

стью. Надежно

стройки (особен-

развивает вынос-

но у спринтеров)

ливость

переменный

Достаточно высо-

Трудно точно пла-

Развитие вынос-

непрерывный

кая интенсив-

нировать нагрузку

ливости в зонах

ность при значи-

и контролировать

стайерских дис-

тельном объеме.

интенсивность

танций и дистан-

Отсутствие моно-

ций 200-400 м.

тонности, боль-

Совершенствует

шая эмоциональ-

тактическую под-

ность

готовленность,

чувство темпа и

скорости и умение

варьировать их.

Контрольный

«Моделирование»

Очень малый объ-

Развивает работо-

прохождения дис-

ем, требует много

способность на

танции. Макси-

времени для вос-

основной дистан-

мальная интен-

становления. Воз-

ции и морально-

t

сивность и психи-

можность образо-

волевые качества.

ческое напряже-

вания «скоростно-

Совершенствует

ние

го барьера»

график прохожде-

ния дистанции

Интервальные

Высокая интен-

Опасность пере-

Развитие вынос-

сивность при

утомления в зоне

ливости во всех

больших объемах.

спринтерских ди-

зонах, кроме зоны

Удобен для плани-

станций

коротких сприн-

рования, контро-

терских дистан-

ля и коррекции

ций 25—50 м

нагрузки. Быстрое

развитие работо-

способности

214

Интервальные методы. Равномерный интервальный метод харак­теризуется постоянными величинами длины отрезка, интервалов отдыха и скорости плавания. Примером так называемых «прямых серий» могут служить 10 — 20x50 м, 8 — 15x100 м.

Переменный интервальный метод насчитывает большое количе­ство вариантов:

  1. постоянное увеличение скорости. Каждый последующий от­ резок проплывается быстрее предыдущего;

  2. ритмическое изменение скорости. Серия 12x50 м выполняет­ ся как 3x4x50 м с увеличением скорости от 1 -го отрезка к 4-му, от 5-го к 8-му и т.д.;

  3. серийный (инервально-повторный). Серия 12x50 м выпол­ няется как 3 серии по 6x50 м; интервалы отдыха между отрезка­ ми — 20 с, между сериями — 5 мин;

  4. увеличивающиеся интервалы отдыха. Серия 18x50 м разбива­ ется на 3 — по 6 отрезков в каждой: 6x50 м в режиме 50 с + 6x50 м в режиме 1 мин + 6x50 м в режиме 1 мин 20 с. Увеличение интервалов отдыхадолжно сопровождаться значительным приростом скорости;

  5. сокращающиеся интервалы отдыха. Серия 20x50 м выполня­ ется как 10x50 м в режиме I мин 30 с + 5x50 м в режиме 1 мин 10 с + 5x50 м в режиме 45 с. Этот вариант труднее предыдущего; в нем также нужно добиваться улучшения результатов — например, с 40 до 35 с;

  6. «симулятор» (дробное плавание). Соревновательная дистан­ ция разбивается на 3—4 отрезка с короткими (10—20 с) интервала­ ми отдыха: а) 800 м = 400 + 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха — 15 +10 + 5 с; б) 400 м = 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха - 10 + + 5 с; в) 200 м = 100 + 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха - 10 + 5 + 5 с; г) 100 м = 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха — 5 с. Применяется для отрабатывания оптимального графика прохождения соревнова­ тельной дистанции. Первый отрезок обычно составляет половину дистанции; каждый последующий либо равен предыдущему, либо меньше него;

  7. «горка» (изменяющаяся длина отрезка). В таких упражнени­ ях варьируются длина отрезка, скорость, а иногда и интервалы от­ дыха. Типичные примеры «горок»: а) 200 + 150 + 100 + 75 + 50 м; б) 4x400 м, интервалы отдыха — 20 с + 4x200 м, интервалы отдыха - 10 с + 4x100 м, интервалы отдыха - 10 с; в) 100 + 200 + 300 + 400 + + 300 + 200 + 100 м, интервалы отдыха — от 30 до 60 с, в зависимо­ сти от длины отрезка; скорость во второй половине серии выше; г) 2x400 м в режиме 5 мин 20 с + 4x200 м в режиме 2 мин 40 с + 8x100 м в режиме 1 мин 20 с + 16x50 м в режиме 40 с.

215