1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
В настоящее время в России охват массовым спортом составляет всего 10,3% от населения 6 – 15-летнего возраста, спортом высших достижений занимается 0,22% населения 16 – 25-летнего возраста. Более 85 процентов граждан Российской Федерации, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом, а спортивные сборные команды страны далеко не всегда достойно выступают на крупнейших международных соревнованиях.
Во многих учреждениях образования (школах и дошкольных учреждениях созданы) практически отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий. Это относится и к кадровому обеспечению, и состоянию спортивных сооружений. Высокая стоимость физкультурно-оздоровительных услуг делает их малодоступными для большинства граждан Российской Федерации.
Наиболее критическое положение сложилось в студенческом спорте. Резко сократился календарь студенческих соревнований, снизилось число студентов, отдыхающих в оздоровительно-спортивных лагерях. Серьезное беспокойство вызывает тенденция ежегодного снижения физической подготовленности призывников.
Сегодня в помощи нуждается вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях. Она должна быть направлена на снижение неблагоприятных воздействий среды на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности и общего уровня сопротивляемости различным заболеваниям.
Проблемы сферы физической культуры в современной России можно подразделить на несколько направлений:
Недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
Несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране и их моральный и физический износ;
Недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
Утрата традиций российского спорта высших достижений;
Отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. (Назовите три проблемы, решение которых может зависеть от вас в вашей будущей профессиональной деятельности)
Негативные тенденции в физической культуре России призвана изменить Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Основные программные мероприятия этой программы связаны с развитием массового спорта и направлены на:
а) развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
б) развитие физической культуры и спорта по месту жительства граждан;
в) организацию пропаганды физической культуры и спорта;
г) финансирование развития и модернизации спортивных сооружений и пропаганды физической культуры и спорта;
д) осуществление мониторинга мнения граждан РФ о проводимых мероприятиях по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой;
е) оценка динамики привлечения граждан РФ к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
ж) учет мнения граждан РФ для корректировки мероприятий Программы и их адаптации к потребностям населения страны;
з) развитие спорта высших достижений за счет средств федерального бюджета;
и) развитие научно-исследовательских работ по спортивной психологии и педагогике, спортивной медицине, другим наукам, определяющих современное состояние и прогресс сферы физической культуры;
к) внедрение научных достижений в практику работы тренеров с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса;
л) развитие системы антидопингового контроля и т.д. (Распределите положения программы на мероприятия федерального и регионального уровня).
Решать проблемы и претворять в жизнь необходимые мероприятия должны специалисты по физической культуре, работающие в различных сферах общественной жизни.
1.1.4. Сферы профессиональной деятельности специалиста по физической культуре в современном обществе:
Физическая культура как явление социальное имеет четыре основные формы:
Физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка и др.);
Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры (реабилитация);
Занятия физическими упражнениями в целях отдыха (рекреация);
Высшее достижение в области спорта, в том числе спорт для инвалидов (адаптивная физическая культура).
Основным звеном системы физического воспитания является физическое воспитание в образовательных учреждениях, где педагог по физической культуре решает следующие задачи:
а) противодействует средствами физической культуры воздействию негативных факторов, влияющих на здоровье и учебу обучающихся;
б) формирует у обучающихся умения самостоятельно использовать средства физической культуры в труде и отдыхе;
в) развивает физические способности обучающихся.
Сфера применения профессиональных качеств специалистов по физической культуре не исчерпывается образовательными учреждениями дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Такие специалисты необходимы в организациях спортивного профиля: спортивных командах, клубах, детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и школах Олимпийского резерва (СДЮШОР). В кадровом составе этих учреждений и организаций есть тренеры, методисты, спортивные психологи, спортивные менеджеры, специалисты по лечебной физкультуре, спортивной медицине и массажу. (Назовите специалистов по физической культуре, с которыми вы чаще всего контактируете как спортсмены)
Специалисты с физкультурно-педагогическим образованием необходимы для спортивных клубов, фитнес- и тренажерных залов, бассейнов и других оздоровительных учреждений где требуются инструкторы тренажерных залов, индивидуальные тренеры и руководители групп.
Контингент этих учреждений разнообразен – от детских и семейных групп до групп пожилых людей; существуют группы смешанного поло-возрастного состава. Это создает сложности в работе специалистов по физической культуре, а решать подобные проблемы студенты факультетов ФК учатся в ходе получения высшего физкультурно-педагогического образования.
Досуговая деятельность граждан тоже нуждается в патронаже специалистов в области физической культуры. Оздоровительный туризм, «робинзонады», «тимбилдинг», «пейнтбол» – трудно назвать все формы современного активного оздоровительного отдыха (рекреации). Эти виды отдыха организуют инструкторы по спортивно-оздоровительному туризму, физруки и плавруки при домах отдыха, санаториях, детских оздоровительных лагерях.
(Назовите мероприятия физической рекреации, осуществляемые в детских оздоровительных лагерях)
Люди с ограниченными возможностями здоровья также нуждаются в заботе профессионалов в области физической культуры. Работа этих специалистов с гражданами, имеющими ограничения здоровья, подчинена, в основном, двум целям. Первая – это работа в рамках медицинской реабилитации пациентов лечебных или лечебно-санаторных учреждений. Здесь могут работать специалисты по лечебной физической культуре, массажу, гигиене. Другой целью работы по ФК с людьми, имеющими небольшие ограничения здоровья, и с инвалидами является социальная реализация таких граждан через пара-олимпийское движение и адаптивную физическую культуру. (Что такое пара-олимпийские игры и какова их основная, цель; ответ обоснуйте).
Исправительные учреждения и воинские подразделения также нуждаются в специалистах в области физической культуры и спорта. (Чем полезны занятия спортивными играми в подразделениях военнослужащих срочной службы?)
В настоящее время восстанавливается система физического воспитания в трудовых коллективах, учреждениях и организациях, оплачиваемая работодателями, которые заботятся о сохранении здоровья своих сотрудников. (Какие мероприятия может проводить спортивный организатор в трудовом коллективе в течение рабочего дня)
Таким образом, сферы профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры с высшим педагогическим образованием разнообразны. Они решают проблемы, важные как для отдельного индивида, так и для социума в целом. Поэтому для студентов факультетов физической культуры главной задачей является овладение системой знаний и умений, необходимых для успешного осуществления ими будущей профессиональной деятельности.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Назовите теорию возникновения физической культуры, в основе которой лежит трудовая деятельность; кратко охарактеризуйте ее и назовите авторов этой теории.
Поясните, чем теория игры отличается от теории магии; о чем свидетельствуют эти теории.
Перечислите пять видов спорта, которые зародись в первобытно-общинном строе
Назовите событие, произошедшее в 1701 г. В Москве в школе математических и навигационных наук
Перечислите виды гимнастик, распространенные в Новое время в Европе.
Назовите основные задачи Олимпийского движения.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание