logo
введ теор 13

Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры

Педагогическая теория физического воспитания зародилась в Древней Греции. В трудах философа-идеалиста Платона (427 – 347 гг. до н.э.) обоснована теория гармонического развития духовных и физических качеств личности рабовладельца. Платон обосновал идею о государственной системе воспитания, и мысль о том, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект только тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.

Крупнейший ученый философ древности, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

Крупнейший чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670 гг.) в своих трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», и др.) показал необходимость развития физического воспитания. В его работе «Великая дидактика» показано, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только помогают сохранению здоровья, но и способствуют преодолению усталости, связанной со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил педагогам использовать перемены и часть послеобеденного времени для занятий физическими упражнениями, для тренировок и воспитательной работы. Большое внимание Я.А Коменский уделял формированию системы физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, плавание, борьба, попадание копьем в кольцо и др. (В чем состоят особенности системы физического воспитания Я.А. Коменского?)

Мыслители эпохи Возрождения развивали идеи античных мыслителей о пользе физической культуры в разных сферах жизни человека. Для этого они создавали идеал общества, в котором всегда находилось место для физической активности граждан.

В «Телемской обители», Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) описал образец идеального общежития. «Обитель» в качестве основных сооружений имела бассейн, баню и стадион. Физическое воспитание осуществлялось в школе, в которой оно занимало равноправное место наравне с другими предметами, при этом воспитанники обладали достаточной силой и ловкостью.

В книге «Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) изобразил идеальное государство, у жителей которого умственное образование сочетается с физическим и нравственным воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщины были равноправны, освобождены от тяжелого физического труда, дети с двух лет занимались физическими упражнениями, он описал эти упражнения и рекомендовал правила нравственной гигиены и здорового режима жителям города Солнца.

В работе «Об искусстве гимнастики» И. Меркуриалиса (1530–1606 гг.) физические упражнения подразделяются на три группы: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые») и атлетические («ложные»). Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. И. Меркуриалис рекомендовал использовать физическую культуру для воспитания у молодежи изящных манер и нравственных качества.

Выдающийся английский философ-материалист и педагог Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – представитель теории утилитаризма, руководящим принципом воспитания в которой является принцип полезности. Поэтому он уделяет большое внимание физическому развитию детей, заботе об укреплении их здоровья. Так как Дж. Локк писал о воспитании «джентльмена», то он придавал большое значение выработке изящных манер и навыков вежливого поведения.

Свои педагогические взгляды Дж. Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1639). Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здоровом теле, что помогает человеку достичь личного благополучия. Он был сторонником жесткого режима, закаливания организма и здорового воспитания. Дж. Локк рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плавание, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело.

Педагоги и философы Нового времени активно изучали естественно научные закономерности физического и нравственного развития ребенка.

Основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей является Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.). Его педагогические идеи изложены в романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы его воспитания.

Он рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки – все это должно достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод.

Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, но в отношении воспитания девочек он придерживался, в основном, традиционной точки зрения. Он считал, что им не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, об их физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства (Чем система физического воспитания Ж.Ж Руссо отличается от таковой, предложенной Я.А. Коменским?).

В работах крупнейшего швейцарского педагога И. Песталоцци (1746 – 1827 гг.) отстаивается идея единства умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.

Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и др.

Песталоцци делил все упражнения на игры, элементарные движения и сложные. Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци. (Чем система физического воспитания И. Песталоцци отличается от таковой, предложенной Ж.Ж Руссо?).

В теорию физического воспитания большой вклад внесли и российские ученые. Вопросы физического воспитания были рассмотрены в работах Николая Гавриловича Чернышевский (1828 – 1889 гг.) и Николая Александровича Добролюбов (1836 – 1861 гг.).

Они считали, что гармоническое развитие должно осуществляться за счет умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспитания они относили гигиену, народные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание. Главным средством физического воспитания, по их мнению, считался труд.

Большое значение физическому воспитанию придавал Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870 гг.). Определяя средства физического воспитания детей и подростков, он ориентировался на принципы народности, считал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом.

В теорию физического воспитания большой вклад внесли работы Дмитрия Ивановича Писарева (1840 – 1868 гг.), в которых рассмотрены проблемы применения средств физического воспитания для оздоровления и закаливания детского организма.

Классиком теории и практики физического воспитания является Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909). Он считал, что основу научной теории физического воспитания составляют знания в области анатомии и физиологии человека. Его теория изложена в работах: «Основы естественной гимнастики», «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и др. П.Ф Лесгафт утверждает ведущую роль физиологических закономерностей в организации системы физического воспитания человека, доказывает необходимость физвоспитания как средства формирования гармоничного развития человека, ведущую роль сознания в развитии качеств личности и т.д. Он считал, что учебный материал системы физического образования охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, метание, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.

Им доказана важность применения в физическом воспитании общепедагогических принципов постепенности, последовательности, учета возрастных особенностей человека, и т.д. Однако, П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показательных выступлений. (В чем состоит новизна взглядов П.Ф. Лесгафта по сравнению с другими учеными в области теории физического воспитания (одно положение)).

Современные ученые, занимающиеся проблемами физического воспитания, продолжают традиции великих педагогов прошлого и работают над решением педагогических и психологических проблемам, возникающих в сфере физической культуры.