Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
(Для специальности «Физическая культура и спорт»)
Студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт», по окончании вуза становятся тренерами различных видов спорта. Конструктивная деятельность тренеров определяется программой состязаний по их видам спорта, графиком сезона и тем, к какому виду относится этот вид спорта: зимний или летний, игровой командный, индивидуальный или единоборство и т.д. В нее входит планирование тренировочного процесса, спортивных сборов, участия в соревнованиях различного уровня, а также планирование и организация внутренних состязаний в секции или спортивной школе.
Контрольно-оценочная деятельность тренера опирается на действующие спортивные нормативы, на результаты медицинских исследований спортсменов, на знание тренером индивидуальных психологических особенностей воспитанников. Эта деятельность имеет несколько функций, в том числе, играет важную роль в мотивации воспитанников секции к достижению высоких спортивных успехов.
Особенности обучающей деятельности тренера связаны со спецификой двигательных действий, развиваемых при занятиях конкретным видом спорта и необходимых для достижения высоких успехов в данном виде спорта. От этого зависят содержание и методы обучения.
Воспитательная деятельность тренера направлена на формирование у воспитанников черт «спортивного характера», имеющих свои особенности в каждом виде спорта. Коммуникативная деятельность тренера включает, в частности, умение отличить межличностный конфликт от естественного спортивного конфликта (спортивного соперничества). Собственная спортивная деятельность тренера являются необходимым компонентом подготовки юных спортсменов. Они важны для лучшего прочувствования тренером нюансов двигательных действий, обеспечивающих успех в данном виде спорта.
Гностическая деятельность спортивного тренера осуществляется в условиях здоровой конкуренции с другими тренерами и спортивными школами. В этом ему помогают научно-практические издания, в том числе журналы, такие как «Физкультура, спорт и здоровье», «Физкультура и спорт», «Вестник спортивной науки» и т.д.
Компонентами профессиональной компетентности тренера по определенному виду спорта являются:
Формирование целей спортивной тренировки, применение в учебно-тренировочном процессе современных методов с учетом возрастных, индивидуальных и иных особенностей спортсмена;
Определение и оценка физических кондиций занимающихся с целью их спортивной ориентации;
Владение методами медико-биологического и психолого-педагогического контроля с использованием технологий, обеспечивающих безопасность занимающихся;
Организация соревнований, выполнение на них роли тренера, судьи, представителя команды и т.д.;
Воспитание у учащихся стойкого интереса к занятиям избранным видом спорта;
Развитие спортивного коллектива с учетом его специфики, проведение профориентационной работы, подготовка спортивного актива;
Поддержание на высоком уровне своих физических кондиций, профессиональных знаний и умений;
Формирование бесконфликтного общения;
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание