logo
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации

Для повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Минспорттуризмом утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей.

Новый порядок классификации объектов туристической индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи (далее - Классификация), утвержден Приказом Минспорттуризма России от 25.01.2011 N 35 согласно ст. ст. 4 и 5 Закона об основах туристской деятельности в РФ, Положения о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Разработанный Минспорттуризмом документ имеет ряд отличий по сравнению с предшествующей классификацией, особенно в плане классификации гостиниц и отелей29.

Отметим, что способы управления качеством гостиничных услуг являются показателем конкурентоспособности гостиничного бизнеса каждой страны. Наличие сертификата соответствия предоставляемых гостиницей услуг в нашей стране носит добровольный характер.

Универсальной системы классификации и сертификации гостиниц сегодня в мире нет. По данным Международной ассоциации гостиниц и ресторанов, официальные системы классификации гостиниц приняты в 64 странах мира, в 11 государствах она находится в стадии разработки, а в 58 единой классификации не существует30. По мнению В.С. Сенина и А.В. Денисенко, это обусловлено тем, что разработка системы категоризации гостиниц относится к числу наиболее сложных проблем гостиничной отрасли, поскольку согласно расчетам количество параметров, характеризующих качество различных гостиниц, составляет не одну сотню31.

В 1989 г. Секретариат Всемирной туристской организации (далее - ВТО) выпустил Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации. Именно этот документ можно сегодня рассматривать как международный стандарт гостиничных услуг. Следует отметить, что он носит исключительно рекомендательный характер32.

Действующие сегодня требования к гостиницам и другим средствам размещения, и критерии их балльной оценки, требования к номерам различных категорий отечественной Системы классификации соответствуют рекомендациям ВТО. Аналогично документу ВТО Система классификации содержит требования, предъявляемые к зданию гостиницы и прилегающей к ней территории, водо- и энергоснабжению, отоплению, вопросам безопасности, номерам, техническому и сантехническому оборудованию, дополнительным помещениям гостиницы, предоставляемым услугам, обслуживающему персоналу и т.д. Каждый вид требований делится на две группы. Первая предъявляется к гостиницам всех категорий. Выполнение этих требований - необходимое условие для обеспечения безопасности гостя. Ко второй группе относятся требования, предъявляемые к конкретным категориям гостиниц.

На международном уровне услуги регулируются Генеральным соглашением по торговле услугами от 15 декабря 1993 г. (ГАТС). ГАТС в отношении услуг не применяет понятий «технический регламент» и «стандарт», т.е. не делит требования на обязательно применяемые и добровольно исполняемые, а применяет понятие «меры», под которыми понимаются нормативные правовые акты по регулированию торговли услугами. Таким образом, в мировой практике на услуги могут утверждаться обязательные требования.

Отметим, что Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) принято в Марракеше 15 апреля 1994 г., является элементом всемирной торговой системыи имеет обязательную силу для всех членовВТО. Российская Федерация членом ВТО не является, следовательно, требования ГАТС так же носят для России рекомендательный характер33.

Классификация и стандартизация гостиничных услуг относятся к механизмам государственного регулирования отрасли.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», одним из направлений государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является стандартизация и классификация объектов туристской индустрии, к которым относятся так же гостиницы 34.

Требования к качеству и безопасности услуг содержатся и в Законе о защите прав потребителей. В соответствие с Правилами оказания гостиничных услуг исполнитель обязан довести до сведения потребителя сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Стандартизация услуг регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» .

Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности Закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия услуг этим требованиям. Статья 18 Закона о техническом регулировании устанавливает, что такие требования могут быть в форме стандартов или договоров. Никаких других форм документов, устанавливающих состав и содержание добровольно принимаемых требований к услугам, Закон не предусматривает. Закон не допускает применения процедур обязательного подтверждения соответствия услуг каким-то требованиям и принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. Следовательно, гостиничные услуги не подлежат обязательной сертификации. Они подлежат лишь добровольному подтверждению соответствия разработанным критериям. Эти утвержденные критерии отражены в системе классификации гостиниц и иных средств размещения.

Выделим основные цели классификации объектов туристской индустрии:

- обеспечение качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей зарубежной практикой;

- предоставление потребителям необходимой и достоверной информации, обеспечивающей компетентный выбор, о соответствии объекта туристской индустрии категории, предусмотренной в системах классификации;

- повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на увеличение туристского потока и рост доходов от въездного и внутреннего туризма;

- укрепление доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки категории объектов туристской индустрии и качества туристских услуг.

В связи с одобрением Международным Олимпийским комитетом заявки России на проведение Олимпийских и паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи и развитием курорта как горноклиматического в общем принципе добровольного подтверждения соответствия гостиничных услуг появилось значимое исключение.

Статья 8.1. Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта от 16.11.2007г. устанавливает обязательные требования к гостиничным предприятиям в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года. Так, на территории г. Сочи предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Данные о присвоенной гостинице категории размещаются на вывеске гостиницы. Причем п.4. ст.8.1. данного закона обязывает собственников гостиниц в Сочи обеспечить соответствие гостиницы или иного средства размещения определенной категории за свой собственный счет.

В случае нарушения данных требований к правонарушителю, который окажет гостиничные услуги без наличия сертификата соответствия, в соответствии с санкцией ст. 14.39 КоАП РФ предусмотрен штраф на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Первая в России система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию была утверждена в 2001 г.

Приказом минэкономразвития от 21 июня 2003 г. N 197 было утверждено второе Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Данная система классификации гостиниц просуществовала два года и была отменена в связи с принятием 21 июля 2005 г. Приказа Федерального агентства по туризму N 86 "Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения". Эта система классификации проработала около пяти лет и была отменена в связи с изданием Приказа Минспорттуризма РФ от 09.12.2010 N 1337.

Приказом Минспорттуризма РФ от 07.05.2010 N 461 был утвержден новый порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, который просуществовал менее шести месяцев, и Приказом Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 N 35 был утвержден действующий ныне порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи".

Таким образом, с 2003 по 2011 год в стране четыре раза менялась как сама система классификации средств размещения, так и порядок ее осуществления.

Что же принципиально нового содержит последняя классификация средств размещения?