Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
Форма послевузовского образования | Задачи, решаемые специалистом | Продолжи-тельность обучения |
Курсы повышения квалификации в институте развития образования | Углубление и коррекция знаний, расширение профессионального кругозора, обмен опытом с коллегами, ознакомление с новинками теории и методики обучения ФК. | 50-250 часов 1 раз в 1-3 года |
Специализации переподготовки в вузе | Переподготовка для перехода на новую работу, для повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширение профессиональных знаний. | 500-1000 часов |
Магистратура в вузе | Решение прикладных проблем, возникающих в практике работы специалистов по ФК. | 500-1000 часов |
Аспирантура в вузе | Решение научно-практических проблем, важных для теории науки и для работы многих специалистов по ФК. | 3-5 лет |
Докторантура | Решение фундаментальных научно-практических проблем. | До завершения научного исследования |
Специалисты физкультурно-педагогического образования могут осваивать и другие специализации, например: «Аэробика и фитнес в образовательных учреждениях разных типов», «Единоборства и активная самооборона», «Спортивная экономика», «Специальный психолог», «Спортивный психолог», «Туристическая деятельность», «Массаж и лечебная физкультура в медицинских и санаторных учреждениях» и др. Это расширяет спектр их профессиональной деятельности, обеспечивает их социальную защищенность.
Если специалист имеет квалификацию «Бакалавр» то ему необходимо закончить магистратуру, при этом он приобретает законченное высшее образование повышенного уровня. Если он имеет квалификацию «Специалист», то в этом случае необходимость получения квалификации «Магистр» отсутствует и для повышения квалификации по вертикали, он может поступить в аспирантуру, после завершения которой, и написания кандидатской диссертации он приобретает ученую степень кандидата соответствующих наук.
Если деятельность научного работника с ученой степенью кандидата наук будет плодотворной, то он может продолжить свое образование в докторантуре. Проведение фундаментальных исследований, написание и защита докторской диссертации позволяет специалисту получить ученую степень доктора наук.
Роль специалистов в области физической культуры и спорта в современном социуме велика и неуклонно возрастает. Сферы приложения их профессиональных сил многообразны – от разных образовательных учреждений, до учреждений, спорта, медицины, туризма (Обоснуйте необходимость постоянного самообразования и непрерывного образования специалиста в области физической культуры).
Направления реформирования физкультурно-педагогического
образования
Социально-экономические условия современного российского общества требуют реформирования в области образования, в том числе и физкультурно-педагогического. Они отражены в Федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и новом «Законе об образовании».
В связи с этим в структуре высшего физкультурно-педагогического образования необходимо решить задачи:
1. Формирование новых подходов и условий развития системы высшего образования на основе современного социального заказа;
2. Совершенствование существующей образовательной системы.
Решением первой задачи является интеграция профессионального образования в сфере физкультурно-педагогического образования мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Оно осуществляется через «Болонский процесс», который позволяет обеспечить следующие свойства единого общеевропейского образовательного пространства:
Упрощение мобильности граждан в пределах Европы;
Сохранение автономии и разнообразия университетов, и национальных систем высшего образования;
Признание всеми странами Болонского процесса трех общеевропейских уровней квалификации специалистов в системе высшего образования: бакалавр, специалист, магистр;
Введение единой системы оценки учебной трудоемкости – кредитов (зачетных единиц);
Введение образовательных программ общеевропейского содержания;
Повышение качества обучения;
Вовлечение студентов и студенческих организаций в схему управления университетами;
Развитие системы дистанционного обучения
Развитие системы непрерывного обучения.
В области физической культуры реформирование образования рассматривают в двух плоскостях: а) формирование физически культурного человека; б) профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта, целью которого является подготовка специалистов (Почему необходим Болонский процесс и в чем его сущность?).
При реформировании высшего физкультурно-педагогического образования вводят вариативные способы профессиональной подготовки, учитывающие склонности и способности студентов, позволяющие раскрываться творческому потенциалу личности (введение новых интегрированных форм обучения и т.д.). К таким формам можно отнести «техникум физической культуры – вуз» (специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.д.) и др.
Включение в учебный процесс профессиональных программ (специализаций) с присвоением дополнительной квалификации открыли новые возможности для осуществления межпредметных связей в учебном процессе на новом уровне. Все это расширяет возможности успешного трудоустройства выпускников факультетов физической культуры.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Назовите пять специализаций в области физкультурно-педагогического образования.
Перечислите обязанности, которые выполняет специалист по адаптивной физической культуре в общеобразовательной школе.
4. Перечислите этапы физкультурно-педагогического образования и приведите примеры соответствующих им учебных заведений.
5. Обоснуйте необходимость систематического реформирования образовательных систем, в том числе и в области физической культуры.
6. Докажите необходимость довузовской стадии именно в физкультурно-педагогическом образовании.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание