3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
Специалист по физической культуре, спорту и молодежной политике проходит в своем профессионально-личностном становлении следующие фазы жизненного пути.
Оптант – это спортсмен (школьник или студент), который находится на стадии выбора профессии, осознания своего призвания в сфере физической культуры.
Адепт – это человек, который окончательно определился с выбором своей профессии и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении физкультурно-педагогического направления (колледже или вузе).
Адаптант – это молодой специалист, который адаптируется к работе в учебном или спортивном учреждении, осваивается с выполнением разных видов практической педагогической деятельности, учится выходить из нестандартных, неожиданных ситуаций.
Интернат – молодой учитель физкультуры или тренер, который способен самостоятельно, без участия старших коллег успешно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер – педагог, тренер, который свободно ориентируется в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.
Авторитет – учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи.
Наставник (или фаза наставничества) – у учителя есть единомышленники, последователи среди коллег. Он делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте. (Определите ту стадию профессионального роста, которая в наибольшей степени характеризует вас как специалиста на данный момент и ту, которая характеризует вашего любимого педагога, тренера, поясните свой выбор)
Профессиональный рост специалиста в сфере физической культуры и спорта осуществляется за счет определенных профессионально важных качеств его психики и личности (ПВК). В практической педагогической деятельности они развиваются особым образом на каждой из указанных стадий профессионального творческого роста специалиста сфере физической культуры. Их реализация обеспечивает успешность педагогической деятельности учителя и тренера. Важнейшей задачей педагогических вузов, ведущих подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, является формирование специалиста для данной сферы с высоким уровнем ПВК. В структуру ПВК специалиста в сфере ФК входят такие компоненты:
1. Психофизиологические качества, которые позволяют определить способы деятельности, в том числе и профессиональной. К важнейшим психофизиологическим качествам относятся:
1) свойства темперамента тренера (сила, подвижность, возбудимость и т.д.)– преподавателя;
2) познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение и др.);
3) черты его индивидуального стиля мышления и деятельности, такие как активность, ригидность мышления, умственная и физическая работоспособность и т.д. (Вспомните известные вам из курса общей психологии виды мышления и приведите примеры из своей спортивной и учебной деятельности, ситуаций, где эти виды эти виды мышления реализуются и развиваются)
4) психомоторные качества определяют точность восприятия движений воспитанника, быстроту оценки ситуации, влияют на точность выполнения технических приемов при их показе, к ним относятся физическая сила, гибкость, быстрота реакции и т.д. Эти качества формируются у студентов факультета физической культуры в большей степени при изучении специальных спортивных дисциплин.
2. Способности – это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Они дают специалисту возможность реализовать найденный способ деятельности и формируются в ходе обучения в вузе у будущего педагога в разных видах учебной и спортивной деятельности. К важнейшим способностям профессионала в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики относятся:
1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным и вызывая у учащихся интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Они формируются в ходе теоретических и практических занятий, становятся результатом учебной и педагогической практики;
2) академические способности — это способности к совершенствованию знаний в сфере физической культуры и спорта. Они активно развиваются в вузе в рамках самостоятельной учебной деятельности студентов: в ходе экзаменационных и других контрольных мероприятий и при подготовке к ним, проявляются в ходе учебно-исследовательской работы;
3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это педагогическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его психического состояния. Они проявляются и развиваются в коллективных формах учебно-спортивной деятельности студентов факультетов физической культуры;
4) речевые способности - это способности педагога ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи и мимики, проявляя убежденность и заинтересованность в том, что он говорит. Этот вид способностей успешно формируется у студентов лучше всего в виде устных ответов, защит проектов, докладов, эссе;
5) коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности (Поясните, чем отличаются речевые способности от коммуникативных?);
6) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить воспитанников на решение учебных и спортивных задач. В эту группу также входит способность организовать собственную деятельность. Все они формируются в ходе разных форм учебной деятельности – в диалоговых учебных ситуациях, в ходе учебной и педагогической практики, в самостоятельной учебно-спортивной деятельности;
7) авторитарные способности — это способности непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета, которые активно реализуются и развиваются в коллективных формах самостоятельной учебной и учебно-спортивной деятельности студентов;
8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников. Она является результатом проявления прочных теоретических знаний в учебно-педагогической деятельности, основано на педагогической наблюдательности и индивидуальных интеллектуальных качествах педагога (Вспомните случаи из своей спортивной биографии, в которых ваш тренер проявлял педагогическое воображение);
9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо отслеживать свою деятельность, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, непонимания со стороны воспитанников и т.д. Этому студенты факультета физической культуры учатся в ходе изучения спортивных дисциплин, а также на летней и школьной педагогической практике (Выполните тест - попросите поставить перед вами 10 предметов, далее повернитесь, посмотрите на них в течение 5-ти секунд, отвернитесь и наиболее полно опишите эти предметы и их расположение. Попросите эти предметы поменять местами, либо убрать/ добавить несколько предметов. Повернитесь и определите: что изменилось? Сделайте вывод об уровне своих аттенционных способностей).
3. Качества личности это общественно обусловленные свойства характера человека, которые проявляются с его поведении и деятельности в социуме. Их принято делить на четыре следующие группы:
1) мировоззрение учителя физкультуры включает его убеждения, интересы, предпочтения, имеющие положительное социальное значение. В основе его – аксиологическая (ценностная) направленность личности и деятельности. Основные социально значимые ценности, на реализацию которых должен быть направлен труд специалиста с высшим физкультурно-педагогическим образованием – это ценности Здоровья, Познания, Природы, Труда, Дружбы, Любви к Родине (патриотизм) и т.д. (Какие ценности, на ваш взгляд лежат в основе Олимпийского движения?)
Отражением общественного мировоззрения учителя физкультуры и тренера являются такие качества, как: чувство ответственности, чувство долга, патриотизм и т.д. Они начинают целенаправленно формироваться в ход высшего профессионального образования и продолжаются в течение всей жизни педагога.
2) нравственные качества отражаются в поведении, в нравах и регулируют поведение человека. Учитель физкультуры должен обладать целым комплексом нравственных качеств - гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом, справедливость и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно основываться, прежде всего, па личном примере педагога. Тренер может потерять авторитет в глазах воспитанника, если его слова расходятся с и (Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данное высказывание).
Важным нравственным качеством учителя физкультуры является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя физкультуры, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей. Эти и другие нравственные качества формируется в годы обучения в ходе педагогической и учебной практик, в общественной студенческой работе, в спортивной деятельности.
3) волевые качества тренера считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание. Все эти качества находятся в тесной взаимосвязи, требуют неустанной работы над собой и формируются в самых разнообразных видах учебно-спортивной и учебно-профессиональной деятельности. При этом следует помнить, что разные виды деятельности формируют разные качества: одни- смелость и решимость, другие – выдержку и выносливость, третьи - целеустремленность и настойчивость.
4) коммуникативные качества характера, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность, педагогический такт и ряд других, помогают специалисту по физической культуре устанавливать контакт с широким кругом лиц, реализовывать и развивать свои речевые и коммуникативные способности в процессе профессионального общения.
Большое значение для учителя физкультуры имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Если тренер растеряется, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый тренер не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Это и другие коммуникативные качества можно и нужно в себе развивать для того, чтобы профессиональна деятельность была еще более успешной.
В этом параграфе рассмотрены доминантные качества специалиста по физической культуре, отсутствие или снижения уровня которых приводит к снижению качества работы специалиста по физической культуре и спорту.
Другие качества (негативные качества) снижают эффективность учебного процесса. Среди них: высокомерие, несправедливость, непунктуальность и т.п. Профессионально недопустимые качества при их наличии ставят вопрос о профессиональной пригодности специалиста по ФК.
Однако кроме них у каждого человека существуют также периферийные качества, которые не оказывают решающего влияния на результаты обучения педагогом своих воспитанников, но определяют индивидуальные особенности его профессиональной деятельности. В число таких качеств входят относятся: педагогический опыт, общительность, спортивные способности, широкий кругозор и т.д. Совокупность таких особенных черт определяет индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Стиль педагогической деятельности специалиста в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики может быть: 1) демократическим; 2)авторитарным или 3) либеральным. Он начинает формироваться в спортивной деятельности, осознается и развивается в ходе высшего физкультурно-педагогического образования и далее оттачивается и обогащается течение всей профессиональной карьеры.
Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока - ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. Такой стиль неприемлем в сфере физической культуры!
Для авторитарного стиля характерно, что педагог все вопросы обучения и воспитания решает единолично, устанавливает жесткий контроль выполнения его требований, не обосновывает ученикам свои действия и решения.
Преимущества авторитарного поведения тренера:
1. Такой тренер готовит спортсмена к стрессовым ситуациям, чтобы в них он чувствовал себя увереннее и спокойнее.
2. Спортивная злость, вызванная авторитарностью руководства, направлена на борьбу с соперниками и способствует более активным действиям спортсмена.
3. Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.
Демократический стиль отличается тем, что педагог привлекает учащихся к принятию решений, поощряет самостоятельность воспитанников.
Преимущества демократического стиля поведения тренера:
1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам в общении.
2. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.
4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.
Существует достаточно много попыток сформировать образ идеального учителя ФК и тренера, но учителя-мастера тем и интересны, что отличаются яркой индивидуальностью и выявить единую модель такого специалиста невозможно. Это означает, что каждый студент факультета физической культуры обязан изучить свои возможности, профессиональные желания и сущность своей профессии для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
Многообразие физкультурно-педагогических профессий требует наличия у специалиста по физической культуре значительного количества высокоразвитых профессионально важных личностных качеств. При этом доминантные ПВК имеют сходную структуру для всех специалистов, работающих в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики. Структура периферийных качеств имеет как общие черты, так и особенности в зависимости от специфики профессиональной деятельности того или иного специалиста, от его индивидуальности. Наиболее продуктивно осознание, формирование развитие профессионально важных качеств педагога происходит в рамках профессионального образования.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Назовите фазы профессионального роста, которые пройдены вами и приведите признаки, по которым вы определили завершение одной и начало другой фазы.
Из указанного списка три качества, наиболее важных, на ваш взгляд, для успешного осуществления педагогической деятельности учителя физкультуры, ответ поясните: а) активность, б) требовательность, в) бережливость, г) внимательность, д) решительность, е) упорство.
Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются интеллектуальные способности педагога по физической культуре.
Сравните понятия «коммуникативных способностей» и «коммуникативных качеств характера», определите в них черты сходства и различия.
Рассмотрите характеристики стилей педагогической деятельности педагога по физической культуре и определите тот, к которому вы испытываете склонность, ответ обоснуйте.
Резюме
В данной главе было рассмотрено социально значимые требования к профессиональной деятельности и личности педагога по физической культуре, которые изложены в Государственном образовательном стандарте в форме общих, профессиональных и специальных компетенций. Указана роль самостоятельной учебной деятельности и самообразования в формировании специалиста по физической культуре.
Для представителей различных физкультурно-педагогических специальностей приведены требования социального заказа к структуре и уровню их профессиональной компетентности. Приведены возможные общие и особенные пути построения профессиональной карьеры в выбранной вами специальности в сфере физической культуры. Даны критерии оценки и способы повышения компетентности специалиста в этой области социально значимой деятельности.
Выявлены основные мотивы выбора педагогической профессии в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики. К ним, в частности, относятся: желание продлить собственную спортивную карьеру, достичь в ней наибольших результатов; -интерес к физической культуре как учебному предмету, желание обучать данному предмету; -личный пример тренера, знаменитого спортсмена или тренера; -любовь к детям и осознание педагогических способностей. Определены мотивы успешной учебной деятельности студентов в вузе и критерии истинной педагогической направленности.
Выделены фазы профессионального становления педагога: «Оптант», «Адепт», «Адаптант», «Интернат», «Мастер» и «Авторитет». Рассмотрены профессионально важные качества личности специалиста по физической культуре, которые условно можно разделить на психофизиологические качества, способности и собственно личностные качества. Рассмотрены виды учебно-спортивной и учебно-профессиональной деятельности в вуз, которые способствуют раскрытию и развитию этих необходимых педагогу качеств.
Также в этой главе показана роль доминантных и периферийных качеств в формировании индивидуального стиля педагогической деятельности. Приведены преимущества разных стилей профессиональной деятельности педагога по физической культуре.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание