Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
(Для специальности «Физическая культура и спорт»)
Квалификация тренера в разных видах спорта фиксируется в разной форме. Так, в единоборствах – это уровни-даны, а в футболе, например, уровни «А», «В» и «С». Аттестация уровня "С" дает право работать в качестве главного тренера в любительских командах и в качестве тренера в клубах второго дивизиона профессиональной футбольной лиги (ПФЛ), тренера СДЮШОР, ДЮСШ по футболу. Аттестация уровня "В" дает право работать в качестве главного тренера в клубах второго дивизиона ПФЛ и в качестве тренера в клубах всех дивизионов. Аттестация уровня "А" дает право работать в качестве главного тренера в клубах первого и второго дивизионов ПФЛ и в качестве тренера в клубах всех дивизионов, а также в странах, входящих в Конвенцию УЕФА о взаимном признании тренерских квалификаций.
Аналогичная градация существует и во всех других спортивных федерациях, однако, аттестация тренеров любого вида спорта проходит на одну из трех квалификационных категорий – вторую, первую или высшую (Выясните, какие квалификационные категории имеют тренеры в вашей спортивной секции (клубе)?).
Аттестация тренеров-преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР и педагогов дополнительного образования проводится два раза в год – в ноябре и марте. Она осуществляется по двум направлениям: 1 - определение профессиональной компетентности тренера и 2 - определение результативности его деятельности (Назовите пять критериев результативности деятельности тренера по вашему виду спорта).
Аттестацию на вторую или первую категорию тренер может пройти в одно из предложенных форм по своему выбору. Это может быть экзамен по теории и методике физического воспитания или защита творческой работы по одному из направлений своей деятельности по итогам курсов повышения квалификации.
Для аттестующихся на высшую квалификационную категорию предлагается выбор из следующих форм аттестации:
- защита творческой работы в форме защиты
планирования годичных (полугодичных) макроциклов спортивной тренировки;
планирования подготовительного периода спортивной тренировки;
планирования соревновательного периода спортивной тренировки;
планирование микроцикла (по выбору аттестуемого).
По второму направлению аттестации проводится экспертиза результативности деятельности педагогических работников с целью изучения эффективности профессиональной компетентности – участие и победы его воспитанников в соревнованиях разных уровней.
Педагогам дополнительного образования (тренерам спортивных секций) категории присваиваются тренерам по результатам двух последних лет их работы без прохождения аттестационных процедур, если они заняли призовые места в финале областного, зонального или Всероссийского конкурса "Мастер педагогического труда". Данные критерии рассматриваются при участии в конкурсе не менее 3-х педагогов этой номинации.
К общим педагогическим критериям аттестации относятся: 1) высокий уровень нравственного самосознания, устойчивые морально-волевые качества; 2) педагогическое образование, и интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии; 3) высокий общий культурный уровень; 4)умение управлять собой и воспитанниками, быть авторитетом для своих учеников.
Специальные критерии аттестации спортивных тренеров следующие:
1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
5) умение воспитывать у своих воспитанников стремления регулярно заниматься спортом и повышать свои спортивные результаты;
6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях (Уточните специальные критерии для тренера вашего вида спорта).
В своей работе тренер обязан гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Для успешной работы он должен постоянно изучать лучшие образцы передового опыта, трансформировать их, приближая к конкретным условиям.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание