Особенности профессии современного педагога по физической культуре
Физкультурно-педагогические специальности относятся к группе "человек — человек", что означает: эта профессиональная деятельность направлена на формирование другой личности.
Цель работы педагога по физической культуре состоит в деятельности по развитию физических и психических качеств обучающихся за счет усвоения ими двигательных умений и навыков и формирования личности обучающихся средствами физической культуры. Она достигается в учебно-воспитательном процессе при решении образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Первые задачи решают педагоги всех учебных предметов. Развивающая задача в работе учителя физической культуры имеет особенность, состоящую в том, что подразумевает не только развитие психических и личностных качеств и способностей, но и физических кондиций человека. Решение задачи по оздоровлению организма находится в компетенции только учителя физической культуры. Более того, она является основной в его деятельности.
Труд учителя физической культуры, тренера характеризуется значительной физической и интеллектуальной нагрузкой, требует высокой общей и физической трудоспособности. Особенными являются и условия, в которых он осуществляет свою деятельность.
1.Условия работы педагога по ФК, создающие психическую напряженность:
1.1. Шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление учителя;
1.2. Необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
1.3. Большая нагрузка на речевой аппарат;
1.4. Необходимость одновременно внимательно следить за передвижениями многих учащихся;
1.5. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, так как занятия физическими упражнениями имеют высокую степенью риска в получении травм.
2. Условия, обуславливающие высокие физические нагрузки:
2.1. Необходимость показывать физические упражнения;
2.2. Осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
2.3.Необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
3. Условия, связанные с внешне-средовыми факторами:
3.1. Климатические и условия при занятиях на открытом воздухе;
3.2. Рельеф местности при занятиях в природной среде (походы, лыжные прогулки, пробежки в парках и др..)
3.3. Санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов. (Какие условия только работе педагога по физкультуре?).
Все рассмотренные выше условия работы учителя ФК требуют от педагога большого запаса работоспособности, здоровья, педагогического оптимизма. В связи с этим в системе физкультурно-педагогического образования значительная роль отводится укреплению здоровья, улучшению самочувствия, повышению профессиональной мотивации учителя физической культуры, тренера, инструктора.
К знаниям, умениям, способностям, волевым и нравственным качествам учителя ФК и тренера предъявляются требования: общие и специальные.
1.Общепедагогические требования:
1.1.Высокий уровень нравственного самосознания;
1.2. Наличие педагогического образования;
1.3. Широкий идейно-политический кругозор;
1.4. Устойчивые морально-волевые качества;
1.5. Интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
1.6. Высокий общий культурный уровень;
1.7. Умение управлять собой в любых условиях;
1.8. Хорошие организаторские способности;
1.9.Умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Кроме названных общих требований, педагогическая профессия предъявляет к специалисту по физической культуре и специальные требования, определяемые спецификой конкретной профессиональной деятельности
2. Специальные требования (на примере спортивного тренера):
2.1. Знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
2.2. Умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
2.3.Умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
2.4. Способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
2.5. Умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;
2.6. Способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Поэтому можно выделить ряд особенностей профессиональной деятельности педагога по физической культуре, способного к творческой деятельности:
а) перцептивные (высокая напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость); б) интеллектуальные (наличие интуиции, высокого Уровня фантазии, выдумки, дара предвидения и обширность знаний); в) характерологические (оригинальность, неприятие шаблонности решений, инициативность, упорство, высокий уровень самоорганизации, работоспособность, готовность к риску и борьбе с сомнениями, независимость позиции и др.).
Творчески работающий педагог должен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Для успешной работы он должен постоянно изучать передовой опыт, трансформировать его, приближая к конкретным условиям.
Квалифицированному педагогу нужно использовать все закономерности познавательного процесса обучающихся, способствующих глубокому осмысленному усвоению ими системы знаний и выработки прочных умений, а в ряде случаев и навыков.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
2. Дайте сравнительную характеристику спартанской и афинской систем физического воспитания и назовите ученых, которые были сторонниками этих систем.
3. Поясните, когда в России возникла система физического воспитания.
4. Назовите имена выдающихся ученых эпохи Возрождения, которые утверждали, что необходимо сочетать умственное и физической воспитание детей.
5. Охарактеризуйте особенности взглядов русских ученых на физическое воспитание и назовите имена русских ученых Х1Хученых, в трудах которых рассматриваются проблемы физвоспитания.
6. Дайте сравнительную характеристику взглядов Кампанеллы и Руссо на проблемы физического воспитания
6. Назовите три группы условий, влияющих на работу специалиста в области физической культуры требующих от него высокого уровня физического и психического здоровья, приведите примеры условий каждого вида.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание