1.1.1. История физической культуры за рубежом
На вопрос, о том, как возникла физическая культура, отвечают несколько теорий:
1. Теория трудовой деятельности (основоположники: Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев). Это материалистическая теория, согласно которой, физическая культура возникла на основе трудовой деятельности, в процессе которой человек постоянно вынужден упражняться и совершенствовать свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу и т.д.).
2. Теория игры. Ее основоположником является немецкий философ Ф. Шиллер (конец XIX – начало XX в), предложивший теорию, согласно которой, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры, поэтому «физическая культура – это дитя игры».
3. Теория магии. Ее основоположником является английский ученым Рейнак. Согласно этой теории «физические упражнения и игры имеют культовое происхождение». Это характерно для восточных культур, где религия тесно связана с определенными физическими упражнениями.
4. Теория излишней биологической энергии (Спенсером, США). Ее основу составляет положение о том, что «физическая культура – это инстинкт, так как двигательная активность присуща человеку от рождения». (Какая из этих теорий по вашему мнению наиболее достоверна; обоснуйте свою точку зрения).
В процессе эволюционного развития произошло становление биологического вида «хомо сапиенс» (человек разумный), основу жизнедеятельности которого составлял трудовая деятельность, которая на первых этапах эфолюции требовала больших физических усилий. Это делало необходимым выполнение различных физических упражнений способствующих развитию физической силы и ловкости каждого отдельного индивида социума (в то время – члена племени, рода и т .д.)
Потом люди стали придумывать упражнения для подготовки к трудовой деятельности и организовывать передачу этого опыта подрастающему поколению, т.е. воспитывать.
Физическая культура как особый вид деятельности возникла в первобытно-общинном строе. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались орудия охоты. Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, игры постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Орудия охоты заменялись специальными игровыми средствами. Так появилось копье с тупым наконечником, клюшки, мяч и др. Следовательно, в родовом обществе физическое воспитание играло большую роль и было равным и обязательным для всех (имело лишь разделение по полу).
В период рабовладения физическая культура претерпела ряд изменений:
а) она приобрела классовый характер и служила интересам господствующего класса; рабы физического воспитания не получали; б) потеряла связь с трудовой деятельностью и стала средством военно-физической подготовки рабовладельцев; в) она стала зрелищной, т.е. начали проводиться публичные спортивные соревнования, возникли Олимпийские игры (Греция); г) физическая культура выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах.
В этих целях во всех рабовладельческих государствах были созданы системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Появились специальные учреждения, стали складываться зачатки науки о физическом воспитании. (Почему физическое воспитание стало привилегией господствующего класса в рабовладельческом обществе? Ответ обоснуйте.)
В разных странах развитие физической культуры носило особенные национальные черты. Так, во II в. до н.э. в Месопотамии была изобретена колесница на конной тяге, и написана «Книга тренинга» Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. В Древней Персии детей (в возрасте 7-16 лет) обучали в воспитательных домах борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций Ирана.
По мере распространения рабовладения магический обряд уходил на второй план, все большее значение стал носить эстетический аспект зрелищности: например, египетские фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.) стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов. На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию, результат этих соревнований оценивали судьи.
Население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.
В Китае в начале III тыс. до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые систематизированы распространенные среди народа, различные упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев. Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных учебных заведениях.
Народ, играл в игру – предшественницу современного футбола – «чжу кэ». Она использовалась как дополнительное средство для развития скорости, ловкости и находчивости в подготовке пеших воинов. Игроки передавали друг другу мяч, нанося по нему удары ногами и руками. Существовало и около 10 правил игры. Особый упор делался на формирование воли и характера.
Следует отметить, что в рабовладельческом строе физическое воспитание было обязательным только для представителей мужского пола (Поясните, почему физическое воспитание в рабовладельческом строе не распространялось на представительниц женского пола).
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII – IV вв. до н.э. в Греции – города-государства Спарта и Афины и др.
Цель физического воспитания в Спарте состояла в формировании подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим. Система физического воспитания Спарты охарактеризована Платоном (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей.
Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое, здоровое потомство.
Система образования в Афинах в V – VI вв. до н.э. способствовала разностороннему развитию молодежи. Афиняне считали, что гармоническое развитие личности обеспечивает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература (Чем различаются системы физического воспитания в Древних Афинах и в Древней Спарте?).
Система физической культуры в Древнем Риме относится к числу наиболее противоречивых в истории. С одной стороны, союзом городов Римской Империи проводились массовые спортивные игры. Они были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. В программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба.
С другой стороны, в Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили прежние престижные ценности.
Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. "Глупость, дорогой Луций, - писал Сенека, - и для образованного человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес, не достигнут силы и веса раскормленного быка".
В Европе в средние века особенности физической культуры определялись влиянием церкви, которая запрещала народу заниматься физическими упражнениями, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом.
Несмотря на церковные и королевские и запреты, народ развивал свою систему гимнастических упражнений. Многие физические упражнения освободились от элементов ритуального характера и легли в основу современного европейского спорта, базирующегося на достижении высоких результатов. Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы. Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов зимы.
Благодаря средневековым горожанам-ремесленникам возникли физические упражнения, связанные с их трудовой деятельностью, например метание молота, толкание ядра и др. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентироваться договорными правилами.
Физическая культура играла большую роль в воспитании рыцарей, нормы физического воспитания у которых определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для жизни феодалов, связанной с междоусобицами и военными действиями. Рыцари должны были уметь: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, играть в шахматы, искусно фехтовать, читать стихи, знать основные танцевальные движения.
Воспитание детей рыцарей было организовано так: до семи лет их воспитывали в семье, после чего их отправляли на обучение к крупному феодалу-сюзерену или королю. До 14 лет они помогали по хозяйству и исполняли роль пажей, осваивали рыцарский этикет и занимались физическими упражнениями. С 14 лет пажей производили в оруженосцы, вручали меч и шпоры, и до 21 года они занимались исключительно военно-физической подготовкой. Учение завершалось посвящением в рыцари. (Какие виды спорта входили в программы физической подготовки будущих рыцарей?).
Для проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры. С середины XIV века рыцарей учили тактическим и техническим элементам поединка пеших воинов.
Эпоха Возрождения в Европе характеризуется усилением интереса к физической культуре. Так в Мантуе (Италия) в конце XIV в Витторино да Фельтре открыл школу, именовавшуюся Домом радости. Здесь применялись новые методы воспитания, основанные на сочетании умственного, эстетического и физического воспитания.
Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Фельтре не допускал телесных наказаний.
В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физического воспитания и спорта. Буржуазия нуждалась в людях, способных укреплять ее военное и политическое господство. Чтобы воспитывать таких людей, буржуазия создает ряд новых передовых для своего времени средств, форм и методов общего, и в том числе и физического воспитания.
Появляются школы нового типа – филантропины, преподавание в которых строилось на основе сочетания умственного и физического воспитания. В них обучались ученики трех категорий: сыновья из знатных семей, выходцы из средних слоев – будущие учителя и слуги – дети простого народа. Учителя этих школ использовали физические упражнения, известные им из разных источников, а некоторые даже писали книги, обобщая в них собственный практический опыт и то, что им удавалось узнать из книг. Наиболее известными из этих учителей были Герхарт Фит (1765 – 1836) и Иоганн Гутс-Мутс (1759 – 1839).
В Новое время, следовавшее за временем мрачного Средневековья и начавшееся с возрождения античного идеала человека – умного и физически развитого, были созданы несколько систем (гимнастик), получивших широкое распространение.
Немецкая система гимнастики (система Яна – Эйзелена – Шписса) состояла из порядковых, вольных упражнений, упражнений со снарядами, массовых упражнений и игр.
Шведская гимнастическая система учитывала зависимость формы движений от анатомического устройства тела. Каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.
Французская гимнастическая система – создана полковником Франциско Аморосом (1770 – 1848). Цель – научить солдата преодолевать пространство и препятствия.
В Чехии появилась сокольская гимнастика. Ее идея заключалась «в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа, к развитию в нем национального чувства». Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.
Жорж Демени (1850 – 1917) создал гимнастику, опирающуюся на правила: 1. Гимнастика должна быть динамичной; 2. Движения должны выполняться с полной амплитудой; 3. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не отрывистыми и угловатыми; 4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, должны быть полностью расслабленными; 5. При разучивании упражнений необходимо переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от неизвестных к известным (Назовите те правила Ж. Демени которые выполняются при занятиях гимнастикой в настоящее время).
В конце XIX, начале ХХ века среди юношей и девушек широкое распространение получило скаутское движение. Бойскауты и герлскауты для приобретения различных знаков отличия должны были успевать в спорте, естествознании, «в жизни на открытом воздухе» и т.п.
Начали проводиться международные соревнования. Одной из самых знаменательных вех конца XIX века в спортивной жизни стал расцвет легкой атлетики.
В Новейшее время, начало которого отсчитывается с 1918 года, для стран с диктаторскими режимами характеризуется милитаризацией спортивно-гимнастического движения. В гитлеровской Германии юноши из организации гитлерюгенд на своих занятиях должны были выполнять многие гимнастические упражнения с холодным оружием и винтовками, движения носили характер оборонительный и нападающий. Кроме этого, в их обязательную физическую подготовку входили метание ножей в цель, стрельба по мишеням. Аналогично строилось физическое воспитание в Италии при правлении Муссолини.
На занятиях по системе, разработанной австрийскими педагогами, физические нагрузки контролировались измерениями и наблюдениями, но педагогические задачи решались слабо.
Несколько иная концепция физического воспитания получила распространение в англо-саксонских странах, особенно в США. Ее основу составляла идея использования физической культуры для восполнения недостатков в здоровье и физическом развитии детей, вызванных общественными противоречиями. Ученикам предоставлялось право самим выбрать из учебного материала то, что им больше нравится. В результате постепенно колледжи и университеты стали основными центрами спортивной работы с детьми и молодежью. Были открыты специальные физкультурные учебные заведения, спортивные школы и интернаты; развернулась научно-исследовательская работа.
Во время Второй Мировой войны физическое воспитание подрастающего поколения и воинов было полностью направлено на цели военных действий. Особенно тщательную физическую подготовку проходил летный состав войск, а также разведчики.
После завершения Второй Мировой войны право граждан на физическое воспитание было закреплено в конституциях и законодательных актах. Укреплялась и расширялась материальная база физкультурного движения, началось строительство крупных спортивных сооружений. Промышленные фирмы, учитывая интерес населения к таким занятиям, наладили выпуск соответствующего спортивного инвентаря и оборудования, одежды и обуви.
В 1975 г. была утверждена европейская хартия «Спорт для всех», определившая порядок деятельности правительственных и неправительственных органов по развитию физической культуры, включающей общедоступные занятия ходьбой и бегом, аэробику и атлетическую гимнастику, плавание и купание, игры на воздухе, устройство простейших открытых соревнований, походы на лыжах, туристические прогулки и экскурсии и т.п.
Возрождение Олимпийских игр
В конце XIX в. бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в спорте. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов разных стран. (Приведите 2-3 названия современных международных спортивных организаций).
С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований, создания центра международного спортивного движения. Стали необходимы: единая организация, стоящая над международными федерациями отдельных видов спорта, и такие соревнования, которые охватывали бы все виды спорта, периодически повторялись и в ходе которых фиксировались бы достигнутые результаты. Особое влияние на развитие физической культуры в мире оказало возрождение Олимпийского движения.
В 1880 г. группа либералов-республиканцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном (1863 – 1937) учреждает Национальную лигу физического воспитания. В 1892 г. он выступил в Сорбонне на собрании спортивных клубов Франции с лекцией о возрождении Олимпии и предложил возобновить Олимпийские игры.
Спустя два года в июне 1894 г., на международной конференции в Париже было принято решение возродить Олимпийские игры и проводить их каждые четыре года с участием представителей всех народов. Делегаты конференции создали Международный Олимпийский комитет (МОК). Было решено возрожденные Олимпийские игры провести на их родине – в Греции.
Первые Олимпийские игры Нового времени прошли с 6 по 15 апреля 1896 г. в Афинах. Игры I Олимпиады собрали 295 спортсменов из 13 стран. Спортсмены состязались в девяти видах спорта. Игры стали мощным импульсом для развития современного спорта в мировом масштабе.
Цель современного Олимпийского движения – способствовать укреплению мира во всем Мире путем воспитания молодежи через занятия спортом без дискриминации и в олимпийском духе, который призывает к взаимопониманию, дружбе, честной игре. Олимпийские игры в настоящее время являются своеобразной формой укрепления единства мира. В них принимают участие представители более 150 стран.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание