logo
введ теор 13

Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре

Работа специалиста по ФК с высшим педагогическим образованием включает в себя: конструктивную, гностическую, обучающую, воспитательную, коммуникативную, контрольно-оценочную, собственную спортивную, коррекционно-оздоровительную деятельность и деятельность по самосовершенствованию. В совокупности они охватывают весь педагогический процесс по физической культуре.

В различных видах профессиональной деятельности специалиста в сфере ФК формируется и реализуется его профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога по ФК включает субъективные компонент профессионализма (его индивидуальный опыт и стиль выполнения им указанной деятельности, чувство компетентности) и уровень владения соответствующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.

Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в общественной и культурной жизни современного общества.

Главным направлением в работе специалиста по ФК является физическое воспитание (а в его составе физкультурное, волеологическое, олимпийское, спортизированное).

1. Физкультурное воспитание. Цель его - формирование физической культуры личности воспитанника, использование педагогом физических упражнений для его (формирования физических качеств) и для личностного (социального, психологического, интеллектуального и т.д.) развития воспитанника.

2. Валеологическое воспитание. Его целью является формирование у детей отношения к своему здоровью и к здоровью других людей как к ценности, а также обучение их практическим навыкам оздоровления путем организации здорового (а возможно, и спортивного) стиля жизни.

3. Олимпийское воспитание. Его цель – освоение учащимися ценностей олимпизма, которые включают в себя правила честной игры, добрую волю, коллективизм, ответственность за свои поступки, примеры рыцарского поведения и другие морально-нравственные основы поведения.

4. Спортизированное физическое воспитание. Его цель – формирование ориентация учащихся на осуществление спортивной деятельности и переосмысление опыта жизни и деятельности спортсменов высокого класса в интересах физического воспитания детей и подростков.

Все другие виды воспитания (нравственное, эстетическое, экологическое, патриотическое и пр.) осуществляются в ходе физического воспитания: в процессе изучения и выполнения физических упражнений в тренировочной и соревновательной деятельности.

Патриотическое воспитание педагогом по ФК осуществляется в ходе соревновательной деятельности, когда воспитанники педагога-тренера защищают честь своей школы, района, города, малой или большой родины. Эстетическое воспитание связано с пониманием воспитанниками красоты физических упражнений и спортивной деятельности в целом, с оценкой ее успешности с позиций гармоничности, эстетики. Экологическое воспитание осуществляется педагогом по ФК в ходе проведения занятий на открытом воздухе в разное время года и имеет своей целью формирование восприятия воспитанниками себя как части родной природы. (Результатом какого вида (видов) воспитания является осознание необходимости гармонического развития человеческого тела при помощи физической культуры?)

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Обучающая деятельность педагога по ФК направлена на управление познавательной деятельностью школьников с целью освоения ими части социального опыта в сфере ФК (физических упражнений для развития силы, ловкости, быстроты; упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к предмету, знаний о различных видах спорта, о способах оздоровления своего организма при помощи физкультурно-спортивной деятельности).

Обучение педагогом по физической культуре осуществляется в рамках разных организационных форм (урок, занятие в секции, поход и т.д.), имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень усвоения знаний, умений и навыков, овладения способами решения практических спортивных задач, интенсивности продвижения в интеллектуальном и физическом развитии (Поясните, почему учитель ФК должен на занятии создавать условия для того, чтобы учащиеся задавали ему вопросы?).

Воспитательная и обучающая деятельность учителя ФК и тренера тесно взаимосвязаны, поэтому о следует говорить целостном педагогическом процессе. Обучающая и воспитательная деятельность дают возможность педагогу проявить и развивают его образовательную компетентность. Она включает в себя: индивидуальный опыт по обучению и воспитанию других людей, индивидуальный стиль образовательной (обучающей и воспитательной) деятельности, желание осуществлять эту деятельность, личный пример педагога и владение компетенцией (способностью) «осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий».

Спортивная деятельность педагога. Важно, чтобы специалист по ФК не только в прошлом имел определенную спортивную биографию, но и совмещал педагогическую деятельность с активными занятиями спортом. Спортивная деятельность педагога имеет значение как для повышения качества обучения и физического воспитания его учеников, так для укрепления авторитета учителя и тренера.

Спортивные достижения и опыт педагога как спортсмена в определенном виде спорта заключены в его спортивной компетентности. В ее состав также входят компетенции педагога по ФК в отношении целей и содержания спортивной тренировки и критериев успешности соревновательной деятельности в своем виде спорта.

Оздоровительно-коррекционная деятельность направлена на улучшение состояния здоровья учащихся, на формирование у них убеждений в необходимости здорового образа жизни, физической активности.

Особое значение этой деятельности следует отметить в работе специалиста по ФК с группами лиц, имеющими ограниченные возможности здоровья (Приведите пять примеров категорий граждан, по отношению к которым педагог по ФК должен проводить оздоровительно-коррекционную деятельность).

Любая работа, а тем более работа педагога с воспитанниками начинается с планирования (конструирования). Конструктивной называют деятельность педагога по ФК по проектированию на определённый промежуток времени учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности обучающихся, процесса их оздоровления, способов развития их личности с учётом требований современного общества.

Различают длительное (перспективное) и оперативное (проводимое во время самого занятия) планирование. Длительное или перспективное планирование выражается в составлении планов на год, полугодие или другой промежуток времени и осуществляется заранее. Оперативное планирование представляет собой коррекцию первоначальных планов с учетом сложившихся педагогических условий. Учитель ФК или тренер всегда должен иметь несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения занятия с учётом наиболее вероятных изменений.

Условиями эффективного планирования в сфере ФК являются:

  1. Постановка целей обучения и воспитания, определение педагогом предполагаемых результатов своей работы и критериев их оценки;

  2. Отбор и распределение учебного материала программы согласно поставленным целям, определение последовательности усвоения учебного материала воспитанниками, и планирование нагрузки воспитанников с учётом их пола и данных медицинского обследования;

  3. Определение воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;

  4. Планирование контроля за формированием двигательных умений и навыков и развитием двигательных и личностных качеств на основании знания закономерностей их формирования;

  5. Планирование приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения. (Выберите из приведенного перечня те условия, которые учителю ФК поможет учесть медицинский работник школы)

Результатом освоения конструктивной деятельности студентами является формирование профессиональной конструктивной компетентности. Она включает в себя владение следующими компетенциями:

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

Конструктивная деятельность строится на базе гностической.

Гностическая деятельность заключается в сборе разнообразной информации об особенностях процесса и результатах педагогического труда в сфере ФК с целью построения эффективной профессиональной деятельности. Ее этапы: а) анализ содержания и способов осуществления педагогического процесса; б) изучение его участников (их возможностей и способностей) в)рефлексия результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков); г) анализ эффективности существующих педагогических систем организации занятия, методов обучения и воспитания и т.д.

В рамках гностической деятельности студенты должны во время обучения в вузе осуществлять:

  1. Изучение новейших работ по педагогике, психологии физического воспитания, теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, установление межпредметных связей;

  2. Изучение опыта других педагогов, посещение мастер-классов и открытых занятий, изучение методических пособий, программ (с критической переработкой и анализом) с целью использования в предстоящей работе;

  3. Анализ результатов педагогической деятельности в количественных и качественных показателях и определение способов ее коррекции.

Гностическая деятельность бывает диагностической и научно-методической. Диагностическая (исследовательская) деятельность требует от специалиста по ФК контролировать и анализировать физическое и эмоциональное состояние учащихся, их успехи и неудачи, уметь выявлять причины положительных и отрицательных результатов своей деятельности и деятельности обучающихся. Научно-методическая деятельность состоит в применении результатов диагностики в своей работе, в формировании собственной методической копилки – своеобразного «банка» эффективных методов обучения и воспитания (Приведите три примера эффективных методов обучения, которые вы бы выделили в работе вашего тренера и которые хотели бы взять в свою «методическую копилку»).

Успешной эта деятельность становится при достижении необходимого уровня профессиональной гностической компетентности, которая включает индивидуальный стиль познавательной деятельности, развитую потребность в познании нового, в самосовершенствовании своих знаний, познавательную активность, подразумевает рациональность мышления педагога, высокий уровень познавательного интереса и владение следующими компетенциями:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

Гностическая и конструктивная деятельность педагога по физической культуре становится основой его осуществления его организаторской деятельности.

Организаторской называют деятельность педагога, которая предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в учебно-тренировочный процесс, создание коллектива и организацию сотрудничества воспитанников в этом коллективе. Организаторская деятельность состоит в реализации на практике проектов (планов) учителя.

Организаторская деятельность педагогов имеет компоненты, общие для всех педагогов и особенные, зависящие от специфики физкультурно-педагогической деятельности. К общим компонентам организаторской деятельности относятся мотивация педагогом учащихся к изучению своего предмета, организация условий для наиболее полного усвоения ими знаний и умений, организация контроля за процессом и результатами их обучения и воспитания (Какие способы мотивации к учебно-спортивной деятельности воспитанников используются в тренировочном процессе, какие – в соревновательной деятельности? Ответ обоснуйте).

К особенным компонентам организаторской деятельности можно отнести:

Все компоненты организаторской деятельности педагога по физической культуры изложены в образовательном стандарте для вузов в форме психолого-педагогических компетенций. К таковым относятся способность будущего специалиста по ФК:

ОК. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ПК. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК. Организовывать и проводить тренировочный процесс и соревновательную деятельность в определенном виде спорта.

Профессиональная организаторская компетентность, которая должна стать важным результатом получения высшего физкультурно-педагогического образования, включает: индивидуальный стиль педагогического общения, стремление организовывать деятельность других людей, активизировать их сотрудничество и контролировать успешность учебно-тренировочного процесса, а также владение педагогом всеми вышеперечисленными компетенциями.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений специалиста по ФК с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественности, родителями учащихся, спортивными коллективами и организациями.

Она реализуется педагогом: в тоне обращения, в интонациях, в мимике и жестах по отношению к собеседнику (все это вместе называется педагогической техникой общения); в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени); в личных мотивах общения, во взаимных интересах с собеседником. Все это формирует индивидуальный стиль общения педагога. Среди стилей педагогического общения выделяют следующие типы:

  1. "Совместное творчество": педагог обсуждает с воспитанником задачи спортивного мероприятия, в общении с коллективом находит решения спорных вопросов и т.д.;

  2. "Дружеское расположение", в основе которого лежит искренний интерес к личности, открытость контактам, неформальный подход в общении;

  3. "Заигрывание", основанный на стремлении любым способом завоевать авторитет у учащихся, понравиться им;

  4. "Устрашение" является следствием неуверенности педагога, неумения организовать общение на основе совместной продуктивной деятельности; такое общение жестко регламентировано, загнано в официально-формальные рамки;

  5. "Дистанция" подразумевает подчёркивание различий между учителем и учащимися, тренером и воспитанниками;

  6. "Менторский стиль", является разновидностью предыдущего стиля, когда учитель играет роль "бывалого", принимает на себя роль наставника и беседует с учащимися назидательно-покровительственным тоном. (Выберите из приведенного перечня стиль педагогического общения, который больше всего, на ваш взгляд, подходит тренеру спортивной команды. Ответ обоснуйте)

Коммуникативная компетентность специалиста в области физической культуры выражается в индивидуальном стиле педагогического общения и в уровне владения следующими компетенциями:

ОК. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ПК. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность направлена на выявление эффективности педагогического процесса. Контроль и оценка в физкультурно-педагогическом образовании осуществляются в большей степени для получения сравнительных результатов, выработки своеобразных общественно значимых нормативов.

Она влияет на управление процессом обучения. Результаты контроля, количественные и качественные оценки педагога по ФК позволяют учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам и ставить новые цели и задачи обучения.

Этот вид деятельности подразделяется условно на три этапа:

  1. контроль хода и результатов деятельности;

  2. оценка этого процесса и результатов по выбранным критериям;

  3. сопоставление полученных результатов с целью деятельности, определение сущности и причин своих педагогических удач и ошибок.

Существует несколько классификаций видов контроля учебно-спортивной деятельности – текущий и итоговый; внешний контроль и самоконтроль.

Оценка также бывает разной в зависимости от ориентации: а) социальная нормативная ориентация: критерий оценки – социальные нормы, общие нормативы, социально значимые сравнения; б) индивидуальная нормативная ориентация: критерий оценки – индивидуальный, личностный, при котором человек сравнивается с самим собой вчерашним, вследствие чего можно выявить индивидуальные успехи или их отсутствие. Оба вида оценки используются в спортивной деятельности. (Укажите виды контроля, которые использует тренер спортивной секции в ходе тренировочного процесса)

Таким образом, учитель ФК и тренер не может обойтись лишь спортивными нормативами в качестве критериев оценки своей работы, он обязан учитывать все результаты целостного педагогического процесса: формирование личности воспитанника, его поведение, уровень развития физических кондиций, мотивацию к деятельности, уровень развития спортивного коллектива и т.д.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

Деятельность по самосовершенствованию педагога ФК состоит в постоянной творческой работе педагога над собой – над своими знаниями, умениями, способностями, самочувствием. В ней он проявляет гностическую, конструктивную, оценочную и организационную компетентности по отношению к себе.

Она начинается с момента выбора педагогической профессии и включает в себя коррекцию и постоянное пополнение необходимых знаний и умений, спортивное самосовершенствование, совершенствование личностной сферы (нравственных, волевых качеств и т.д.), развитие своих способностей, повышение общей культуры и т.д. Вследствие творческого самосовершенствования педагога по ФК улучшается его эмоциональное и физическое состояние, повышаются личные спортивные успехи, развиваются физические, волевые, нравственные, интеллектуальные и иные профессионально важные качества и формируется индивидуальный профессиональный стиль педагога. (Назовите признаки индивидуального педагогического стиля вашего любимого тренера, педагога)

Этой работе всегда предшествует и сопровождает ее гностическая деятельность - этап самоанализа. Результатом самосовершенствования становится профессиональное самоопределение, рост профессионализма педагога. Эту деятельность делает более эффективной реализация творческого подхода к выполнению всех видов профессиональных обязанностей специалиста по ФК с высшим физкультурно-педагогическим образованием.

Резюме: Все указанные виды деятельности являются обязательными в работе учителей ФК, тренеров, инструкторов по АФК, инструкторов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, педагогов-организаторов и других специалистов по ФК. В процессе работы специалистов по ФК разных профессий они встречаются в различном сочетании. Это сочетание, доминирующие и зависимые виды их педагогической деятельности зависят от целей и содержания работы каждого конкретного специалиста в сфере физической культуры.