logo search
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

Основные характеристики гостиничной индустрии

Анализируя принципы развития мировой индустрии гостеприимства, отметим такие факторы как централизация и интеграция менеджмента. Фактически в мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн номеров из почти 13 млн (более 50% гостиничных номеров в мире). Гостиничные цепи объединяют не только отели, являющиеся собственностью той или иной цепи, но и входящие в них на условиях франшизы (в настоящее время примерно 80% отелей входят в цепи именно на правах франчайзинга). Однако независимые гостиницы по-прежнему составляют немалый сегмент рынка гостиничных предприятий. К 10 самых престижных сетевых отелей мира относятся: «Hilton», «Ritz», «Kempinski», «Hyatt», «Four Seasons», «Swissôtel», «Marriott», «Sheraton», «Novotel», «Rixos» 1. Международные гостиничные компании (МНГК) осуществляют следующие формы экспансии на гостиничный рынок:

  1. Единоличное владение средством размещения;

  2. Организация совместного предприятия;

  3. Управление по модели франчайзинга;

  4. Заключение контракта на управление;

  5. Организация стратегического альянса;

  6. Создание консорциума.

Управляющая МНГК Число отелей в управлении Всего отелей данной МНГК

MarriottInternational 968 3077

Accor 876 3982

Societe du Louvre 830 830

La Quinta Inns 726 726

Extended Stay Hotels 684 684

Intercontinental Hotel Group 585 4186

Starwood Hotels Worldwide 500 942

Tharaldson Enterprises 222 222

Interstate Hotels Corp. 225 225

По подсчетам экспертов, объём российского гостиничного рынка превышает $2,5 млрд, причем почти половина рынка приходится на Москву. Отметим, что данный расчет фактически совпадает с официальными данными Росстата, представленными в Табл.3 и Табл 4.

На данный момент в стране насчитывается 13 тысяч гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам. 10 тысяч из них находятся в Москве, еще 1,5 тысячи - в Санкт-Петербурге, и всего лишь еще 1,5 тысячи - в других городах России. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80% формируется гостиницами старой постройки советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном, класса 3*. Основными российскими гостиничными управляющими компаниями являются: «АЗИМУТ Сеть Отелей», «AMAKS Hotels & Resorts», «Интурист Отель Групп», «Heliopark Group»,«Русские отели»2.

Современный гостиничный рынок России представляет собой молодой развивающийся сегмент бизнеса, который проходит стандартные стадии своего становления. Средства размещения занимают лидирующее место в структуре международного и внутреннего туризма. Туристические потоки в страну напрямую увязаны с размером и количеством гостиниц и их номерного фонда. Гостиничная индустрия - это сфера бизнеса, основывающаяся на принципах гостеприимства, дружелюбия, «искреннего сервиса3», качественного обслуживания гостей. С позиции В.В.Иванова и А.Б. Волова индустрия гостеприимства выступает собирательным понятием для различных и многочисленных форм предпринимательской деятельности о оказанию следующих видов услуг: размещение, общественное питание, перевозка и отдых (рекреация)4.

О развитии отечественной индустрии гостеприимства можно судить по официальным данным, размещенным на портале Федеральной службы государственной статистике. Проанализировав их, сделаем вывод о сравнительно слабой динамике роста числа именно гостиничных предприятий. При этом альтернативные гостинице средства размещения, такие как мотель, пансионат, меблированные комнаты показывают стремительный количественный рост. Автор полагает, что существенное количество небольших средств размещения по объективным причинам не были учтены при составлении данных Росстатом, однако динамика их роста не ставится под сомнение. Так, с начала 2011 года только в Москве открылись 20 хостелов и три новые гостиницы. Хостелы смогут принять 730 человек, гостиницы – 636. Об этом сообщил глава комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько. Всего, по официальным данным Мосгорстата, в Москве сейчас существует 215 гостиниц и 55 хостелов. До 2016 года город планирует потратить 125 млрд рублей на программу развития индустрии отдыха и туризма Москвы. Хостел – традиционно недорогая гостиница для студентов, организованная по принципу общежития: номер, как правило, рассчитан на 6–12 человек, туалет и ванная – общие. Из-за отсутствия в центре города недорогих гостиниц, хостел – почти единственная возможность проживания туристов в пределах Садового кольца за 500–1000 рублей5.

В советское время о развитии отечественной индустрии гостеприимства можно судить по следующим статистическим данным 6:

1970 г.- свыше 5800 тыс. предприятий гостиничного типа

1992 г. - 6804 тыс. предприятий гостиничного типа

2000 г - 4182 тыс. предприятий гостиничного типа

Число гостиниц, и аналогичных средств размещения, единица, Российская Федерация, значение показателя за год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

3872

3915

4041

4812

5375

5917

6774

7410

7866

Гостиница

3158

3180

3314

3663

4014

4369

5006

4039

 

Меблированные комнаты

 

 

 

267

415

532

760

573

 

Мотель

24

30

29

48

67

85

97

81

 

Пансионат

16

21

21

101

95

88

99

88

 

Общежитие для приезжих

554

530

519

516

520

531

504

494

 

Другая организация гостиничного типа

120

154

158

217

264

312

308

346

 

Росстат. www.gks.ru

Таблица 3. Доходы гостиниц и аналогичных средств размещения, тысяча рублей,

Российская Федерация, значение показателя за год

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

76793317,6

98028810,06

121157446,9

98279239,4

115.629.840,3

Гостиница

72544082

92687651,16

114958172,3

86952907

Таблица 4. Затраты гостиниц и аналогичных средств размещения, тысяча рублей,

значение показателя за год Российская Федерация

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

64390333,9

81522469,05

107412979,8

90368446,7

110793835

Гостиница

59771974,1

76000089,05

101070434,9

84503149,1

В конце 2008 - начале 2009 гг. гостиничный бизнес в России оказался под ударом экономического кризиса. Основными проблемами российской гостиничной отрасли являются: негативное влияние кризиса, длительные сроки окупаемости проектов, проблемы финансирования проектов, отсутствие обязательной классификации звездности гостиниц, дефицит квалифицированных кадров и дефицит территории. Эксперты считают, что существенный рост данного рынка ожидается не ранее 2012 года - вслед за повышением активности на рынках торговой и офисной недвижимости.

Согласно исследованиям STR Global мировой гостиничный бизнес выздоравливает, однако темпы улучшения различны в зависимости от региона и избранной стратеги. В июне 2010 г. во всем мире поток путешественников, как туристов, так и деловых людей, увеличился. Поднялись и показатели наполняемости гостиницы. Очевидно, что где больше отдыхающих и бизнесменов, там лучше и статистика. Как показывают данные STR Global наибольшее оживление имеет место в Америке, где наполняемость гостиниц увеличилась с 7% до 64.9%, а на втором месте Азиатско-Тихоокеанский регион - с 14.5% до 63.9%. Иная ситуация со средними ценами и доходами от одной комнаты. Американские отельеры не поднимают цены так быстро, как на Востоке, хотя и проигрывают в доходах: доход от комнаты в Америке составляет $65.11, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $77.83. То есть имеют место различия в стратегии управления. В Африке и на Ближнем Востоке контрасты и цены выше. Наполняемость гостиниц увеличилась с 1.7% до 59.2%. Чтобы компенсировать недостаток прибыль вследствие малого потока гостей, менеджеры значительно подняли цены. Для сравнения: средние цены за комнату в Америке $100.31, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $121.83, а в Африка/Ближний Восток - $151.

Ситуация в Европе неоднозначна. Жизнь бьет ключом на западе и на севере Европы, в то время как на юге и востоке признаки улучшения появились только в июне. Для сравнения STR Global приводит такие показатели: в Мюнхене наполняемость отелей увеличилась с 26.3% до 77%, во Франкфурте - с 20.7% до 66.5%. Об уменьшении наполняемости объявили четыре ключевых представителя гостиничного рынка Европы: в Швеции Малмо (-4.9%) и Гозенбург (-1,9%), в Англии Бирменгем (-2,1%) и Манчестер (-0,9%).

По-разному компании решают и проблему цен: в Мюнхене отельеры цену номера за ночь подняли на 35%, в Женеве - на 19,2%, в Стокгольме - на 16,6%. В то время как в Копенгагене снизили на 22%, а в Венеции - на 16,5%.

Гигантские международные компании владеют отелями во всем мире, однако нельзя сказать, что их политика едина во всех регионах. Тактика и стратегия ведения бизнеса зиждется на локальных особенностях7.

Отметим, что организация гостиничного бизнеса сопряжена со многими рисками, и для успешного закрепления в данном сегменте рынка, следует обладать знаниями по критериям оценки эффективности работы гостиничного предприятия. К. Кабъелл полагает, что работу гостиничного предприятия следует оценивать по двум основным показателям:

Первый - это прирост оборота: чем он выше, тем бизнес привлекательнее с точки зрения инвесторов и акционеров. (с.18)

Второй показатель, который предприниматель должен всегда держать под контролем,- прибыль. Именно по прибыли можно судить об эффективности работы предприятия. Что бы добиться роста оборота, «нужно ставить вопрос так: то ли мы делаем, что нужно? Когда же речь идет о прибыли, мы задаемся другим вопросом: правильно ли мы делаем то, что нужно?» Ежемесячный контроль прибыли – одна из главных задач предпринимателя 8.

При определении и выборе концепции менеджмента для гостиничного бизнеса следует учитывать специфику управления услугами размещения, которая заключается в необходимости учета двух ключевых компонентов: материальная база (техническое оснащение, инфраструктура) и обслуживание (деятельность персонала). Например, основатель концепции уютного и приветливого бизнес -отеля К. Кабъел предлагает использовать метод «KISS principle» (Keep It Simple and Stupid- проще и тупее) для организации всех управленческих и бизнес процедур в гостинице.

Отметим, что услуги размещения обладают рядом специфических особенностей, которые условно можно представить в нижеприведенной таблице:

Особенности услуг размещения:

Специфика:

Проявление:

Неосязаемость

Услугу сложно оценить до ее оказания. Фотографии и буклеты не дают полного представления об услуге.

Участие потребителя

Гость непосредственно участвует в процессе обслуживания, регулирует его содержание и особенности, используя все или отдельные возможности, предоставляемые средством размещения.

Связь процессов оказания, доставки и потребления

Услуги размещения оказываются и потребляются непосредственно в месте нахождения средства размещения. Потребитель, формируя содержание услуги, регулирует процесс ее оказания и одновременно получает результат.

Несохраняемость

Оказанную услугу невозможно сохранить, перевозить или накапливать. Затраты на пустующий номер не могут быть покрыты за счет активизации продаж.

Изменчивость качества и сложность стандартизации

Стандартизации подлежит материальная составляющая услуги (площадь номера, структура номерного фонда, сервисы и т.д.) что составляет техническое качество услуги размещения. Деятельность персонала (дружелюбие, профессионализм, уровень подготовки, нацеленность на качественное обслуживание). Смена персонала или изменение в его подготовке могут означать качественные изменения сервиса. Считается, что функциональное качество (качество обслуживания) стандартизировать крайне сложно.

Отсутствие права собственности

Временно пользуясь номером, гость не приобретает право собственности ни на сам номер, на его содержимое.

Доктор Дж. Уокер указывает, что существенное отличие гостеприимства от других сфер бизнеса состоит в том, что основная цель отрасли - удовлетворение запросов гостей «guest satisfaction», получающих так называемый «эфемерный продукт», который при этом соединяет воедино процесс производства и потребления. Данный признак в специальной литературе именуется «inseparability» или неотделимость процессов производства и потребления, которая изначально присуща продуктам, производимым в сфере услуг, что во многом объясняется уникальностью запросов каждого гостя. Следующая особенность индустрии гостеприимства - несохраняемость «perishability» продукта размещения. Д. Уокер поясняет эту характеристику на следующем примере: «Например, у на с в отеле 1400 номеров, т.е мы предлагаем к продаже 1400 номеров, но вчера фактически продали только1200. Что произойдет с нереализованными 200 номерами? Ничего. Доход от их продажи мы безвозвратно потеряли»9.

Врезка-тест: Крупномасштабный проект по активизации бренда

Наблюдение за постоянно эволюционирующим стилем жизни и развитием моделей потребления стало причиной для пересмотра компанией ACCOR концепции своих брендов эконом-класса. Ожидания клиентов значительно поменялись за последние годы. Вертикальная сегментация брендов от экономичных до дорогих уходит в прошлое. Сейчас уже каждый из экономичных брендов должен создавать у потребителя свой уникальный имидж, предлагая услуги по доступным ценам. Чтобы соответствовать таким изменениям в поведении потребителей, компания ACCOR приняла решение «переизобрести» продукт и услуги отелей эконом-класса в своей сети.

А именно, IBIS становится мега-брендом, включающим в себя 3 направления:

- ibis – которыми останутся все существующие отели ibis,

- all Seasons – которые станут теперь отелями «ibis styles»,

- etap Hotel – которые станут “ibis budget”.

Реализация данного проекта начнется с конца 2011 года и будет продолжаться в течение 2012. По завершении его, бренд отелей эконом-класса ibis станет образцом бренда недорогих отелей, которые как нельзя лучше учитывают трэнды индустрии гостеприимства и соответствуют ожиданиям завтрашнего клиента.

Источник: Портал гостиничного бизнеса//http://hotelline.ru/news_article.php

Вопросы для обсуждения:

  1. Опишите известные Вам модели потребления.

  2. Почему гостиничным предприятиям следует учитывать изменения моделей потребления?

  3. Какими методами анализировать данные изменения.

  4. Подготовите и представьте проект активации бренда отечественных отелей.