1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
В Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015гг.», которая раскрывает важнейшие функции физической культуры и спорта и нацеливает российское общество на выполнение целого ряда задач.
В программе отмечается, что: а) спорт – один из факторов, обеспечивающих безопасность и стабильность развития государства; б) занятия детей и других категорий населения физической культурой и спортом являются важными средствами сохранения уровня здоровья и физической работоспособности граждан; в) физическая культура – важнейшее средство профилактики негативных явлений, связанных с курением, алкоголизацией и наркоманией и др.
Эта программа ставит перед российским обществом ряд задач, основными среди которых являются:
1. Повышение интереса населения России к занятиям физической культурой и спортом;
2. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;
3. Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
4. Развитие материально-технической базы спорта высших достижений и подготовки олимпийского резерва.
Эти задачи могут реализовать должны различные специалисты в области физической культуры и спорта: учителя физической культуры, тренеры различных видов спорта, преподаватели лечебной физической культуры, инструкторы по туризму, спортивные менеджеры и др.
Подготовка специалистов для системы физической культуры осуществляется в образовательных учреждениях. Выделяют следующие этапы этой подготовки:
1. Среднее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.
2. Высшее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.
4. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов по физической культуре и спорту).
4. Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).
Пропедевтической базой профессионального физкультурно-педагогичес-кого образования является система начального физкультурного образования, к которой относят детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные детско-юношеские школы Олимпийского резерва (СДЮШОР), спортивные клубы, спортивные секции по различным видам спорта. Ее основной целью является пробуждение интереса школьников к физической культуре и их оздоровление. Профессиональная жизнь многих выпускников учреждений системы начального физкультурного образования будет связана со сферой физической культуры и спорта: кто-то из них достигнет определенных результатов в спорте высших достижений, кто-то станет тренером, преподавателем физической культуры. Для другой части выпускников ДЮСШ и СДЮШОР занятия в спортивных школах станут источником любви к активному и здоровому образу жизни (К какой из указанных групп юных спортсменов Вы могли бы себя отнести? В каком учебном заведении Вы получили допрофессиональное физкультурное образование?)
Среднее профессиональное физкультурное образование получают студенты техникумов физической культуры и медицинских училищ со спортивным уклоном. Их выпускники имеют право работать помощниками тренера, помощниками воспитателя в спортивных лагерях, плавруками и физруками в детских оздоровительных лагерях, массажистами в спортивных командах, инструкторами по лечебной физической культуре в оздоровительных группах при спортивных учреждениях и предприятиях, помощниками инструктора по туризму и др.
В настоящее время учебные заведений среднего профессионального образования (СПО) спортивного профиля преобразованы в довузовские факультеты. Они объединены в интегрированную образовательную систему с факультетами физической культуры и спорта, (физического воспитания) педагогических вузов. Это позволяет выпускникам учреждений СПО продолжить обучение и повысить свою квалификацию по своей профессии на дневном или заочном отделении профильного вуза.
Высшее профессиональное образование в области физической культуры осуществляется в вузах (педагогических институтах, университетах и др.), где есть факультеты физической культуры и спорта. Основная цель высшего педагогического образования – подготовка кадров высшей квалификации на уровне бакалавра, специалиста или магистра. В сфере физкультурно-педагогического образования основным является уровень специалиста, а достижение уровня магистра можно считать одной из форм повышения квалификации.
В ходе высшего физкультурно-педагогического образования выпускники вузов могут получить специальности учителя физической культуры; тренера по разным видам спорта; инструктора по адаптивной физической культуре для проведения занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья; спортивных менеджеров; инструкторов по спортивному туризму; психологов в области спортивной психологии и др.
Эти специальности студенты осваивают на уровне специалитета. Они обучаются в вузе в течение пяти лет на дневном (очном) отделении или 5-5.5 лет – на заочном или вечернем отделении (Назовите пять видов учреждений, в которых могут работать специалисты с высшим физкультурно-педагогическим образованием).
На факультетах физической культуры и спорта студенты выполняют разные виды деятельности важнейшими, среди которых являются спортивная, учебная и научно-исследовательская.
Большую роль в процессе обучения студентов играет научно-исследова-тельская работа. На младших курсах она реализуется в научных студенческих кружках в форме написания рефератов, докладов и др. На старших курсах эта работа включает исследования в форме курсовых, выпускных квалификационных работ и предполагает участие в студенческих и других научно-практических конференциях.
При организации научно-исследовательских студенческих работ учитывается: а) спектр решаемых научно-практических проблем в соответствии с наличием физкультурно-педагогических специальностей и специализаций; б) фундаментальность научных исследований и их инновационность; в)профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава данного вуза; г) учет мирового и иного передового научного опыта; д) внедрение полученных результатов (Приведите названия двух видов вашей учебной деятельности, которые вы считаете исследовательской).
Дополнительное профессиональное образование. Его целью является либо расширение и углубление знаний в конкретной профессии, либо приобретение новых профессиональных знаний в сфере физической культуры и спорта, либо приобретение более высокого уровня в вертикали научного образования в данной сфере.
В системе физкультурно-педагогического образования можно выделить несколько разновидностей дополнительного профессионального образования. Одной из них является получение дополнительной специальности, например, учитель физической культуры приобретает специальность инструктора по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму или специализацию тренера по единоборствам или аэробике и фитнесу.
Другой разновидностью этого вида образования является систематическое прохождение курсов повышения квалификации по той специальности, по которой он работает в учебном заведении; в этом случае специалист осваивает передовой опыт и новые научные достижения в области своей профессиональной деятельности, которую он осуществляет повседневно. Третьей разновидностью является повышение уровня его квалификации посредством обучения в аспирантуре или докторантуре.
Педагог, владеющий несколькими смежными специальностями, имеет больше возможностей для успешного карьерного роста в сфере своей деятельности.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется в разных формах, одной из которых является самообразование. В этом случае специалист самостоятельно систематизирует, корректирует свои знания, углубляет их. Самообразование является обязательным компонентом деятельности любого специалиста. (Назовите пять источников информации, которые специалист в области физкультурно-педагогического образования может использовать для самообразования)
Специфика сферы физической культуры состоит в том, что кроме теоретических знаний, педагог по ФК должен постоянно совершенствовать свои физические кондиции. Для этого он должен заниматься спортом сам, а также самостоятельно и вместе со своими воспитанниками принимать участие в спортивных соревнованиях участвовать в творческих мастер-классах своих коллег. (Считаете ли Вы необходимым, чтобы педагог рассказывал ученикам о своих спортивных достижениях? Для чего, на Ваш взгляд, это может быть нужно?).
Дополнительное профессиональное образование может осуществляться как в рамках физкультурно-педагогического образования, так и в иной профессиональной сфере в области педагогики, психологии, спортивной медицины, менеджмента или других сфер профессиональной деятельности. Последнее происходит при невозможности найти сферу приложения своим профессиональным качествам (что вполне возможно в современных социально-экономических условиях; это нежелательно для специалиста, но вполне возможно). Дополнительное профобразование может осуществляться как параллельно получению высшего образования, так и на послевузовском этапе.
П о с л е в у з о в с к о е профессиональное образование, как правило, осуществляется через несколько лет (самое большее – через 5 лет) или раньше (сразу после окончания вуза). Сведения о его формах приведены в табл. 1.
Цель послевузовского физкультурно-педагогического образования состоит в повышение качества работы специалистов за счет освоения специалистами достижений в области физкультурно-педагогической науки и практики.
Для повышения квалификации специалистов физкультурно-педагогичес-кого профиля организуются курсы повышения квалификации различной направленности и продолжительности. Эти курсы необходимо проходить систематически не реже одного раза в пять лет, в рамках требований систематической аттестации.
Таблица №1
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание