1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
В процессе освоения профессиональных и других компетенций, характерных для высшего физкультурно-педагогического образования студенты вузов физической культуры изучают различные учебные дисциплины, которые содержатся в пяти блоках: общекультурном, медико-биологическом, предметном, теоретико-методическом и психолого-педагогическом. Рассмотрим краткую характеристику этих блоков и учебных дисциплин, их образующих.
1. Общекультурный блок.
Он включает в себя философию, концепции современного естествознания, органическую химию, информатику, математику, русский язык и культуру речи, иностранный язык, экономику, социологию и культурологию. Эти учебные дисциплины являются общеобразовательными; при их изучении продолжается формирование социокультурного ядра личности (мировоззрение, расширение научного и эстетически-культурного кругозора и др.) единой научной картины мира, развиваются различные виды мышления и другие важные качества личности. Кратко рассмотрим роль отдельных учебных дисциплин данного блока
1.1. Философия
С древнегреческого – любовь к мудрости. Ее часто называют «матерью всех наук», так как способствует социально-сообразной ориентации индивида в общественных ценностях, определении смысла жизни и способов познания разных событий и явлений. Будущим специалистам в области физической культуры и спорта философия даст возможность обобщать знания о социуме, социально обоснованно находить способы разрешения сложных жизненных ситуаций, правильно оценить свое место в социуме. (Приведите два примера высказываний великих философов о пользе физической культуры и об учителях, иллюстрирующих роль философии в вашей будущей деятельности).
1.2. Концепции современного естествознания (КСЕ)
Эта учебная дисциплина предмет раскрывает на концептуальном уровне важнейшие аспекты естественных и, частично, гуманитарных наук, позволяет продолжить формирование единой научной картины, показывает роль естественных наук в научно-техническом прогрессе, определяющем развитие современной цивилизации. Ее изучение интегрирует представления студентов о естественнонаучной и гуманитарной культурах, актуализирует их знания в области физики, химии и биологии (Докажите значение КСЕ в формировании специалиста физкультурно-педагогического профиля).
1.3. Органическая химия с основами биохимии
Эта учебная дисциплина, характеризует роль знаний основ химических процессов, протекающих в живых организмах, в том числе и в организме людей, включая тех, которые занимаются физической культурой и спортом. Опираясь на знание основ биохимии, специалисты в области физической культуры и спорта могут корректировать процессы, связанные с получением физической нагрузки, будут способны рационально обосновать здоровое и специальное питание. Они смогут грамотно проводить работу с обучающимися по проблемам обмена веществ в организме и способам природосообразного его регулирования, а также повысит уровень их экологической культуры (Приведите примеры классов органических веществ, которые должны входить в рацион спортивного питания).
1.4. Математика
Данная учебная дисциплина в области физкультурно-педагогического образования позволяет расширить кругозор личности будущего специалиста и его способности логического познания, способствует формированию умений математически обработать и обосновать результаты своей деятельности (научной, спортивной и др.). Кроме того, математика позволяет формировать мыслительные процессы абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, обобщения и т.д.
1.5. Информатика
Эта учебная дисциплина относится к математическим наукам и способствует усвоению студентами компьютерных технологий в собственном образовании, а также при обучении воспитанников, с которыми они будут работать после завершения своего образования. Роль знания основ информатики на уровне пользователя в современной жизни (производственной, бытовой) трудно переоценить: компьютерные технологии широко применяются в педагогической деятельности, в том числе и в сфере физической культуры (Приведите три обоснованных примера использования компьютеров для освоения основ своей будущей профессиональной деятельности).
1.6. Культурология
Учебная дисциплина, изучающая закономерности науки, отражающей закономерности развития и функционирования культуры общества на разных этапах его развития. При ее изучении, у студентов формируются коммуникативные качества и эстетические особенности мировоззрения; расширяются представления о прекрасном дополнительно развиваются мыслительные операции логики, сравнения, обобщения и др. Специалистам в области физкультурно-педагогического образования знание культурологи позволит расширить свой этический и эстетический кругозор (Поясните на двух обоснованных примерах ситуации, где педагог по ФК может применять знания культурологии).
1.7. Русский язык и культура речи
Изучение этой учебной дисциплины необходимо для любого специалиста с высшим образованием и, особенно педагогу, так как любой педагог (в том числе и тот, который связан с деятельностью в области физического воспитания) должен обладать грамотной, культурной речью для того, чтобы убедить собеседника в беседе, споре и т.д., донести неискаженную информацию, способствовать формированию у своих воспитанников навыков грамотной речи, социально обоснованного поведения и др.
1.8.Иностранный язык
Данная учебная дисциплина представляет большой интерес для любого индивида, в том числе и для специалиста в области физической культуры и спорта. Знание иностранного языка обеспечивает возможность интернационального общения, что очень важно для спортсменов любого уровня, выезжающих за рубежи своей страны. Кроме этого, знание иностранного языка позволяет ознакомиться с достижениями специалистов других стран в любой научно-профессиональной деятельности (Приведите два примера жизненных ситуаций, когда тренеру необходимо знание иностранного языка).
1.9. Экономика
Учебная дисциплина, изучающая закономерности (общие и частные) управления хозяйством любого уровня иерархии (государства, региона, предприятия и др.) это наука о том, как люди выбирают способы использования материальных ресурсов для различных целей. Она предшествует изучению учебной дисциплины «Экономика в спорте», где будущие специалисты в области физической культуры и спорта получают более углубленные знания по экономической организации спортивной деятельности (тренировочного процесса, сборов, соревнований, спортивных праздников, походов и др.). (Приведите три примера экономических вопросов, которые решает тренер спортивной секции)
1.10. Социология
Относится к общественным учебным дисциплинам и отражает особенности человеческого общества, систем, его составляющих, закономерности его функционирования и развития. Изучая эту дисциплину, студенты факультета физической культуры учатся разбираться в национально-политических и иных общественных процессах, что важно для педагога, организующего свою деятельность в разнообразных социальных группах (Докажите важность знания основных закономерностей социологии для учителя физической культуры).
Рассмотрев краткую характеристику учебных дисциплин общекультурного блока необходимо отметить в а ж н о с т ь и н е о б х о д и м о с т ь изучения этих дисциплин, так как они обеспечивают формирование социокультурного ядра личности (мировоззрения и др.) специалистов в области физкультурно-педагогического образования способствуют формированию социально-обоснованного отношения к общественным ценностям (здоровье, красота, труда, природы, познания и др.). При изучении этих учебных дисциплин студенты развивают свои познавательные интересы, мышление, внимание, память, воображение, коммуникативные и креативные качества личности, создается для научной аргументации, культурного общения, ориентации в природных и социальных явлениях.
2. Медико-биологический блок.
Этот блок учебных дисциплин включает: анатомию, физиологию и гигиену человека; спортивную медицину, лечебную физкультуру, массаж.
Целью изучения учебных дисциплин этого блока является формирование компетенций, позволяющих будущему специалисту в области физической культуры и спорта самому вести здоровый образ жизни и формировать его у своих воспитанников, проводить мониторинг их физического состояния, оказывать им при необходимости доврачебную помощь.
2.1 – 2.3. Анатомия, физиология и гигиена человека
Это единый блок трех учебных дисциплин, которые формируют профессиональные компетенции специалиста в области физического воспитания, так как они посвящены изучению строения организма человека, его функционирования и оздоровления в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Без знания особенностей строения опорно-двигательного аппарата, кровеносной нервной и других систем организма человека, их строения и функций, а также и гигиены практически невозможно оптимально осуществлять спортивную деятельность, планировать физические нагрузки. Изучение основ гигиены позволяет специалисту, связанному с физкультурно-педагогическим образованием обоснованно использовать гигиенические правила в своей деятельности (Нужно ли спортсмену знать основы анатомии, физиологии и гигиены человека; почему?).
2.4 – 2.5. Спортивная медицина и массаж
Учебная дисциплина, посвященная изучению основ медицинской науки, изучающей определение состояния здоровья, особенностей физического развития и функционального состояния систем организма индивидов, занимающихся физической культурой и спортом, а также диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний этих индивидов. Спортивный массаж является одним из способов активизации, релаксации и коррекции здоровья спортсмена, специфика которого состоит в использовании механического и рефлекторного воздействия на тело человека.
Применяя знания, полученные при изучении данных учебных дисциплин, специалист в области физкультурно-педагогического образования сможет компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это важные в профессиональном отношении учебные дисциплины, так как они изучают динамику физического развития лиц занимающихся спортом, а также предотвращение негативных последствий от нее.
2.6. Лечебная физкультура (ЛФК)
Данный комплекс учебных дисциплин тесно взаимосвязан и имеет большое значение в подготовке специалистов в области физкультурно-педагогического образования. ЛФК является учебной дисциплиной, которая изучает теоретические основы и практическое использование физических упражнений в лечении различных заболеваний (Поясните, почему тренеру необходимо знание основ спортивной медицины и ЛФК).
В ходе изучения всех указанных медико-биологических предметов студенты познают физиологические процессы, происходящие при занятиях физической культурой, медицинские основы здоровья и здорового образа жизни людей, входящих в разные возрастные группы, как здоровых, так и имеющих различные заболевания.
Рассмотренные особенности учебных дисциплин медико-биологического блок блока показывают, без освоения основ этих дисциплин невозможно грамотно и осмысленно осуществлять профессиональную деятельность в данной области.
3. Предметный блок учебных дисциплин физкультурного образования
Этот блок учебных дисциплин включает комплекс легкоатлетических дисциплин, спортивные игры (командные виды спорта), гимнастику, спортивный туризм, плавание и методику изучения перечисленных дисциплин. Названные учебные дисциплины являются базисом (основой) формирования профессиональных компетенций специалистов в области физкультурно-педагогического образования, чем и определяется основная цель их изучения.
В образовательных программах разных физкультурно-педагогических специальностей эти спортивные дисциплины представлены в различных объемах и сочетании. Рассмотрим особенности некоторых из них.
3.1. Легкая атлетика и методика обучения
Она представляет собой комплекс, пяти учебных дисциплин: бега, ходьбы, прыжков (в длину и высоту), метания, толкание ядра, и методики их изучения. При изучении этих дисциплин студенты осуществляют деятельность по теоретическому и практическому освоению этих видов спорта, их воздействию на организм человека, и особенностям обучения этим видам спорта других (детей, взрослых, учащихся, студентов и т.д.). (Назовите качества личности, развитию которых способствуют занятия легкой атлетикой).
3.2. Спортивные игры и методика обучения
Эта учебная дисциплина посвящена изучению командных видов спорта: баскетбола, волейбола, водного поло, гандбола, футбола хоккея (на траве и с мячом), бадминтона, настольного тенниса, и др. Изучая ее, студенты осваивают теоретические и практические основы этих видов спорта, особенности их воздействия на организм человека и методику обучения командным видам спорта. При этом у студентов формируются и развиваются важнейшие качества личности, к которым относятся ответственность перед командой за свои действия, честность, коллективизм, коммуникативные умения.
3.3. Гимнастика и методика её изучения
Как учебная дисциплина гимнастика изучает особенности спортивной деятельности, связанной с упражнениями на снарядах (брусьях, кольцах и др.), вольными упражнениями, упражнениями с предметами (скакалкой, обручем, лентой) и опорными прыжками. Гимнастические упражнения весьма многообразны, поэтому гимнастику подразделяют на оздоровительную, спортивную, художественную и др.
Изучая эту учебную дисциплину, студенты осваивают теоретические и практические основы гимнастических видов спорта, особенности их воздействия на организм человека и методики обучения (Какие качества личности формируются у занимающихся гимнастикой; ответ обоснуйте).
3.4. Спортивный туризм
Эта учебная дисциплина изучает теоретические и практические основы спортивной деятельности, связанной с соревнованиями на маршрутах, включающих преодоление препятствий в природной среде и на искусственном рельефе. Кроме этого, студенты знакомятся с воздействием спортивного туризма на организм человека и осваивают методику его изучения в различных образовательных учреждениях (Назовите качества личности, формированию которых способствуют занятия туризмом; ответ обоснуйте).
3.5. Плавание и методика его изучения.
Данная дисциплина отражает теоретические и практические особенности различных видов плавания, водного поло, прыжков в воду и др. В ее состав входит изучение влияния плавания на организм человека и методика обучению плаванию (Почему обучение плаванию является необходимым компонентом формирования компетентного специалиста физкультурно-педагогического образования?).
Подводя итог рассмотрения особенностей дисциплин «предметного блока учебных дисциплин физкультурного образования» необходимо отметить его особое место среди других блоков. Невозможно научить тому, чего не знаешь сам, а специальные навыки и умения в области физической культура и спорта являются тем, без чего принципиально невозможна деятельность специалиста в физкультурно-педагогическом образовании. Следует отметить, что важно не только то, что специалист умеет (плавать, бегать, играть в футбол и т.д.); он должен уметь научить этому других людей, то есть важно овладеть методикой обучения тому или иному виду спорта.
4 - Блок теоретико-методических дисциплин.
Он включает в себя теорию и методика физической культуры; историю физической культуры и спорта; основы спортивного менеджмента; социологию ФК и спорта; экономику в сфере физической культура; биомеханику и спортивную метрологию. Рассмотрим важнейшие особенности этих дисциплин.
4.1 Теория и методика физической культуры
Эта учебная дисциплина, позволяет студенту понять сущность физической культуры как социального и педагогического явления, уяснить взаимные связи общей и физической культуры человека. Изучая эту дисциплину, студенты получают знания о видах физических упражнений, о технике их выполнения, о нагрузке и отдыхе как компонентах спортивной деятельности. В рамках этой дисциплины они осваивают методы овладения двигательными действиями; способы совершенствования двигательных способностей: силовых, скоростных, координационных и тех, которые направлены на развитие выносливости и гибкости.
4.2 История физической культуры и спорта
В рамках этой учебной дисциплины студенты изучают основные вехи в становлении и развитии различных видов спорта, история Олимпийского движения, современное состояние сферы физической культуры и особенности, разных физкультурно-спортивных движений. Изучение дисциплин 4.1 и 4.2 развивает кругозор студентов, повышает их мотивацию к овладению основ будущей профессии, способствует формированию мировоззрения и патриотизма.
4.3. Основы спортивного менеджмента
Эта учебная дисциплина посвящена рассмотрению теоретических и практических основ оптимального управления деятельностью различных учреждений и организаций физкультурно-спортивного профиля. Изучая ее, студенты приобретают знания и умения по управлению спортивными коллективами разного состава и личностью спортсмена в тренировочном процессе и в соревновательной деятельности, развивают умения самоуправления, необходимые в работе тренера и педагога по физической культуре. (Приведите примеры ситуаций, в которых тренера можно назвать спортивным менеджером. Какие знания основ менеджмента ему в этих ситуациях необходимы; ответ обоснуйте).
4.4. Социология физической культуры
В рамках этой учебной дисциплины студенты факультетов физического воспитания изучают закономерности науки о социальном мире и социальных взаимоотношениях (межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимодействия в социуме) на основе деятельности в области физкультурно-педагогического образования, физической культуры и спорта. Социология спортивной деятельности и физкультурно-педагогического образования создает основу реализации для построения социальных отношений в профессиональной и иной деятельности специалиста по ФК.
4.5. Экономика и право в сфере физической культуры
Эта учебная дисциплина, посвящена изучению особенностей управления хозяйственной деятельностью и правовых взаимоотношений в сфере физической культуры. Изучение этой дисциплины позволяет сформировать у студентов факультетов физкультуры основы правовой и экономической культуры с учетом специфики учреждений сферы физической культуры, спорта и физкультурного образования (Докажите необходимость изучения основ социологии, экономики и правоведения на факультетах физической культуры).
4.6. Биомеханика спорта.
В этой учебной дисциплине рассматриваются особенности работы биомеханического аппарата спортсмена (БАС), взаимодействия БАС с окружающей средой, спортивным инвентарем и механизмами. Изучение спортивной биомеханики позволяет повысить уровень мастерства спортсменов средствами создания оптимального спортивного инвентаря, механизмов, тренажёров, учитывающих строение тела человека и закономерности его поведения при движении. Специалистам в области физкультурного образования знания биомеханики спорта позволяют оптимально организовывать спортивные тренировки с учетом индивидуальных двигательные особенности воспитанников и получать высокие результаты.
4.7. Спортивная метрология
В рамках этой учебной изучает теоретические основы и практическое применение науки об измерениях (метрологии) в физической культуре и спорте комплексный медицинский контроль в физическом воспитании и использование его результатов в планировании подготовки спортсменов. Изучение основ спортивной метрологии способствует формированию профессиональных компетенций специалистов в области физкультурного образования, позволяющих осуществлять процедуры контроля эффективности своей деятельности в разных ее аспектах. (Перечислите виды измерений, которые проводятся в комплексном медицинском контроле в том виде спорта, тренером по которому вы хотели бы быть. Какие из этих измерений проводит тренер, кто проводит остальные измерения?).
Изучение учебных дисциплин теоретико-методического блока способствует созданию базы формирования у будущих специалистов в области физической культуры, спорта и физкультурного образования важнейших профессиональных компетенций в различных сферах их профессиональной деятельности, способствуют формированию мировоззрения, расширяют их кругозор, повышают мотивацию освоения ими инновационной деятельности.
5. Психолого-педагогический блок
Этот блок включает в себя следующие психологические (общую психологию, педагогическую психологию, экспериментальную психологию спорта, социальную психологию, основы специальной психологии.) и педагогические (введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры, общую педагогику, теорию обучения и педагогические технологии, теорию воспитания, историю образования и педагогической мысли, основы научно-методической деятельности, социальную и коррекционная педагогику) учебные дисциплины. Эти дисциплины формируют те профессиональные компетенции специалистов в области физкультурного образования, которые обеспечивают эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса: ОбучающийОбучающийся. Рассмотрим особенности некоторых дисциплин этого блока.
5.1. Введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры
Этот курс занимает особое место в системе учебных дисциплин, так как его основной задачей является ознакомление студентов с содержанием будущей профессиональной деятельности через краткую характеристику учебных дисциплин, изучаемых в высших физкультурно-педагогических учебных заведениях. Этот курс способствует формированию мотивации к образовательному процессу освоения общих и профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в сфере физического воспитания, спорта и физкультурного образования. Изучая этот курс, следует понять, что компетенция (в педагогическом смысле) – это способность, возможность и желание осуществлять определенный вид деятельности, а профессиональная компетенция в области физкультурного образования представляет собой способность, возможность и желание осуществлять виды деятельности, характерные для названной его сферы.
Психолого-педагогический блок можно условно подразделить на психологический и педагогический подциклы. Психологический цикл является базисом для педагогического.
Основополагающими учебными дисциплинами психолого-педагогического блока на факультетах физической культуры педагогических вузов являются психология физической культуры и педагогика физической культуры. Рассмотрим некоторые их особенности.
5.2. Психология физического воспитания и спорта
При изучении этой учебной дисциплины студенты осваивают закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта. В эту дисциплину входят разделы: психология спортсмена, психология тренера, психология учебной деятельности, психология спортивной деятельности и др.
5.3. Педагогика физического воспитания и спорта
В рамках этой учебной дисциплины студенты осваивают закономерности науки о построении эффективной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта; особенности профессионального становления личности специалиста в области физкультурного образования. В этом курсе студенты рассматривают, анализируют и познают способы разрешения психолого-педагогических проблем, обучаются способам обработки учебной документации и способам работы с научной литературой. (Какие знания по психологии и педагогике физического воспитания и спорта кажутся для вас наиболее важными в работе специалистов в области физкультурно-педагогического образования)
Структура, объем и содержание психолого-педагогических дисциплин, изучаемых студентами факультетов физической культуры, многообразно; оно зависит от целей и особенностей их будущей профессиональной деятельности (так, оно различно для будущих тренеров по конкретному виду спорта и учителей физической культуры средней школы и др.).
Роль психолого-педагогического блока учебных дисциплин
Значение дисциплин психолого-педагогического блока для подготовки специалистов по физкультурно-педагогическому образованию в высших учебных заведениях можно рассмотреть по трем направлениям:
Формирование представлений специалиста о себе как субъекте педагогического процесса
Знания в области педагогики позволяют студентам факультета физической культуры получить представления о том, какие требования предъявляет педагогическая деятельность в сфере физкультурного образования к его личности. На практических занятиях по психологии, студенты имеют возможность диагностировать уровень развития этих качеств у себя. Они могут на протяжении всех лет обучения оценивать свой профессиональный рост как специалиста и как личности.
Психология, педагогика, и другие учебные дисциплины этого блока позволяют повысить мотивацию студентов к получению образования и к самообразованию. Изучая их, студенты факультетов физической культуры создают для себя индивидуальный эталон, идеал своей будущей профессиональной деятельности. Они учатся отслеживать и корректировать движение к этому эталону, строят образовательную траекторию индивидуального самосовершенствования; и на научной основе отслеживают развитие своих способностей и профессионально важных личностных качеств.
Психолого-педагогический практикум дает студентам возможность развивать необходимые профессионально значимые качества личности, находить его пути и механизмы. На аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы по этим предметам у студентов формируется индивидуальный стиль педагогического общения и деятельности, педагогическая направленность, то есть положительное отношение к педагогической деятельности, выраженное как склонность и готовность заниматься этой деятельностью. (Укажите личностные качества, которые необходимы педагогу по ФК в большей степени, чем учителям других учебных предметов)
Таким образом, у студентов факультетов физической культуры в процессе изучения учебных дисциплин психолого-педагогического блока в динамике формируются представления о себе как о специалисте в области физкультурно-педагогического образования во всей совокупности его знаний, профессионально значимых личностных качеств и мотивов.
2. Познание сущности педагогического процесса физкультурного
образования
Осваивая учебные дисциплины психолого-педагогического блока, студенты познают педагогические и психологические закономерности профессиональной деятельности специалиста физкультурно-педагогического профиля. Изучают принципы и правила своей будущей профессии. Они изучают психолого-педагогические теории обучения и воспитания, основные психологические и педагогические концепции и идеи. На практических занятиях студенты овладевают умениями планирования, анализа и оценки хода и результатов профессиональной деятельности в сфере физкультурно-педагогического образования.
При выполнении творческих работ, студенты совершенствуют свои знания и развивают диагностические, креативные и коммуникативные профессиональные компетенции. При проведении научно-исследовательской деятельности, они углубленно изучают педагогические явления, применяя различные психологические и педагогические методики диагностики личности и коллектива учащихся, педагогических условий своей будущей профессиональной деятельности.
В ходе непрерывной школьной и летней педагогических практик, студенты учатся применять результаты своей исследовательской работы в своей деятельности.
3. Изучение личности и коллектива учащихся
Представители различных физкультурно-педагогических специальностей по ходу своей работы могут контактировать с людьми разных возрастов, обладающими разным уровнем физического и психического здоровья. Это могут быть учащиеся образовательных учреждений различных типов, группы взрослых людей (контингент фитнес-клубов, туристических центров и т.п.), семьи, группы смешанного возрастного состава, дошкольники, пожилые и больные люди, коллеги-учителя, представители общественных и иных организаций и т.д. Такой широкий круг профессионального общения специалистов по ФК делает необходимым наличие у них коммуникативных умений работы, как с разными индивидами, так и с различными их группами. (Приведите примеры коллективов, с которыми тренер спортивной секции взаимодействует в ходе выполнения профессиональных обязанностей)
В процессе изучения дисциплин и психолого-педагогического блока у студентов вырабатываются умения изучения личности обучающегося, их коллектива и других групп социума (семьи и т.д.). Студенты осваивают способами сотрудничества с ними, механизмы, лежащие в основе воспитания, обучения, общения с группами индивидов разных возрастов (Обоснуйте на трех примерах значение психолого-педагогических учебных дисциплин для подготовки специалистов в сфере физкультурно-педагогического образования).
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Кратко охарактеризуйте блоки учебных дисциплин, которые изучаются студентами факультетов физической культуры.
Назовите предметный блок, в которых входит «Культура речи», и умения, которые формируются у студента при изучении этой учебной дисциплины.
Охарактеризуйте учебную дисциплину, способствующей реализации мануальной терапии.
5 . Назовите о два волевых, и два нравственных и три двигательных качества, которые развиваются при занятиях гимнастикой.
6. Поясните, какова роль предметного блока физкультурных дисциплин и психолого-педагогического блока; раскройте их особенности в формировании профессиональных компетенций специалиста физкультурно-педагогического образования.
Резюме
В первой главе рассмотрены проблемы исторического развития физической культуры, ее важности для формирования индивида и социума, необходимости возникновения, реализации и изменения в процессе исторического развития человечества профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Будущим специалистам по ФК это позволит повысить мотивацию освоения профессиональных компетенций данной области образования.
Рассмотренный обзор структуры современного физкультурно-педагоги-ческого образования и краткая характеристика учебных дисциплин в современном вузе физической культуры позволяет выделить среди этих дисциплин несколько групп по их вкладу в формирование личности специалиста в области физической культуры, спорта и образования. Первая группа – это общеобразовательные дисциплины, которые способствуют общему развитию личности, формируют ее социо-культурное ядро (философия, концепции современного естествознания, социология, цикл математических дисциплин и др.), при этом формируются общие компетенции специалиста и общий уровень развития личности; они составляют базу для формирования профессиональных компетенций.
Вторая группа дисциплин формирует предметные компетенции специалиста в области физкультурно-педагогического образования – без их усвоения принципиально невозможна реализация профессиональной деятельности (легкая атлетика, гимнастика и др.).
Третья группа учебных дисциплин формирует коммуникативные компетенции, являющиеся важнейшей составной частью профессиональных компетенций, например блок психолого-педагогических дисциплин.
В физкультурно-педагогических вузах изучается ряд учебных дисциплин, которые несут несколько функций, например дисциплины медико-биологического блока, которые являются профессионально важными, т.к. без их усвоения невозможно компетентно реализовывать профессиональную деятельность в области ФК. Все указанные учебные дисциплины важны для формирования компетенций специалистов в сфере физической культуры, и будущим специалистам данной сферы необходимо освоить на уровне, предусмотренным соответствующим Госстандартом. Нет главных и второстепенных учебных дисциплин и студент вуза должен хорошо это понимать. Только успешное овладение всего комплекса изучаемых курсов в данном учебном заведении позволит выпускникам физкультурно-педагогических специальностей успешно осуществлять свою профессиональную деятельность и совершенствовать ее, постоянно пополняя свой профессиональный опыт.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание