2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
Закономерности процесса обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Компетентный педагог по физической культуре должен очень хорошо их понимать, чтобы планировать свою работу, ориентируясь на конкретный результат. Общепедагогические закономерности присущи всем видам педагогического процесса. К ним, в частности, относятся: 1) воспитывающий характер обучения; 2) целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта; 3) соответствие целей ученика целям учителя.
В сфере физической культуры существуют внешние и внутренние закономерности педагогического процесса. Внешние – показывают взаимосвязи педагогического процесса с социальными, природными другими внешними условиями его протекания. К таким условиям относится социальный идеал здорового и красивого человека в современном обществе, общественное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, уровень развития современного спорта высших достижений и др. Внутренние закономерности показывают то, каким образом взаимосвязаны явления и процессы внутри педагогического процесса по физической культуре.
Рассмотрим некоторые наиболее важные внешние закономерности педагогического процесса в сфере физического воспитания.
1. Общепедагогическая закономерность: цель физического воспитания зависит от: а) уровня и темпов развития общества, отношения общества к ценности здоровья; б) потребностей и возможностей общества в отношение физического и иного гармонического развития каждого человека; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики в сфере ФК.
2. Психологическая закономерность: продуктивность обучения зависит от интереса обучающихся к спорту и к познавательной деятельности.
3. Социологическая закономерность: физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека находится в зависимости от физического и интеллектуального развития других членов общества, с которыми он взаимодействует (Назовите людей, которые оказали наибольшее влияние на ваше физическое, духовное и интеллектуальное развитие).
Ко внутренним закономерностям педагогического процесса в сфере физической культуры можно отнести:
1. Дидактическую закономерность: результаты физического воспитания зависят от продолжительности и регулярности занятий.
2. Организационную закономерность: результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к труду, то есть трудолюбие и волевые качества необходимы для достижения высоких результатов в спорте.
3. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина новых достижений воспитанника (спортивных, интеллектуальных, нравственных и т.д.) на всех последующих этапах зависит от его предыдущих достижений.
4. Закономерность развития организма и личности в педагогическом процессе. Темпы и уровень развития зависят от наследственности, физического состояния, психофизиологических особенностей, пола, возраста воспитанника – с одной стороны, и от воспитательной среды, включения его в спортивную и учебную деятельность – с другой.
5. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности взаимодействия между тренером и воспитанниками, а также от характера и обоснованности воспитательных воздействий преподавателя.
6. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогической деятельности зависит от качества чувственного восприятия учебного материала (основным методом в физкультурном обучении рассказ-показ»), от логического осмысления воспринятого (от понимания физиологических механизмов и техники физических упражнений) и от практического применения осмысленного, основанного на психофизиологических механизмах, на волевых и иных личностных качествах, на мотивации и самочувствии воспитанника. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение в учебно-воспитательном процессе по ФК, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. (Проясните, какое значение в физкультурно-педагогической деятельности имеет понимание тренером техники выполнения двигательных действий?);
7.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебной деятельности воспитанников.
Охарактеризованные закономерности не исчерпывают все связи, действующие в педагогическом процессе по физической культуре. Для организации профессиональной деятельности педагога большое значение имеют взаимосвязи между отдельными компонентами и явлениями педагогической практики. Это частные закономерности. К ним относятся, например:
Любовь к здоровому образу жизни.
Воспитывающий характер обучения.
Целенаправленное взаимодействие обучающего, обучающегося и изучаемого предмета.
Соответствие целей ученика и целей учителя. И многие другие.
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности и помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы физического воспитания являются обязательными для выполнения, равнозначны между собой и должны применяться педагогом комплексно.
Приведем некоторые из них.
1.Принцип гуманистической направленности физического воспитания выражает необходимость сочетания целей общества в сфере спортивной деятельности и личностных целей воспитанника. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне физически и интеллектуально развитой личности.
Для того чтобы реализовать принципы физического воспитания в своей работе, педагог должен выполнять правила, которые для каждого принципа свои. Указанный принцип гуманистической направленности физического воспитания, например, требует выполнения следующих правил:
1.1. Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
1.2. Уважения к позиции воспитанника, права человека быть самим собой;
1.3. Постоянной диагностики индивидуальных особенностей организма и личности воспитанников;
1.4. Изучения отношения учащихся к жизни, труду, к спорту и т.д.;
1.5. Привлечение каждого воспитанника к посильной и все усложняющейся деятельности, обеспечивающей развитие личности.
2. Принцип осознанности процесса и результатов обучения и активности учащихся. Преподаватель так строит учебный процесс, чтобы участие в нем каждого из занимающихся было осознанным и активным. Естественным проявлением активности занимающихся может быть их желание стать призером или чемпионом тех или иных (пусть даже небольших) соревнований (Приведите три примера проявлений активности у воспитанника спортивной секции по вашему виду спорта).
Для повышения осознанности обучения и активности учащихся преподаватель должен выполнить следующие правила:
Четко поставить задачу и объяснить, в чем важность ее решения;
Указать основные пути решения задачи;
Указать, каковы закономерности выполнения данного движения и критерии его оценки;
Ограничить объем знаний, необходимых для решения задач данного урока (тренировки, мероприятия и т.д.), т.к. избыток сведений об изучаемом практическом материале может не только не помочь, но и повредить обучению.
3.Принцип наглядности. Состоит в требовании к педагогу создавать представление занимающихся об изучаемом предмете, максимально включая в педагогический процесс различные виды ощущений. Это означает, что дать представление, например, об изучаемом двигательном действии, ошибках при выполнении упражнения можно различными способами: показать учебный фильм, показать, как это выполняется другими спортсменами, объяснить словесно, дать письменное описание движения; показать схему, предоставить ему возможность самому выполнить движение и т.д. Принцип наглядности осуществляется тем полнее, чем больше органов чувств занимающихся участвует в восприятии изучаемого предмета (Укажите правила, которые, по вашему мнению, должен выполнять тренер, чтобы реализовать принцип наглядности).
4.Принцип систематичности и системности в физкультурном образовании. Этот принцип предполагает постепенность нарастания трудности учебного материала. Осуществлять принцип систематичности в спорте – значит организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия на высоком научно-методическом уровне, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания. Новый учебный материал должен основываться на хорошо освоенном пройденном материале и способствовать его закреплению и совершенствованию.
Для успешного осуществления этого принципа следует выполнять такие правила:
Весь учебный материал надо объединить в систему, легко разделяемую на части;
Планировать изучение данной системы, чередуя периоды деятельности по усвоению учебного материала с периодами его закрепления (повторения), участия в соревнованиях;
Обеспечивать регулярность занятий и т.д.
5.Принцип доступности. Это требование к педагогу проводить учебные занятия на уровне посильной трудности для каждого учащегося. Посильная трудность обучения означает, что все его компоненты доступны для учащихся (основываются на имеющихся знаниях и жизненном опыте); достаточны (способствуют переходу учащихся на более глубокий уровень развития организма и личности); необходимы для их развития.
В тех случаях, когда учебный материал легко разделяется на части (как при изучении основ техники), его распределение по принципу «от простого – к сложному», «от известного – к неизвестному» обеспечивает доступность в обучении.
В сфере обучения двигательным действиям реализация принципа доступности требует соблюдения, в частности, следующих правил:
Специфика и сложность двигательной задачи должны соответствовать физической подготовленности учащегося;
Обучающийся должен понимать логику изучаемого двигательного действия;
Учащиеся должны быть готовы к работе с учебным материалом и т.д.
6.Принцип прочности – учебный материал должен быть освоен и закреплен, иначе в дальнейшем его нельзя будет расширить и усовершенствовать. Принцип прочности предполагает поэтапное закрепление материала в ходе учебного процесса. Искусство тренера заключается в умении подобрать комплекс по возможности разнообразных упражнений, способствующих закреплению освоенного навыка.
Тренеру необходимо помнить, что принцип прочности, основанный на способности занимающихся закреплять приобретенные навыки, одинаково распространяется и на закрепление неправильно освоенных навыков. Поэтому важно прежде, чем приступать к упражнениям, способствующим закреплению навыков, убедиться, что эти навыки являются необходимыми, целесообразными и правильными.
Для успешного осуществления принципа прочности необходимо соблюдать следующие правила:
Переходить к изучению нового материала только тогда, когда хорошо освоен предыдущий;
Разнообразить занятия на этапе освоения данного учебного материала;
Постепенно усложнять условия выполнения упражнений (трудность, длительность, интенсивность и т.п.).
7.Принцип общественной направленности физического воспитания.
Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога по ФК задачам физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией развития спорта в России и направляет деятельность учителей и тренеров на формирование социально необходимого типа личности.
Спорт учит молодых людей принимать на себя ответственность за себя, за судьбу команды. Признаками реализации этого принципа тренером или педагогом по ФК становится желание спортсмена отстаивать честь школы, города, своей команды на соревнованиях, доброжелательное отношение к другим членам команды, когда интересы команды ставятся выше собственных. Выполнение заданий тренера на пределе своих возможностей, отсутствие заносчивости при победе на спортивных соревнованиях также показывают успешность реализации тренером указанного принципа. К таким признакам еще относится и внимательное отслеживание спортивных новостей не только в отношении любимого вида спорта, но и в отношении других видов, эмоциональное переживание выступления одноклубников, российских спортсменов на соревнованиях.
Для того, чтобы этого достичь педагог по физической культуре должен:
7.1. Иметь программу формирования «спортивного характера у воспитанников»;
7.2. Привлекать воспитанников к реальной спортивной деятельности;
7.3. Оперативно знакомить учащихся с успехами спорта высших достижений, обращая их внимание на общественную значимость спорта.
8.Принцип опоры на положительное в физическом воспитании. Педагог по физической культуре должен выявлять положительное в воспитаннике и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Особое значение этот принцип имеет в работе преподавателя адаптивной физической культуры и инструктора по рекреации и лечебной физической культуре. Эти специалисты имеют дело с людьми, у которых снижена работоспособность и эмоциональный фон, с людьми больными, с лицами в состоянии переутомления. Такие люди неуверенны в себе и в том, что они смогут заниматься спортом и что это будет для них полезно.
Показателями следования учителя и тренера принципу опоры на положительное в физическом воспитании является улучшение настроения занимающихся, стремление их к общению. В выполнении отдельных упражнений при реализации этого принципа, воспитанники могут начать проявлять творческий подход, предлагать тренеру свои варианты решения задач спортивной деятельности.
9.Принцип единства воспитательных воздействий требует координации усилий педагогов, семьи и общественности. Он подразумевает совместную деятельность учителей ФК, учителей других предметов, спортивных организаций и семьи по отношению к физическому развитию воспитанника.
Если мнения учителя и родителей ученика по поводу его спортивной деятельности противоречат друг другу, то воспитанник начинает испытывать психические и физические перегрузки, так как не знает, кому верить, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильное мнение.
В сфере физической культуры показателями реализации этого принципа являются: положительный эмоциональный фон занятий (уроков, мероприятий), снижение количества межличностных конфликтов в команде, группе, классе. При выполнении упражнений воспитанники, по отношению к которым был реализован это принцип, показывают готовность к освоению и выполнению двигательных действий, уверенность в этих действиях. Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия (Приведите три примера ситуаций взаимодействия учащихся их родителей и учителя физической культуры, в которых реализуется указанный принцип).
10. Принцип формирования здорового образа жизни заключается в требовании к педагогам формировать мировоззрение учащихся, в котором желание вести здоровый образ жизни и необходимые для этого знания и умения.
Этот принцип в своей работе кроме учителей физической культуры реализуют различные специалисты - классные руководители, учителя биологии, медицинские работники учебных заведений. Каждый делает это своими методами, но только методы учителя физической культуры позволяют сформировать практические навыки здорового образа жизни.
Положительный результат действия дидактических принципов всегда проявляется в их единстве.
Каждая система физического воспитания, каждая авторская технология подразумевает наличие своих требований, то есть, другими словами, собственных частно дидактических принципов.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Кратко охарактеризуйте действие психологической закономерности в педагогическом процессе по физической культуре и спорту.
Назовите социальные группы, в общении с которыми происходит формирование учителя физической культуры согласно социологической закономерности педагогического процесса. Ответ обоснуйте.
Сравните способы реализации закономерности развития организма и личности в педагогическом процессе учителем физической культуры и педагогом по биологии.
Приведите примеры ситуаций, в которых педагог по физической культуре реализует закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Поясните требование равнозначности принципов обучения, укажите его важность в учебном процессе по физической культуре.
Назовите правила, которые способствуют реализации принципа формирования здорового образа жизни педагогом по физической культуре.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание