2. Практические методы исследования
2.1. Наблюдение – это систематическое, целенаправленное прослеживание поведения человека или группы людей в определенных условиях.
Целью научного наблюдения в физкультурном образовании могут быть изучение условий тренировочного процесса, выявление причин недостатков или нарушений в спортивной деятельности, в состоянии или настроении спортсменов, в спортивном коллективе и т.д. Наблюдение проводят и тренеры, и спортивные судьи, и сами спортсмены (Перечислите три объекта самонаблюдения спортсмена в вашем виде спорта).
Наблюдение может быть: а) открытым (когда воспитанник знает о наблюдении) или скрытым (когда он о наблюдении не знает); б) сплошным (когда тренер отслеживает все отношения в спортивном коллективе или все проявления личности спортсмена) и выборочным (когда отслеживается какое-то одно качество, например, работоспособность или сила воли воспитанника); в) включенным (когда исследователь включен в общую деятельность с воспитанниками и при этом проводит наблюдение) или невключенным.
Этапы научного наблюдения: 1) выбор объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?); 2) постановка целей и задач наблюдения; 3)составление его плана; 4) подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь наблюдений, магнитофон и т.п.); 5) сбор данных; 6)оформление и анализ результатов; 7) теоретические и практические выводы.
2.2. Опрос - это метод исследования, который можно проводить устно и письменно, очно и заочно. Виды опроса:
Анкетирование представляет собой вид заочного опроса, когда исследователь составляет список вопросов, которые дают изучаемым лицам ради получения от них письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет быстро получить сведения. Недостатки состоят в том, что нет личного контакта с испытуемым, тренер не видит эмоций, которые вызывают вопросы анкеты у воспитанников, затруднений, возникающих при ответах, и есть опасность, что некоторые опрашиваемые могут дать неискренние ответы, чтобы выглядеть лучше в глазах своего педагога
Беседа по плану – при подготовке к беседе педагог составляет план и предполагает варианты развития этой беседы. При проведении беседы, он не регистрирует ответы ученика.
Интервью – этот метод относится к очным опросам. Здесь вопросы исследователь задает лично воспитаннику и не только записывает его ответ на бумагу или диктофон, но и отслеживает его отношение к вопросам, к самой ситуации исследования (Подумайте, можно ли считать интервью, которое берут журналисты у спортсменов-победителей к методам научного исследования? Ответ обоснуйте).
2.3. Психологическое тестирование – это процедура установления и измерения индивидуально-психологических характеристик спортсменов, тренеров, учащихся. Психологическое тестирование используется специалистами по физической культуре для: профориентации, отбора спортсменов в команду, при психологическом консультировании членов команды и т.д. Студенту факультета физической культуры и специалисту нужно проводить самодиагностику при помощи тестов, чтобы узнать себя как личность и как профессионала, свои сильные и слабые стороны.
Психологический тест — стандартизированное задание, существуют тесты интеллекта, тесты отдельных качеств личности, тесты темперамента и характера, тесты межличностных отношений, тесты самооценки и мотивации и т.д. Уровень развития всех этих показателей чрезвычайно важен для успешной спортивно-оздоровительной деятельности (Назовите три качества личности, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности, уровень развития которых вам хотелось бы узнать при помощи психологического тестирования, свой выбор обоснуйте).
2.4. Эксперимент заключается в том, что исследователь умышленно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит пред ним определенные задачи и сообразно тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.
Целью эксперимента в сфере физической культуры является изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которые происходят как в тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности. Этапами педагогического эксперимента является: планирование, проведение, интерпретация (обработка) результатов. В сфере ФК применяют следующие типы педагогического эксперимента:
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных педагогических условиях. Он требует специального оснащения, а иногда и применения технических приспособлений (например, использование особого инвентаря, особого помещения для занятий и т.д.). Недостаток лабораторного эксперимента состоит в том, что при определенных условиях оно может привести к нарушению естественности протекания процессов, а следственно, к неправильным выводам.
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится педагогическое воздействие. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают об эксперименте, которому они подвергаются, что обеспечивает естественность их поведения.
Констатирующий эксперимент устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе в сфере физической культуры.
В преобразующем (развивающим) эксперименте проводится целенаправленная организация педагогического процесса для оптимизации условий (методов, форм и содержания образования) развития личности учащегося, учебного или спортивного коллектива.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
3. Методы математической обработки результатов необходимы в педагогическом исследовании, чтобы получить наглядные количественные результаты своего исследования.
В сфере физической культуры существуют спортивные нормативы, Единая классификация, которые уже дают показательные количественные результаты. Но, зачастую, этого бывает недостаточно, например, для отбора спортсменов в сборную команду, для определения их игрового амплуа, для формирования игровых троек или звеньев. Тогда проводят необходимое наблюдение, эксперименты, опросы, тестирование и их результаты тоже представляют в численных значениях – в баллах, процентах и т.д. Сопоставление полученных данных составляет основу для решения педагогической проблемы, возникшей в работе учителя ФК или тренера.
Математические методы весьма разнообразны. К ним относятся шкалирование (распределение полученных значений по шкале), регистрация (расчет количества случаев проявления определенного качества в единицу времени) и другие методы.
Выбор методов зависит от конкретных задач исследования. Комплексное применение методов позволяет более разносторонне и объективно изучать педагогическое явление. Особенно важно в сфере физической культуры сочетание педагогических и физиологических методов исследования, а также методов психологического анализа.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
2.Назовите пять периодических изданий, которые вы можете использовать при подготовке и проведении педагогического исследования.
3. Выберите из перечня примеры научного наблюдения, обоснуйте свой выбор
а) дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой,
б) педагог наблюдает за наступлением утомления у школьников во время их игры в баскетбол,
в) классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников,
г) педагог наблюдает за выполнением разминки учащимися,
д) молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении нового материала.
4. Назовите последовательность этапов научного наблюдения.
5. Определите, можно ли считать педагогическим экспериментом введение футболиста в новое игровое амплуа в ходе тренировочного процесса. Ответ обоснуйте.
Резюме
Во второй главе рассмотрена сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры, которая заключается в оздоровлении, обучении, физическом воспитании и развитии учащихся, студентов и других категорий лиц. Показано, что она имеет творческий характер, широкую социальную направленность, постоянно развивается и совершенствуется.
Студентам за время обучения в вузе предстоит освоить разнообразные виды педагогической деятельности, входящие в систему профессиональной компетентности специалиста в сфере физкультуры, спорта и туризма. Это воспитательная, обучающая, коммуникативная, конструктивная, гностическая, коррекционно-оздоровительная деятельность, а также деятельность по самосовершенствованию педагога и др. Специфика их реализации на практике зависит от места работы педагога, от того, работает ли он учителем в школе или инструктором по рекреации и туризму, тренером спортивной секции или осуществляет свою профессиональную деятельность в лечебных учреждениях. Эта специфика отражена в разделах главы, обращенных к представителям разных физкультурно-педагогических специальностей.
Все виды педагогической деятельности будут успешны, если педагог знает и учитывает в своей работе закономерности педагогического процесса, когда его деятельность подчинятся специальным принципам (требованиям) научности, самостоятельности и активности, единства воспитательных воздействий и многим другим, также рассмотрены в данной главе.
Эффективность планирования и проведения педагогической деятельности зависит от того, насколько хорошо специалист по физической культуре владеет методами научно-исследовательской деятельности, может ли он своевременно проанализировать условия педагогического процесса, состояние организма и личности своих учащихся, отношения внутри ученических и спортивных коллективах и другие педагогические явления.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание