3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
Настроенность на педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта проявляется еще в школьном возрасте в мотивах выбора одной из физкультурно-педагогических профессий, которая трансформируется в мотивацию учебной деятельности в вузе и, далее в педагогическую направленность профессиональной деятельности.
Мотив – это внутренняя побудительная причина к действию, желание удовлетворить какую-либо потребность, а также – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивы характеризуются эмоциями от ожидания достижения данного предмета.
Мотивы выбора педагогической профессии в сфере физической культуры, можно условно разделить на две подгруппы. Они продиктованы либо а) желанием связать свою дальнейшую жизнь со спортом в качестве педагога по ФК (тренера, инструктора), либо б) с сущностью педагогической деятельности, ее социальной значимостью и пониманием своего педагогического призвания.
По результатам многолетних исследований было выявлено, что мотивы выбора педагогической профессии в сфере ФК абитуриентами, составляют следующий ряд:
-желание продлить собственную спортивную карьеру, достичь в ней наибольших результатов;
-интерес к физической культуре как учебному предмету, желание обучать данному предмету;
-личный пример тренера, учителя ФК, знаменитого спортсмена или тренера, старших членов семьи (семейная династия);
-любовь к детям;
-осознание педагогических способностей в сфере ФК;
-представление о важности педагогической профессии в современном обществе, о значимости оздоровления населения;
-стремление к материальной обеспеченности;
-стремление в рамках профессиональной деятельности сохранить свое здоровье и физическую активность;
-по совету друзей, родителей (Расставьте указанные мотивы в порядке их важности для выбора вами педагогической профессии и распределите их по группам, ответ обоснуйте).
Все вышеуказанные мотивы во многом предопределяет и мотивы получения высшего образования, и становятся основой формирования мотивации педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности в сфере физической культуры – это сложный многокомпонентный процесс по оцениванию жизни, следствием которого является формирование профессиональной направленности на педагогическую деятельность в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.
Формирование мотивации к профессиональной педагогической деятельности – процесс динамический. Рассмотрим его этапы.
Первый этап. Школьники-спортсмены являются непроизвольными наблюдателями деятельности, выполняемой их тренером. На данном этапе формируется положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе, удовлетворенность выбором. Так появляется эмоциональный компонент профессионального интереса к физкультурно-педагогической деятельности.
Второй этап. Учащийся осознает, чем ему нравится профессия учителя физкультуры или тренера, он приводит аргументы в пользу выбора этой профессии для себя в дальнейшем. Это мотивационный компонент профессионального интереса к выбору педагогической профессии в сфере ФК.
Третий этап начинается, как правило, в то время, когда ребенок принял твердое решение стать абитуриентом факультета физической культуры педагогического вуза. В этот момент он начинает активный поиск информации, связанной с выбранной профессией, формирует первичные знания о ее особенностях и социальной роли. Так начинает формироваться интеллектуальный компонент профессионального интереса.
Четвертый этап. Абитуриент, а затем и студент начинает прикладывать волевые усилия для овладения выбранной профессией в сфере физической культуры. Таким образом, формируется волевой компонент профессионального интереса.
Выделяют два вида мотивов, которые по-разному влияют на успешность обучения в профильном вузе.
1.Первая группа профессионально важных мотивов в сфере ФК – это внутренние мотивы. Они связаны с сущностью различных видов будущей профессиональной деятельности специалиста по ФК. Эту группу условно можно представить в виде двух подгрупп:
1.1. Интерес к физкультурной деятельности, любовь к спорту, осознание социальной важности физкультуры и спорта, значения занятий ФК для здоровья населения, осознание своих спортивных способностей;
1.2. Интерес к работе с детьми, любовь к детям, осознание своих педагогических способностей, познавательный интерес;
2.Вторая группа профессионально значимых мотивов в сфере ФК – это мотивы, не связанные с содержанием определенной педагогической деятельности в сфере ФК, и обусловленные влиянием разных социальных групп:
2.1.Мотив самоутверждения — стремление получить определенный статус в обществе, желание человека, чтобы его уважали и ценили за его профессионализм.
2.2.Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на определенную авторитетную личность (знаменитого тренера, своего учителя или тренера, отца и т.д.). Другой формой мотива идентификации является мотив идентификации индивида с группой. Студент, считая себя членом учебной и спортивной группы, живет ее проблемами, интересами и целями. Идентификация с группой позволяет сформировать чувство долга и ответственность.
2.3.Мотив власти — стремление индивида влиять на людей, быть для них важным, ответственным за их судьбу. Формирование этого мотива происходит в ходе различных форм учебной деятельности в вузе, особенно в рамках непрерывной педагогической практики.
2.4. Мотив аффилиации — стремление к установлению или поддерживанию отношений со спортсменами, тренерами, преподавателями, самоценность общения, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку вне зависимости от обсуждаемых тем.
2.5. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности, которое проявляется в выборе сложных заданий и желании их выполнить. В спортивной борьбе он проявляется в стремлении к победе, а в тренировочном процессе – в виде стремления к спортивному совершенствованию.
2.6. Мотив избегания неудачи заключается в побуждениях, вызываемых осознанием неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.
Специфика мотивации к педагогической деятельности в сфере ФК заключается в том, что она начинает формироваться еще в то время, когда ребенок начинает заниматься в спортивной секции, проявляет интерес к двигательным действиям, испытывает необходимость в информации, связанной со спортом. Таким образом, у некоторых спортсменов довольно рано начинает формироваться профессиональная педагогическая направленность.
Профессиональная педагогическая направленность – это совокупность устойчивых мотивов к осуществлению педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, относительно независимая от конкретных ситуаций и определяющая пути формирования профессиональной деятельности и личности педагога. (Сформулируйте, в чем, на ваш взгляд, состоит спортивная направленность человека, занимающегося тем или иным видом спорта?).
Педагогическая направленность может быть истинной, формальной и ложной. Все они различаются по ведущим (главным) мотивам, которые движут педагогом при выполнении его профессиональной деятельности.
Для ложной педагогической направленности характерны мотивы не связанные ни с процессами, ни с результатом педагогического процесса. К ним относятся стремление иметь длительный отпуск и всегда летом, мотив карьерного роста безразлично в какой сфере, желание получить высшее образование и т.д.
Для формальной педагогической направленности характерны мотив продолжения свой спортивной карьеры и физкультурно-спортивное совершенствование во время работы в образовательном учреждении, желание получить высокий статус как тренера или педагога и, как следствие, высокий доход, желание общаться в коллективе интеллигентных, образованных людей – педагогов, желание руководить другими людьми и т.п. Другими словами – это интересы к формальной стороне педагогического процесса. Это бездушная, «бездетная» профессиональная направленность
В структуре истинной педагогической направленности выделяют следующие группы мотивов:
деловая направленность (мотивы раскрытия содержания учебного предмета для всех групп учащихся);
гуманистическая направленность (мотивы педагогического общения с учащимися, с их родителями, другими лицами в интересах физического, духовного и интеллектуального развития и оздоровления учащихся);
индивидуалистическая направленность (мотивы педагогического и спортивного самосовершенствования с целью повышения эффективности педагогической деятельности) (Приведите примеры мотивов, характеризующих указанные типы истинной педагогической направленности).
Истинная педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе трех мотивационных «китов» – трех мотивов: "любви к детям", интереса к физической культуре и престижа профессии учителя ФК и тренера, который в настоящее время укрепляется в России благодаря государственной политике, направленной на оздоровление населения страны.
Любовь к детям означает чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, вне зависимости от его способностей, учебных успехов и поведения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. В работе тренера оно также выражается в требовательности и неукоснительном соблюдении спортивной дисциплины на благо ребенка.
Интерес к физической культуре – это увлечённость педагога своей работой, творческий подход к выполнению всех видов педагогической деятельности. Любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы.
У учителей - мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией, которая не мешает испытывать в ряде ситуаций неудовлетворение проведённым занятием, результатами своих учеников и т.д. Для учителя-мастера эта неудовлетворённость служит не источником разочарования в профессии учителя, а стимулом для постоянного самосовершенствования.
Престиж педагогической профессии в сфере физической культуры можно определить как авторитет, уважение к профессии со стороны общества (репутацию профессии), ее положение в иерархии профессий. Престиж профессии в обществе включает доходы, авторитет, круг общения, карьерный рост и статус, которые она предоставляет выбравшим ее людям.
Согласно данным опроса социологов, в настоящее время профессия педагога (без указания учебного предмета) занимает 89 место из более чем 1000 специальностей, а профессия тренера оказалась еще более популярной, и занимает 72 строчку рейтинга. Это говорит о высоком уровне социальной привлекательности физической культуры и спорта как сферы жизни современного общества (Проведите опрос среди своих тренеров и педагогов, определите, какие показатели престижа своей профессии являются для них наиболее значимыми и сделайте выводы).
Выводы: - Педагогическая деятельность, как и спортивная, является полимотивированной. В структуре профессиональной физкультурно-педагогической мотивации существуют доминирующие (главные) мотивы и зависимые. Профессиональная деятельность в сфере физической культуры является успешной в случае сформированности у специалиста истинной педагогической направленности.
- Развитию истинно педагогической направленности будущего специалиста ФК способствует сдвиг мотивации с личных интересов студента на интерес к физическому и личностному развитию учащихся. Этот сдвиг происходит в ходе обучении в вузе. В это время мотивы выбора педагогической профессии трансформируются в мотивы профессиональной деятельности.
-Успешность учебной деятельности студента определяется не только сочетанием мотивов, но их устойчивостью. Устойчивой считается мотивация, которая основана на потребностях человека, она не требует дополнительного подкрепления (стимуляции).
-У студентов заочного и вечернего отделения физкультурно-педагогических факультетов и вузов профессиональная деятельность зачастую начинается еще до начала обучения в вузе, поэтому профессиональная мотивация таких студентов в начале обучения, как правило, выше.
- Удовлетворенность выбором педагогической профессии в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики тем выше, чем больше положительных мотивов направлены на овладение этой деятельностью и эффективность ее выполнения.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Расскажите о тех обстоятельствах и людях, которые повлияли на выбор вами педагогической профессии в сфере физической культуры.
Расставьте в порядке убывания значимости для вас мотивы успешности обучения в вузе: а) желание повысить свои спортивные результаты;
б) стремление получить в дальнейшем более высокооплачиваемую работу;
в) желание избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей;
г) чувство ответственности, связанное с социальной значимостью физкультурно-педагогической профессии;
д) желание выделиться в учебном коллективе за счет своих спортивных и учебных успехов,
е) желание получить повышенную стипендию.
Приведите примеры профессиональных мотивов, которые не изменились с момента выбора вами педагогической профессии в сфере физической культуры и тех, которые появились вновь или изменились с момента начала вашего обучения в вузе.
Перечислите пять признаков престижа профессии педагога по физической культуре.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание